Источник фото: freepik.com
Сегодня Арктика – геостратегическая территория Российской Федерации, обеспечивающая государственную безопасность границы и представляющая экономический потенциал. Тем не менее суровые климатические условия и отсутствие базовой инфраструктуры и перспектив заставляют местное население переезжать в другие регионы. После распада СССР на Севере наблюдалась убыль населения, в том числе трудоспособного возраста, ввиду массового закрытия предприятий и отсутствия мер по развитию территории. Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики завершило разработку стратегии развития региона до 2035 года. Теперь все зависит от того, будет ли она реализована.
Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики завершило разработку стратегии развития региона до 2035 года. Теперь основы госполитики на данной территории должны быть утверждены президентом России Владимиром Путиным, после чего проект передадут в правительство. В Арктическую зону Российской Федерации входят Мурманская область, Ненецкий, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа, муниципальное образование «Городской округ Воркута» (Республика Коми), ряд муниципальных образований Архангельской области (в том числе муниципальное образование «Город Архангельск»), несколько районов Красноярского края (Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, Туруханский район, городской округ «Город Норильск»), северные улусы Республики Саха (Якутия), а также некоторые земли и острова Северного Ледовитого океана.
Важность развития региона невозможно переоценить. Сегодня Арктика относится к геостратегическим территориям Российской Федерации, что обосновано, прежде всего, ее экономическим потенциалом. 43% площади северного региона планеты, а это около 9 миллионов квадратных километров, приходится на долю российского сектора. Именно Арктический регион может принести миру наиболее крупные и перспективные нефтегазовые месторождения. Согласно консолидированной экспертной оценке, в российской Арктике сосредоточено около 22% мировых неразведанных запасов углеводородов, а прогнозируемые запасы глубоководной части Северного Ледовитого океана составляют порядка 15–20 миллиардов тонн условного топлива. Помимо этого, использование Северного морского пути способно по-новому направить потоки мировой торговли. Также эта территория обеспечивает нашу государственную безопасность границы, военный потенциал которой огромен и в последние годы еще более активно наращивается.
В настоящее время в Арктической зоне проживает только 1,95 миллиона человек, то есть немногим более 1,5% населения РФ. Данный регион дает почти 10% ВВП за счет нефтегазодобычи и 10% всех инвестиций, а также демонстрирует высокие темпы роста производительности труда и заработной платы. Однако такие ключевые показатели, как бедность и безработица, выше среднероссийского уровня, что говорит о более низком качестве жизни населения. В результате за последние 15 лет численность населения упала на 0,3 миллиона человек, и остановку этого оттока правительство считает одной из своих первоочередных задач.
Развитие Арктики требует не только многомиллиардных вложений, но и привлечения населения, что имеет свои особенности. В советское время было принято немало законов, направленных на решение данной проблемы, однако после распада СССР на Севере начался настоящий разгром. К сожалению, в 1990-е годы правительство не имело в отношении данных территорий стратегического видения, что привело к массовому закрытию предприятий и убыли населения – Арктику покинули от 25 до 50% жителей. Сегодня руководство страны принимает меры для исправления этой ситуации, но отсутствие мер по развитию региона в течение 20 лет значительно снизило уровень жизни населения. К сожалению, данная тенденция на некоторых территориях все еще сохраняется, и «возвращение» в регион является долгим и чрезвычайно сложным процессом.
Для подъема уровня заселенности Арктики разработано несколько государственных миграционных программ. Одна из них – привлечение соотечественников из-за рубежа. Первый этап данного плана был запущен в 2007 году, второй – в 2012-м. В привлечении населения из стран СНГ и государств, входивших когда-то в состав СССР, участвуют практически все регионы Арктической зоны, проводится особая политика, принимаются серьезные меры, однако об особых успехах говорить рано. Существует также программа внешней трудовой миграции, осуществляемая в рамках программы занятости населения; для привлечения кадров в районы Севера разработана и действует программа расширения мобильности населения. Но, как и план привлечения соотечественников, эффективными эти программы, на мой взгляд, назвать нельзя.
Есть территории, в которых миграционные программы осуществляются очень динамично. В первую очередь это относится к Ямало-Ненецкому автономному округу, куда люди едут настолько активно, что руководство округа начало ограничивать въезд мигрантов. Если говорить о Таймыре, то до укрупнения района эта территория была совсем неплохо обеспечена, но объединение с Эвенкийским округом никому не пошло на пользу, и теперь мы имеем в этой части Арктической зоны заметный спад экономики. Определенный потенциал имеется и у Якутии, однако в самых бедных, относящихся к Европейскому Северу регионах (в Архангельске, Мурманске, Коми, Карелии), переселение населения существенно замедлено. То есть в последние годы процесс и там немного активизировался, однако люди все-таки предпочитают ехать в регионы, более благоприятные по климату и возможностям.
Следует заметить, что Арктика во всех странах мира – регион дотационный. США, Канада, Норвегия и Финляндия вкладывали и продолжают вкладывать в ее развитие большие средства, но даже несмотря на это территории Арктической зоны всегда оставались дотационными. Думаю, если бы руководство регионов Европейского Севера изыскало возможность улучшить инфраструктуру и повысить зарплаты, численность населения за счет внутренней миграции обязательно бы возросла. Миграция очень чутко реагирует на улучшение условий жизни в регионе, поскольку люди едут туда, где стартуют перспективные проекты, а значит, появляются рабочие места. Однако из большинства регионов европейской части Арктической зоны Европы больше уезжают, нежели въезжают.
При этом крайне неблагоприятным фактором является старение населения, так как люди трудоспособного возраста мигрируют из региона. В связи с этим одной из главных задач стратегии развития Арктики как раз и является привлечение молодежи. Причем речь идет не только о приезде на Север молодых специалистов, но и о задерживании на малой родине родившихся и выросших в Арктике молодых людей, которые с рождения адаптированы к суровым условиям и могут, получив образование, не тратить время на приспособление, а немедленно приступить к работе.
С одной стороны, выполнению данной задачи способствуют действующие в регионе крупнейшие университеты. Но с другой, в сфере образования также есть определенные проблемы: получив диплом, многие выпускники северных университетов мечтают уехать работать в более крупные города, где зарплата выше, – например, в Москву и Санкт-Петербург. В Архангельске, Мурманске, других городах Европейского Севера много раз пытались разработать комплекс мер, которые стимулировали бы молодых профессионалов оставаться в родных городах.
Сегодня говорят о необходимости создания у молодых людей бытовавшего в советские годы представления о романтике Севера. Как демограф, я считаю, что необходимо создать во всех арктических регионах базовую инфраструктуру, то есть фактически предоставить людям приемлемые условия жизни и обеспечить если не высокую, то хотя бы достойную зарплату. У руководства страны много хороших, прекрасно разработанных планов. Сейчас все зависит от того, насколько удастся воплотить их в жизнь. Будет ли это осуществлено – мы узнаем уже через несколько лет.
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!
очень большая убыль населения в 90х была