Рассмотрение плана мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Концепции демографической политики стало одним из основных вопросов повестки
Как отметил Председатель Правительства Дмитрий Медведев, с 2007 года благодаря реализации концепции демографической политики продолжительность жизни выросла на четыре года, достигнув исторического максимума, впервые с 1991 года фиксируется естественный прирост населения. Вместе с тем он подчеркнул, «чтобы сохранить тенденцию, динамику рождаемости, необходимо принимать и дополнительные решения». Речь идет о снижении смертности за счёт повышения качества и доступности медицинской помощи, занятий физкультурой и спортом, создания безопасных условий на производстве, отказа от вредных привычек и ряда других мер.
Министр социальной защиты и труда Максим Топилин представил план мероприятий по реализации концепции демографической политики на предстоящее пятилетие, отдельно выделив «дальневосточную тему». «Мы ещё обсудили этот вопрос с Министерством по развитию Дальнего Востока. Коллеги готовят концепцию особенностей развития на Дальнем Востоке. Мы ... в рабочем порядке в Аппарате Правительства соответствующий дополнительный пункт о таком плане сформулируем», – отметил Максим Топилин.
Как уточнили в Минвостокразвития, в настоящее время готовится Концепция демографической политики на Дальнем Востоке до 2030 года и дополнения в План реализации концепции демографической политики России. Среди предлагаемых мер планируется ввести налоговые льготы для молодых и многодетных семей, переезжающих на Дальний Восток, ввести в макрорегионе повышающий коэффициент для материнского капитала, внедрить программу по улучшению жилищных условий для семей с детьми по мере рождения детей, совершенствовать организацию службы скорой медицинской помощи, в том числе развивать санитарную авиацию. В Министерстве отдельно подчеркивают, что приоритизация задач и мероприятий по демографическому развитию Дальнего Востока должна быть прописана в государственных и федеральных целевых программах.
«Сама идея развития Дальнего Востока представляется правильной и необходимой, так как по уровню социально-экономического развития данный макрорегион в целом отстает от России. Например, по таким базовым показателям, как уровень безработицы и доля населения с доходами ниже прожиточного минимума большинство регионов ДВФО отличаются от средних показателей РФ в худшую сторону, а валовый региональный продукт макрорегиона начал снижаться (пусть и незначительно) еще в 2012 году. Тем не менее, не все предлагаемые меры в настоящий момент реализуемы», - прокомментировал предложения эксперт proaist.ru, доцент кафедры демографии НИУ ВШЭ Владимир Козлов.
Специалист предложил рассмотреть возможные предложения подробнее.
1) «Налоговые льготы для молодых и многодетных семей, переезжающих на Дальний Восток».
Возникает вопрос, на какие налоги будут введены данные льготы. Если на подоходные налоги, то сперва надо решить проблему занятости членов молодых и многодетных семей (не стоит забывать про более высокий уровень безработицы, показатели ВРП). Если на налоги с прибыли предприятий, которые предлагается открыть переехавшим семьям, тогда необходимо улучшать инвестиционный климат макрорегиона.
2) «Ввести в макрорегионе повышающий коэффициент для материнского капитала».
Видимо, для реализации цели переселения молодых семей на Дальний Восток. Стоит отметить, что в макрорегионе рождаемость в настоящий момент около 1,9 ребенка на женщину, что лучше общероссийского показателя. И показатель растет, несмотря на ухудшение социально-экономических условий. Может быть, вместо повышающих коэффициентов необходимо увеличить затраты на развитие инфраструктуры?
3) «Внедрить программу по улучшению жилищных условий для семей с детьми по мере рождения детей».
Предложение верное, но лучше бы в целом зантяься обновлением жилищного фонда регионов ДВФО.
4) «Совершенствовать организацию службы скорой медицинской помощи, в том числе развивать санитарную авиацию».
При дальневосточных расстояниях санитарная авиация, безусловно необходима. Стандартное же развитие в данных условий скорой медицинской помощи эффекта может и не дать. Хотелось бы, чтобы осуществлялись вложения в систему здравоохранения регионов, которая включает в себя не только экстренные службы.
А главный вопрос, откуда на все вышеперечисленное брать дополнительные средства?