Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Полезные советы

Ребенок разбил товар в магазине: платить или нет?

Автор
Александра Шомина
Александра Шомина
Юрист
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
6 ноября 18 в 11:15
Ребенок разбил товар в магазине: платить или нет?

Очень много интересных сюжетов можно встретить в супермаркете, особенно в очередях. Стоишь себе спокойно, а рядом разгорается социальный конфликт. Женщина с ребенком. Малыш за обе щеки уплетает киндер-сюрприз, который так заманчиво лежал на полке перед кассой. Женщина выкладывает на ленту продукты, в том числе надкушенный банан. Видя эту картину, следующий в очереди отпускает комментарий: «Неужели нельзя было покормить ребенка перед походом в магазин?». Завязывается спор, в ходе которого мамочка доходчиво пытается объяснить, что «покушать дома» никак не ограждает от истерики ребенка при виде вкусняшек в магазине, что нет ничего криминального, если ребенок съест печенюшку и т.п. Женщина расплачивается с кассиром, последний никак не среагировал на поюзанные продукты. Но только женщина с ребенком проходят через противокражную систему защиты, как она срабатывает, – подбегает охрана супермаркета, выясняется, что ребенок что-то еще прихватил себе в коляску. И начинается второй раунд. В этой истории все закончилось хорошо, мамочку с ребенком отпустили после того, как она доплатила за случайно унесенный ребенком леденец.

Однако в «Новостях» нам частенько рассказывают о подобных конфликтах. Один из недавних – жестокая стычка беременной покупательницы с сотрудником Росгвардии. Расследование до сих пор продолжается. А из совсем трагических можно вспомнить смерть бабули, когда ту заподозрили в краже масла в магазине.

Вариантов масса. Так что попробуем разобраться, можно ли отказаться от оплаты товара, который, например, съел ваш ребенок в магазине; как себя вести, если вы или ваш ребенок испортили/разбили товар, не доходя до кассы. И так далее…

Ребенок разбил товар в магазине: платить или нет?

Источник фото: shutterstock.com

Кто несет ответственность за товар?

Договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека. Такое правило вносит определенность в отношения между продавцом и покупателем, иначе бы каждый раз, когда мы брали товар с полки просто посмотреть, мы бы невольно давали свое согласие на его покупку. Предполагается, что в момент передачи кассового чека (заключения договора) продавец исполняет полностью свои обязанности перед покупателем, в том числе обязанность по передаче товара. До этого товар остается собственностью продавца, и продавец несет все риски, связанные со случайной гибелью и случайным повреждением товара. Ответственность продавца за товар не означает, что вы можете походить по магазину, вскрыть упаковки, попробовать товар и, не оплатив его, уйти. Если имуществу магазина причиняется вред по вашей вине, то магазин имеет право потребовать компенсировать ущерб. Поэтому, если ваш малыш что-то съел в магазине, то, конечно, вы должны оплатить магазину убытки в размере стоимости данного товара. Каким бы бессознательным ни был поступок вашего ребенка, помним, что ответственность за причиненный вред чужому имуществу детьми до 14 лет полностью несут родители. Дети от 14 до 18 лет самостоятельно несут ответственность, а если у данной категории детей отсутствуют доходы – ущерб полностью или в недостающей части возмещается родителями.

Такие же последствия наступают, если вы или ваш ребенок взяли товар в руки и по неосторожности выронили и разбили; если вели себя неестественным образом (бег по торговому залу, катание на тележках и т.п.), в результате чего повредили имущество магазина; если умышленно испортили товар (среди подростков есть случаи вредительства).

Гораздо интереснее ситуации с точки зрения ответственности, когда есть участие покупателя, но ущерб возник по вине самого магазина. К примеру, если вы поставили товар на ленту, по которой осуществляется движение товара к кассиру, а товар упал, то ответственность за поврежденный товар несет магазин, поскольку контроль за движением товара возложен либо на продавца, либо зависит от самого механизма кассовой ленты (датчики движения).

Даже имея стройное телосложение, я часто испытываю неудобства в продуктовых магазинах, когда пытаюсь с кем-нибудь из других покупателей разойтись в проходе между стеллажами. Ширина основных проходов в магазине, в котором торговая площадь до 100 кв. м, должна составлять не менее 1,4 м (требования п.6.2.8. СП 118.13330.2012* Общественные здания и сооружения), с увеличением торговой площади ширина проходов также должна становиться больше. Если вы в узком проходе зацепили товар одеждой, то ответственность несет магазин ввиду нарушения последним требований о минимальном расстоянии между полками и стеллажами. Меня пару лет назад очень выручили эти требования. Я была в салоне сотовой связи и выбирала телефон. Небольшое помещение было обустроено так: по стенам расположены застеклённые полки с товарами и посередине островок. Я стала смотреть телефоны на островке, а сзади меня стоял стеллаж от пола до середины стены. Не знаю, как так получилось, но я случайно «цокнула» здоровенным каблуком туфли (девочки меня поймут) стеклянную дверь полки. Не уверена, что в той ситуации я была права, но продавцам в свою защиту я говорила, что компенсировать ничего не буду, так как расстояние между островком и стеллажами не соответствует нормам. Строительные правила я не знала, но юридическое чутье подсказывало, что они есть. Такой же аргумент можно приводить тогда, когда проход между полками хоть и нужной ширины, но загроможден какими-либо предметами (например, коробками), что препятствует свободному движению покупателей и – в худшем варианте (при пожаре) – эвакуации людей.

Вина покупателя также исключается, если он поскользнулся на мокром полу в торговом зале и в результате падения повредил товар магазина. При этом отсутствовала предупреждающая табличка «Осторожно, мокрый пол!». В этой ситуации ответственность за ущерб несет клининговая компания, которая нарушила правила уборки помещения.

Ребенок разбил товар в магазине: платить или нет?

Источник фото: shutterstock.com

План действий

Когда в магазине происходит спорная ситуация, зачастую администрация магазина пытается переложить ответственность на покупателя. Это нормально, никто не хочет нести убытки, сотрудники магазина – материально ответственные лица. Если вы понимаете, что вашей вины нет, а администрация настаивает, чтобы вы здесь и сейчас компенсировали ущерб, рекомендую придерживаться следующего плана:

  1. Попросите администрацию магазина составить совместно с вами акт о порче товара. Убедитесь, что в акте указано только то количество товара, которое действительно было повреждено, не вписан какой-либо дополнительный товар. Поясните в акте ваше видение ситуации и причины произошедшего.

  2. Найдите очевидцев, которые присутствовали при повреждении имущества магазина, сделайте фотографии, снимите видео. Зафиксировать обстоятельства очень важно, потому что если дело дойдет до суда, то мало шансов, что магазин предоставит съёмки в торговом зале с камер видеонаблюдения, которые свидетельствуют не в пользу магазина.

  3. Сообщите, что у вас нет обязанности компенсировать ущерб во внесудебном порядке, и вы оплатите магазину убытки только в том случае, если такое решение будет принято судом. Обозначьте, что обратитесь в Роспотребнадзор для защиты ваших интересов в суде.

  4. Представители охраны магазина не вправе вас задерживать, применять физическую силу. Если сотрудники охраны пренебрегают данным правилом, напомните им о существовании уголовной ответственности за превышение полномочий. Сотрудники охраны могут задержать покупателя до приезда полиции, но только в случае подозрения в совершении преступления или административного правонарушения (например, кража, умышленное уничтожение имущества и т.п). Спор относительно того, кто виноват в повреждении имущества магазина, является гражданско-правовым, в связи с чем охрана не может применить в отношении вас какие-либо меры.

Убеждена, что при выполнении вами всех этих мероприятий, администрация магазина передумает предъявлять какие-либо требования в судебном порядке.


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть