С какими парадоксами при изучении зарубежного опыта семейной политики сталкиваются демографы? Почему при одинаковом уровне СКР некоторые государства хотят повысить рождаемость, а другие – сократить ее? На эти вопросы proaist.ru попросил ответить старшего научного сотрудника Института демографии НИУ ВШЭ Ольгу Исупову.
Сейчас осталось уже очень мало стран, где нет никакой семейной политики. В мире существуют системы семейной политики, направленные как на повышение рождаемости, так и на ее снижение.
И это не очень сильно зависит от того, какая в стране рождаемость, то есть в данном случае очень трудно вывести какую-то корреляцию. Больше всего, наверное, семейная политика зависит от того, какая идеология в стране в данный момент. При одном и том же уровне суммарного коэффициента рождаемости (СКР) одни государства считают рождаемость критически низкой и пытаются что-то предпринимать для ее повышения, другие не вмешиваются (на это могут быть не только политические, но и экономические причины), третьи стремятся поддерживать ее на текущем уровне, а четвертые хотят ее снижать.
Например, при СКР 1,9 в Колумбии намерены снижать рождаемость, в Исландии и Новой Зеландии – поддерживать, в Великобритании, США и на Багамах предпочитают не вмешиваться, в Уругвае и Австралии – увеличивать.
При такой низкой рождаемости, как всего лишь 1,2–1,3 ребенка на женщину, некоторые правтельства считают, что это нормально, пускай так и остается. Но, например, в Габоне (Африка), где СКР составляет примерно 4 ребенка на женщину, декларированная цель – повышение рождаемости. Многое зависит в том числе и от того, сколько в стране денег.
На глобальном уровне суммарный коэффициент рождаемости снизился с 4,4 в 1970–1975 гг. до 2,5 в 2010–2015 гг. Среди стран с не менее чем 90 000 жителей в 2013 г. только в 45 рождаемость составляла 4 ребенка на одну женщину и более, а в начале 1970-х таких стран было 135. По прогнозам, к началу 2030-х годов таких стран будет только 14. Число стран с рождаемостью ниже уровня простого воспроизводства населения увеличилось с 55 в 1990–1995 гг. до 86 в 2010–2015 гг., ожидается, что к 2030–2035 гг. их будет 119.
Региональные различия велики. В Европе средний СКР в 2010–2015 гг. составляет 1,6, в Северной Америке – 1,9, в Азии и Латинской Америке – 2,2, в Австралии и Океании – 2,4 и в Африке – 4,7. При этом из 45 развитых стран с рождаемостью ниже уровня простого воспроизводства 41 достигла этого низкого уровня уже к 1990 годам, а после 2010-го к "клубу" присоединилась только Албания. Для 36-ти стран из этого числа были характерны некоторые незначительные всплески увеличения рождаемости в периоды 2000–2005 гг. и/или 2005–2010 гг. Однако, в среднем СКР в развитых странах в 2010–2015 гг. составлял 1,7 ребенка на одну женщину.
В менее развитых странах рождаемость в это время продолжала падать, и к 2010–2015 гг. 41 такая страна также достигла уровня СКР ниже простого воспроизводства населения.
Существует 45 развивающихся стран с рождаемостью выше 4 детей на женщину, из них в 17 – выше 5 (World Fertility Policies (2011) UNITED NATIONS, Department of Economic and Social Affairs, Population Division).
К 2013 году осталось только 12% государств, которые вообще не вмешиваются в рождаемость. Самые низкие СКР, при которых правительство декларирует стремление к снижению рождаемости, в Тунисе – 2,1, в Бутане –2,2, в Бахрейне – 2,1, в Колумбии – 1,9.
Текущий уровень поддерживается при 1,4 в Маврикии, 1,3 – в Андорре и 1,4 – в Монако. Понятно, что это маленькие и не очень богатые страны. Может быть, у них еще и очень мало территории и они не очень понимают, куда девать этих дополнительных детей. Но это уже гипотезы.
Политика невмешательства проводится при настолько разных показателях СКР, как 6,6 (Сомали) и 1,2 (Босния и Герцеговина). Но это связано, скорее всего, также с бедностью этих государств.
Средние показатели коэффициента рождаемости на каждый вид политики отличаются. Там, где ее стремятся снижать, в среднем СКР равен 4,1, где поддерживают существующий уровень – 2,4, где не вмешиваются – 2,3 и увеличивают там, где он 1,8. То есть на уровне средних показателей некая логика все же прослеживается.
Меры семейной политики, нацеленной на снижение рождаемости, сводятся к следующим пунктам:
- планирование семьи и безопасное материнство в национальных системах здравоохранения;
- доступность охраны репродуктивного здоровья;
- увеличение мужской ответственности в области сексуального и репродуктивного здоровья;
- увеличение минимального законного возраста при вступлении в брак;
- улучшение качества женского образования и возможностей трудоустройства для женщин;
- меры по преодолению предпочтения сыновей дочерям в семьях;
- распространение дешевой, безопасной и эффективной контрацепции.
В целях увеличения рождаемости государства проводят следующие мероприятия:
- выплата "премии" при рождении ребенка;
- выплата пособий семьям с детьми;
- материнский, отцовский и родительский отпуск по уходу за ребенком;
- выделение субсидий на оплату ухода за ребенком в яслях и детских садах;
- снижение налогового бремени для семей с детьми;
- субсидии на жилье;
- гибкий график работы;
- кампании по усилению равенства в области ухода за детьми и их воспитания с тем, чтобы больше такой работы выполнялось мужьями.
Большая часть стран, применяющих все или часть таких мер, находится в Европе.
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!