Источник фото: Photo by Fernando @cferdo on Unsplash
С наступлением подросткового возраста мой гиперактивный, невнимательный и шумный брат резко преобразился. Стал усидчивее, меланхоличнее. Заперся в комнате, превратился в красивого, вредного, немного нескладного юношу с мерзким временами характером. А еще ему как будто стало на все пофиг.
Я честно терпела несколько лет. Года три, наверное. Терпела, у самой проблемы были, сама истерила. А потом не выдержала и спросила: «Пахенций, ну вот тебе что, на улицу лень выйти? Ты какого хрена зад просиживаешь? Тебе 15 лет, у тебя что, друзей нет?»
Павел хмыкнул, закатил глаза, принял независимую позу и дал гениальный ответ: «Пф... и че мне на улице делать? И вообще, я и так задрался».
И удалился. Удалился, оставив меня расшифровывать слово «задрался». Ну отчего там «задраться» можно? Школа, бокс, музыкалка. Да, еще три младших брата за тонкой стенкой. И бушующие гормоны. И неприятие своей внешности. И ссоры с родителями. Да и все, наверное. А еще лучший друг, уехавший в другую страну. Действительно, с чего?
Следующий вопрос: «И че на улице делать?». Слушайте, и правда, чего? На площадке играть? По дворам шататься? Ну не знаю… Вообще, в этом коротком споре, несомненно, победил мой брат, но я так и не могла понять: почему же он, как и я в 15 лет, стал отшельником? Почему эта апатия свойственна многим подросткам? Почему человек как будто запирается в себе и ему становится все равно?
Переломный момент
Подростковый возраст – штука сложная. Человека буквально ломает, он переполнен самим собой. Ценности, суждения, принципы меняются, трансформируются. Гормоны явно портят жизнь, настроение и все остальное. И взрослые еще хотят, чтобы подростки активничали!
Я вспоминаю свой подростковый возраст – огромное количество энергии уходило на мысли о собственной ничтожности, о том, какие родители плохие и тупые, а также на постоянные, болезненные эмоциональные всплески. Я помню это ощущение постоянной натянутости и опасности: только тронь – закричу, заистерю. Я не могла контролировать свой гнев и свою обиду на всех вокруг. Конечно, мне было плевать на то, что происходит на улице, я сама была постоянно дребезжащим нервом.
Я очень надеюсь, что не у всех так все плохо. Что не все пребывают в таком эмоциональном раздрае. Но даже если у ребенка все в десять раз лучше, чем было у меня, внутренние переживания отнимают огромное количество энергии. И легче всего просто замкнуться, уйти в себя, заняться чем-то, что не требует большого количества сил. Отвлечься.
Источник фото: Photo by
Как вытащить подростка из кокона
Хотите лайфхак? Никак. Даже не пытайтесь. Не вытащите. А если вытащите – это будет насилием, и в результате ребенок уйдет еще глубже в себя. Грубое нарушение личного пространства – не метод. Если ребенок бежит от общества и от реальности – значит, эта реальность и это общество тяготят его и вызывают дискомфорт. Как и в случае с игровой зависимостью, нужно менять не ребенка, а окружающую его действительность. Прежде всего стоит понять и принять эту депрессивную апатию – поймите, что это естественно. Почему? Потому что это защитная реакция, потому что так ребенку легче, потому что окружающая среда может быть слишком токсична, чтобы соприкасаться с ней.
Короче, оставьте дитя в покое. Отстаньте. Дайте делать то, что он хочет, дайте быть наедине с собой. Но не оставляйте в одиночестве! Уважение чужих границ и наплевательство – это разные, совсем разные вещи. Позвольте ребенку побыть наедине с собой, но не позволяйте ему отгораживаться от вас. Семья и родители нужны, и всякие штуки вроде походов в театр и кино с кем-то из родных – оптимальный вариант.
Я снова стала близка с мамой не так давно. Дело в том, что весь этот год мы ходим в театр практически каждую неделю. Ходим вдвоем. Я – заядлая театралка, а мамины вкусы совпадают с моими. Наверное, сейчас у нас хорошие отношения как раз потому, что она сделала наши совместные походы в театр нерушимой традицией. В последнее время Пахен (брат Павел. – Прим. ред.) тоже ходит с нами – сближается с искусством и семьей. В подростковом возрасте я почти не общалась с родителями (истерики не считаются). Только иногда мама сама приходила ко мне, обнимала и говорила, что все будет хорошо. Просила прочитать ее любимые произведения, а потом обсуждала их со мной. Так я, кстати, и полюбила Достоевского.
Нет универсальных методов – все дети разные. Одно ясно: осторожная демонстрация общих интересов показывает ребенку, что родители – не враги. Чтобы вытащить подростка из раковины, нужно хорошо его знать, сильно любить и не давить. Если ваш ребенок любит живопись, потратьте время и деньги, чтобы купить билет на короткую выставку картин необычного художника. Любит боевики? Вытащите в кино, купите его любимый попкорн и постарайтесь вникнуть в сюжет. Этот процесс максимально энергозатратен – нужно вкладываться и вкладываться, искать общие точки или даже создавать их. Если ваша дочь коллекционирует кукол определенного бренда, не смейте называть ее хобби бесполезным. Лучше купите куклу, которую она давно хочет.
Обесценить интересы ребенка и заставить его замкнуться в себе легко. А сможете ли вы понять его, разделить его хобби и стать другом?
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!
Подростковый возраст - самый ужасный
Подростковый возраст - это зародыш взрослого человека. Если все идет правильно - взрослый будет здравым человеком