Вход на сайт
Регистрация
или
CAPTCHA
Регистрация кабинета врача и/или психолога
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Психология

Кто первым должен просить прощения?

Автор
Оксана Ласточкина
Оксана Ласточкина
журналист
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
25 мая 23 в 10:00
0
Кто первым должен просить прощения?

Источник фото: freepik

В жизни каждого человека случаются ситуации, когда ему нужно признаться в своей вине и попросить прощения у другого человека. Однако не всегда это происходит легко и безболезненно. Люди абсолютно по-разному могут себя чувствовать в момент извинения: это может быть грусть, страх, для кого-то это унижение. Марина Федорина, семейный психолог, эксперт в детско-родительских отношениях, расскажет, как правильно просить прощения и почему иногда это так сложно сделать.

Причины проблемы 

Может быть несколько причин, почему нам бывает сложно сказать два простых слова: «Извини меня». 

Для начала рассмотрим проблему со стороны детско-родительских отношений. Это может быть негативный детский опыт, когда ребенка наказывали, не принимали его извинения. И впоследствии такому человеку будет сложно искренне приносить извинения, признавать свои ошибки.

Вторая причина – некоторым людям просто не хватает высокой самооценки. Просить прощения –это то же самое, что признаться, что я сделал что-то не так, допустил ошибку. И людям, которые не уверены в себе, в своих действиях, очень сложно извиниться, потому что для них любая ошибка может еще больнее ударить по их самоуверенности.

Гордость – основа сложности в извинениях. Мы не хотим признаваться перед другими, что мы были не правы или сделали что-то неправильное. Наше самолюбие не позволяет нам смириться и сказать слова извинения. Мы боимся, что это может подорвать нашу репутацию и статус в глазах других людей.

Мы боимся, что если мы признаем свою вину, то это может привести к неприятным последствиям. Мы боимся, что нас осудят или накажут за наши поступки. Этот страх может быть связан с прошлым негативным опытом, когда мы уже пытались извиниться, но нам отказали в прощении.

Еще одна из причин – низкая эмпатия. Когда человек будет извиняться только в случае намеренного причинения вреда, а если это произошло случайно, то он не будет считать себя виноватым. При этом в обоих случаях ему абсолютно все равно на вашу боль и переживания.

Эмоциональное напряжение – когда мы чувствуем сильные эмоции, такие как гнев, обида или разочарование, нам бывает сложно контролировать свои слова и поступки. Мы можем сказать или сделать что-то обидное, и после этого нам будет трудно признаться в своей вине и попросить прощения.

Кто первым должен просить прощения?

Источник фото: wirestock на Freepik

Почему люди извиняются и прощают?

Когда мы проявляем искренность и открытость в отношениях с другими людьми, мы укрепляем свою духовную связь с ними. Когда мы просим прощения, мы демонстрируем нашу готовность к мирному разрешению конфликта и наше желание сохранить хорошие отношения. 

Извинение и прощение – это способ вернуть в отношения утраченное доверие, теплоту, близость и, главное, чувство безопасности, которое было потеряно во время конфликта. Также это дает возможность ввести новые правила во взаимоотношения, которые ранее не были оговорены. 

Извинение и прощение нужно обеим сторонам: обидчику – чтобы избавиться от чувства вины, а обиженному – смягчить чувство боли, обиды.

Если вы чувствуете, что вам нужно признаться в своей вине и попросить прощения у другого человека, не стесняйтесь делать это. Не бойтесь признавать свои ошибки и быть уязвимыми перед другими людьми. Как же попросить прощения правильно?

  • Просто выслушать собеседника, понять его чувства. Слушать, не обесценивая страдания и боль другого человека, не пытаясь оправдаться. Дать возможность прожить чувства. Фразы, которые вам помогут: «Я знаю, что произошло, но, видимо, я что-то упустил(а). Объясни мне, пожалуйста», «Я сильно обидел(а) тебя и искренне хочу понять, в чем моя вина».
  • Проявить искренность. Без оправданий, отговорок, не пытаться уменьшить свою вину. Принять, что вы берете на себя ответственность, желаете только лучшего партнеру и готовы все исправить. Здесь важно сочувствие и сопереживание собеседнику. Фразы, которые смогут вам помочь: «Мне следовало понять, как это много значит для тебя, и мне очень жаль, что тебе пришлось пережить это в одиночку», «Мне очень жаль, что я так много выпил / приехал поздно / проигнорировал такой важный повод для тебя, мне нет оправдания».
  • Попытаться возместить ущерб. Как правило, в отношениях ущерб не материальный. Компенсация должна идти от всего сердца и соответствовать боли обиженного. Можно спросить своего партнера: «Что я могу сделать, чтобы уменьшить твою боль и восстановить доверие?»
  • Аргументированный диалог, в котором вы разговариваете по душам.

Иногда бывает так, что человек, у которого мы хотим попросить прощения, не желает с нами разговаривать. В такой ситуации важно проявить терпение и настойчивость. Здесь часто может помочь время, потому что человек, возможно, не готов идти на диалог. Нужно дать ему прожить свои чувства. Насильственное извинение может вызвать обратную, агрессивную реакцию, обвинение вас. В любом случае не забывайте проявлять уважение к человеку и его решению. Если он не готов принять ваши извинения, уважайте его выбор и дайте ему время на раздумье. Помните, что прощение – это процесс, который может занять время.

Кто первым должен просить прощения? – Виноватый. К сожалению, у нас большинство женщин так и живут в эпоху домостроя, когда они должны быть мудрее. Часто женщина все берет на себя, и из-за этого появляются зависимые отношения. Но если в паре любят, ценят, уважают друг друга, то вопроса о том, кто будет просить прощения первым, не возникнет.

Важно помнить, что признание своей вины и просьба о прощении – это не признак слабости, а наоборот, признак силы и уверенности в себе. Когда мы готовы признаться в своих ошибках и исправить их, мы становимся лучше и ближе к другим людям.


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Комментарии0
Отслеживать комментарии

При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
Отправить
Ответ Максиму
Неавторизованный пользователь Авторизованный пользователь
Подпишитесь на «Аист на крыше»

Нравится то, что читаете? Подпишитесь на рассылку Подпишитесь!

Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть