Говорят, труд сделал из обезьяны человека. Ну это если верить Дарвину. А вот по божественной версии труд был дан в наказание слишком любопытной парочке первых людей. Только они привыкли бить баклуши в раю и кушать незаработанную амброзию большой ложкой, как их создатель отправил в бренный мир трудиться в поте лица. И далеко не все их потомки считают труд осознанной необходимостью, а не пролонгированным наказанием.
Терпение, только терпение!
Спросите родителей школьников - приучают ли они их к труду? К простому труду по самообслуживанию, к помощи на кухне, к другим посильным домашним работам - пропылесосить, помочь с уборкой в кладовке, повесить шторы, вынести мусор, прибить полочку, - в общем, помочь во всём, что вы сами делаете если не ежедневно, то еженедельно. Большинство родителей скажет, что им проще самим помыть посуду или пол на кухне, чем смотреть, как ребёнок делает это неумело и долго. Но подумайте сами: если вы не дадите ему делать неумело, то как же он научится? И потом вы же ему будете предъявлять претензии: откуда у тебя руки растут, ничего не можешь, - и прочая, отчего ваше чадо вовсе не воспылает к вам благодарностью.
Поэтому терпите и учите. Разбил тарелку? Купите новую. Рассыпал мусор, складывая его в мешок? Помогите собрать. Вспомните себя - можно подумать, у вас всё получалось сразу. Но если не дать ему помочь вам сейчас, пока он сам рвётся это сделать, то не ждите, что он захочет этого позже, позже он сообразит, что вы и сами всё сделаете, вы же не будете жить в грязи и хаосе, а он, подросший ребёнок, займётся чем-нибудь более приятным.
Кстати, такие дети, которые ничего не умеют делать, потом, создавая свою семью, имеют довольно скверные перспективы. Хорошо, если они богаты - наймут прислугу. А если бедны? Тогда старые родители снова будут нести свой крест домашней работы. И уж как молодые неумехи воспитают своих детей - остаётся только догадываться.
Рабы на плантации
У многих из нас есть дача, на которой тоже надо трудиться. С одной стороны, нельзя спокойно смотреть, как родители или бабушки-дедушки горбатятся на огороде, а их чадо беспечно бегает по окрестностям, катается на велосипеде, вваливается домой нагулявшийся и просит поесть. А предки с замученным лицом сообщают, что им ещё пахать и пахать, поэтому обед не готов и неизвестно когда будет готов. Ребёнок, пожав плечами, хватает пакет печенья и снова убегает на улицу.
На самом деле, делать из дачи место каторжных работ обычно совершенно ни к чему. Не стоит этот огурец или чеснок того надрыва, который превращает всё в битву за урожай. Такая битва оправдана, если это ваш единственный источник пропитания, но тогда вы должны привлечь к такой работе и ребёнка - конечно, в посильной её части. Объяснить ему: Петя, мы небогаты, если ты хочешь новый велосипед или компьютер - помоги на огороде, у нас будут свежие овощи и фрукты, а если мы их не вырастим - придётся покупать, в общем, прощай, велосипед. Обычно Петя понимает такое обращение.
Другое дело, что эксплуатация маленького невольника на плантации должна быть щадящей, старшие обязаны следить, чтобы ребёнок не перегрелся или не переохладился, чтобы его не съели комары и слепни. Хорошо время от времени менять сферу деятельности: покопал - теперь подстриги траву, потом немного подёргай сорняки, потом почисти канаву на границе участка. Кстати, последнее занятие очень легко превратить в игру, и потом Петю-драгу будет вообще не остановить. Знаю по себе и своей дочери.
Вообще, все виды огородной деятельности можно сделать игровыми. Например, дёргаешь крапиву - представь себя Элизой из сказки Андерсена "Дикие лебеди", которая должна была сплести рубашки из крапивного волокна для своих заколдованных братьев. Перебираешь картошку - представь, что эти клубни - доброе инопланетное растение, которое должно адаптироваться на земле, и ты ему помогаешь. И так далее.
Речь, конечно, не идёт о профессиональных фермерах или о крестьянах, живущих сельским хозяйством. В таких семьях дети сызмальства приучаются к труду возле родителей.
Ювенальная юстиция против Тома Сойера
Весьма дискуссионный вопрос - можно ли рассматривать труд как наказание. Скажем, проштрафился - моешь посуду, полешь грядку, перебираешь гречку. Некоторых тётя Полли посылала красить забор. Но наказывать можно только осмысленным трудом, у которого есть конкретный конечный результат, понятный ребёнку. Советские школьники с содроганием вспоминали иные уроки труда. Там девочки долго и тупо шили ужасные фартуки, которые потом сразу шли на тряпки, потому что носить эту гадость никто не собирался даже из уважения, а мальчики напильником чуть ли не из цельного куска железа выпиливали некие детальки, которые стоили в магазине копейки. Я сама в пятом, кажется, классе с тоской делала какую-то невразумительную штуковину - туда можно было ввинтить лампочку и она горела. Зачем она была нужна при наличии заводских фонариков - совершенно непонятно. Такой труд ненавидели все, потому что этот труд тупо убивал время. Пишут, что в концлагерях любимым издевательством над заключёнными было использование их в абсолютно ненужном труде, причём чтобы они это видели. Скажем, одна группа заключённых несла кирпичи в один угол двора, а другая оттуда их выносила в первый угол. Труд-хронофаг - это чудовище, которое пожирает не только время и нервы, но и способно вызвать отвращение к полезной деятельности вообще на длительное время.
Но если ребёнок видит положительные результаты своей деятельности - он относится к ней с интересом. Взрыхлил землю, посадил семечко - через неделю у тебя росток, ты его поливаешь, окучиваешь, пропалываешь - в результате получается репка, морковка или красивый цветок. Неважно, будет ли ребёнок потом естествоиспытателем или агрономом, главное, что он увидит чудо - из ничего получилось что-то знакомое, полезное и красивое. Подклеил разорванную книжку - её стало удобнее читать. Пришил оторванную пуговицу - перестала рубашка из штанов вылезать. Пропылесосил под кроватью - теперь туда может спокойно закатиться яблоко и его не надо мыть с мылом.
Увы, современная школа вовсе не горит желанием научить ребёнка делать своими руками что-то полезное и красивое. Она и в голову-то ему напихать все сведения, одобренные Министерством образования, не успевает. Более того, с подачи органов ювенальной юстиции (вы будете смеяться, но изначально они были призваны реально помогать ребёнку, а не мешать его воспитанию!) школьник лишается даже тех немногих радостей ручного труда, которые ему могли бы доставаться. Подмести в классе? На это есть уборщица. Посадить цветочки на клумбе перед школой? На это есть какой-нибудь особый работник. Перенести книги из одного шкафа в другой, а тот, который освободили, помыть? Да вы что, это же вредно для здоровья! То есть гонять собак по улице или прыгать по лужам - это не вредно для здоровья, а выполнение просьбы педагога - вредно? И постепенно ребёнок привыкает к тому, что любой труд в школе - это нарушение его детских прав, о чём ему обязательно расскажут по телефону, вывешенному на всеобщее обозрение в каждой школе. По этому телефону положено стучать на педагогов, да и на родителей тоже. Сотрудники ювенальной юстиции выявят факт ущемления прав и жестокого обращения с ребёнком, накажут школу и родителей, а себе в отчёте налинуют ещё один выполненный пункт. Как дальше будет жить маленький ленивец и стукач среди людей - этих сотрудников не интересует.
Один пожилой, очень опытный педагог из одного райцентра Ленинградской области (шифрую так его намеренно - в его же интересах) вздыхает. Современные дети не умеют ничего, а с возрастом - и уметь не хотят. Раньше в школе этого педагога работала мастерская, где мальчишки делали всякие полезные вещи - вплоть до табуреток или клеток для грызунов, которые можно было продать и заработать деньги. Дело в том, что школа эта - специальная, для детей с девиантным поведением. Казалось бы, таким детям труд особо нужен, ибо он воспитывает. Кроме того, заработанные деньги клали паренькам на сберкнижку и по окончанию школы у них был маленький капитал. Но при трижды ругаемой советской власти мастерская была, а теперь нет. Как это малолетним хулиганам дать в руки молоток и, тем более, дрель?! Как это они через школу продадут свои изделия и ещё деньги получат?! То, что раньше хулиганы считали страшным наказанием отлучение от работы в мастерской за какие-нибудь прегрешения - чиновников от Минобраза совершенно не беспокоит. Однажды осенью в школу явилась очередная проверка (они здесь бесконечные - то санитары, то пожарные, то ювенальщики, прости господи), и "пожарница" заявила: "Тут у вас на улице лежат сухие листья, это огнеопасно, уберите их!" Прибежал мальчик с граблями и начал убирать. Но тут завопила другая чиновница, ювенальная: "Вы что мне тут детский труд показываете, у вас уборщик специальный должен быть! Дети должны учиться, вот вырастут, тогда будут трудиться!"
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!
Как все знакомо! Попросила первоклассницу помочь мне разобрать посудомоечную машину, не мыть.. Так она довела меня до истерики, сначала вроде дел у нее много, а потом - не хочу, не буду! Правда мусор выносит, с пятого напоминания!
Ювенальная юстиция...- вы шутите, что ли? Неужели у нас в школах уже висят телефончики, по которым можно настучать на учительницу, да и на родителей заодно?! Ну все - абзац!