У меня тут на днях случился день рожденья. Кому как, а для меня вполне заурядное событие, отдалённо пахнущее праздником. Обычно я не отмечаю этот день ничем выдающимся. Даже родственников не собираю, как это обычно принято. Кто вспомнил и кому важно, звонят мне, поздравляют, подарки дарят в основном только муж, сестра и мама. А вообще, в этот день я ухожу глубоко в себя, предпочитаю даже на поздравительные сообщения не отвечать, для меня это очень уединённый день – с налётом грусти и глубоким анализом прожитых лет.
И вот в этой уединённости обязательно раздастся пара-тройка голосов так называемых любителей позитива с вечными улыбками на фото. Они всенепременно расскажут мне, как плохо быть грустной, что я всем порчу воздух своими депрессиями и мне срочно нужно стать позитивнее, иначе так и проживу всю жизнь унылой какахой. Надо, вот как они: фиточай по утрам, полезная еда и, конечно, позитивное мышление!
Вот так открываешь родимые соцсеточки или «Инстраграм» – а оттуда на тебя смотрят улыбки в 32 зуба, активные выходные, семейные фотосессии и, конечно, примечания о том, что «жизнь – это счастье», «дети – это прекрасно», «моя любимая семья» и прочие доказательства счастливой жизни. А ты тут такая лежишь на диване с немытой головой и в дырявом халате, около тебя ползает ребёнок, у которого подозрительно пахнет из подгузника, дома разруха, а в холодильнике борщ прокис. И только попробуй этим поделиться, как на тебя сразу обрушится ушат позитива, призывы срочно взять себя в руки и стать «нормальной».
Наша грусть, печаль и плохое настроение не то что не легализованы, они под запретом. Особенно в материнстве, про которое принято говорить, что оно пахнет зефирными облачками, а не содержимым подгузника. Но показывать это нельзя, а то тонкую душевную организацию позитивно мыслящих (ага, тех, которые только что с йоги и заправились фиточаем и праной) начинает рвать на части. И иногда из них выпадают совсем непозитивные призывы сжигать таких неправильных и депрессивных мам на костре и предавать анафеме. Я в своё время наслушалась: «Бедные ваши дети, как им тяжело жить с такой депрессивной мамой! От вас скоро муж уйдёт, ему надоест жена, которая не умеет радоваться и светиться счастьем. Вы не умеете испытывать удовольствие, вам надо научиться» и т. д.
Разрешено ли нам быть самими собой и испытывать свои чувства, даже если это грусть?! Разрешено ли нам скучать в своём материнстве, злиться на детей, сидеть в дырявом халате и бардаке у себя дома и не испытывать за это угрызения совести?! Чаще нет. И я, честно, ещё не видела людей, которые кричали бы с броневика: «Хей, давайте все будем срочно плакать и страдать!». Чаще так делают именно позитивщики, пихающие, где надо и где не надо, свои рецепты жизни. А вот те, кто испытывает грусть, скуку, растерянность и печаль, чаще уходят поглубже в свою нору, и их выдают только редкие печальные картинки в собственных профилях. Но именно их грусть так задевает тех, кто позитивно мыслит.
Знаете, нас всех учили чего-то достигать и с чем-то справляться. Достигать счастья и справляться с трудностями, например. Типичный лозунг позитивно мыслящего. Но никому из нас не объясняли, как быть, если тебе грустно, печально или страшно. Нас учили подавлять эти чувства, избегать, отвлекаться от них, их обесценивали, называли плохими или просто не замечали: «Чего разнылась? На тебя люди смотрят. Фу, как некрасиво дуться, ты мне такая не нравишься» и т. д. Более того, когда мы в детстве плакали или злились, наших родителей самих подбрасывало. Поэтому у нас очень небольшая способность выносить чужие трудные чувства. И ладно бы повод был весомый, а просто хандрить как-то даже стыдно и неприлично.
Мы все стремимся показать свои лучшие и блестящие стороны, потому что их точно примут и признают. А вот обратную сторону медали в одиночку показывать страшно и неуютно – позитивщики понавтыкают.
У меня тут хорошая новость: все люди в определённые моменты времени испытывают грусть, печаль и апатию. Абсолютно все. То есть мы уже не одиноки в этих чувствах. Просто не все сознаются. И чем рьянее защищают позитивщики свою веру, тем сильнее обнажают своё неумение признавать собственные трудные чувства, справляться с ними. И в этом смысле такие унылые какашки, как я, просто мастера – мы-то плавали, знаем. Мы знаем, что дырявые халаты и бардак дома – это не поражение всей жизни, а этап, в котором важна поддержка и возможность как раз-таки качественно и легально погрустить, а не пинать себя на взятие Эвереста. Потому что в грусти есть много силы, и выдержавший собственную грусть и сожаление гораздо устойчивее к жизненным ветрам, чем все эти позитивщики с их хрустальными идеалами.
P. S. Удачный, кстати, день рожденья выдался.