Источник фото:
Психологи и педагоги говорят о детском сознании как о чистом листе бумаги, на котором оставляют рисунок родители. В процессе взросления ребенка к этому рисунку добавляются новые детали и краски, но именно от родителей зависит, что будет там изображено – уверенность в себе, любовь к людям и жизни, успех и положительные эмоции или отрицание, злость и неудачи. Воспитание – сложный, ответственный и кропотливый процесс, справиться с которым могут только любящие родители.
Дошкольный возраст и его особенности
Дошкольный возраст ребенка длиться с 3 до 6 лет. В этот период происходят самые интересные и значимые события в жизни малыша и его родителей. Чего стоит старт дошкольного возраста, который характеризуется началом первого в жизни ребенка кризиса – кризиса 3 лет или, как его еще называют специалисты, кризиса «Я сам»! Этот период определяет первые особенности воспитания детей дошкольного возраста, а его начало проявляется следующими «симптомами»:
-
нежелание и категорический отказ выполнять требования взрослого. Здесь важно не путать это с простым непослушанием. Отказ в данном случае – это отрицательная реакция ребенка, направленная на конкретного человека;
- понимание себя как отдельной личности. А так как ребенок еще не знает, как это можно обозначить, то действует доступными и понятными ему методами - начинает упрямиться и противопоставлять свое решение решению взрослых;
-
стремление к самостоятельности и отстаивание своих решений. Вот здесь и кроется противоречие важное для малыша – стремление к самостоятельности ребенка сталкивается с физической невозможностью выполнить свое решение;
-
отрицание действий взрослых и обесценивание их позиции.
Некоторые малыши демонстрируют подобное поведение уже за 12-20 месяцев до наступления трехлетия. То, насколько ярко будут выражены эти проявления, а также их длительность во многом зависит от методов воспитания детей дошкольного возраста в семье, на них повлияет:
-
Темперамент ребенка (замечено, что у холериков такие проявления кризиса гораздо более ярки, чем у других психотипов).
-
Отношения между ребенком и матерью. Как показывает опыт, чем ближе и теплее эти взаимоотношения, тем проще бывает преодолеть все проявления кризиса.
-
Стиль используемого родителями воспитания. Так, авторитарный стиль только усиливает все вышеуказанные проявления.
Источник фото:
Это время «почемучек», задающих тысячи вопросов, ответы на которые очень важны для них. Каждый ответ на такой вопрос помогает малышу адаптироваться и познавать окружающую его действительность.
В период взросления ребенок примеряет на себя роль уже взрослого человека, делает он это с помощью ролевой игры. Активное общение со сверстниками в игре дает возможность научиться «делать по правилам». Развитие и воспитание детей дошкольного возраста невозможно без игры.
Выбирая для себя методы воспитания детей дошкольного возраста, крайне важно учитывать необходимость развития их познавательных процессов. Этот возраст предполагает развитие восприятий и ощущений, а также памяти и воображения ребенка. Он тянется ко взрослым и нуждается в положительной оценке своих поступков. Здесь нужно помнить, что хвалить надо, но хвалить поступки и свершения, а не самого ребенка.
Формируются нравственные нормы, идет усвоение правил «что такое хорошо, а что такое плохо». Ребенок копирует поведение взрослых. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был честным, добросердечным и порядочным человеком, то вам придется поступками доказать своему малышу, что вы честный, добросердечный и порядочный человек.
Как же обернуть все особенности дошкольного возраста на пользу ребенку? Самое главное – не надо яростно бороться с проблемами воспитания детей дошкольного возраста. Помните, это временное явление, без этого не может быть взросления, надо просто научиться с этим справляться.
- Попробуйте уменьшить количество запрещающих моментов, они все равно плохо работают. Оставьте несколько правил, которые касаются безопасности и социальных вопросов.
-
Не поддавайтесь на манипуляции ребенка, истерики и крики не должны работать. Сохраняйте спокойствие.
-
Порадуйте ребенка, дайте ему больше самостоятельности, при этом ребенок должен понимать, что это была ваша добрая воля. Под запретом должны быть только занятия, угрожающие безопасности ребенка.
-
Предлагайте ребенку выбор. Уберите предмет его манипуляции. Например, если заранее предложить малышу несколько рубашек, в которых он может пойти в сад, истерики по поводу неугодной рубашки удастся избежать.
Воспитывать нельзя наказывать
Источник фото:
Если вы понимаете, что порицание ребенка необходимо, задайте себе эти несколько вопросов:
-
Для чего? Какой результат я хочу получить? Если у вас нет четкого ответа – откажитесь от порицания.
-
Нет ли у меня сомнений в необходимости порицания? Если есть хотя бы одно – откажитесь от задуманного.
-
Если причины для порицания накопились давно, то придется выбрать одну. Нельзя порицать за «все и сразу».
-
Можно ли решить вопрос, просто поговорив с ребенком и разъяснив свою позицию? Если вы думаете, что можно попробовать, сразу откажитесь от порицания.