Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Семья и общество

Слишком гордые, чтобы размножаться в неволе

Автор
Марианна Баконина
Марианна Баконина
Кандидат политических наук, тележурналист
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
29 августа 18 в 13:00
Слишком гордые, чтобы размножаться в неволе

Гепард, пардус, чита – их еще красиво называют «пятнистый сфинкс», ведь это и впрямь самые загадочные из крупных хищных кошек. Легко приручаются, в неволе не размножаются, о котятах заботится только мать, зато очень самоотверженно.

Совсем недавно, всего пару веков назад, гепарды населяли почти всю Африку и Евразию. Это самая известная дикая кошка древнеегипетских папирусов, европейских хроник, старорусских летописей и индийских трактатов. Гепардов, уже взрослых, легко приручали для охоты, учили ходить на поводке, ездить в повозке или рядом с хозяином на лошади и приносить добычу хозяину. Такие гепарды-охотники были у русских князей. Их отлавливали в степях возле Полтавы или Полоцка. На фреске в Софийской лавре можно увидеть сцену охоты киевского князя Владимира с пардусами – так на Руси именовали гепардов. Свои любимые ручные гепарды были у Карла Великого и Чингисхана. Самый большой «гепардник» – по аналогии с псарней – был у могольского шаха Акбара – там содержали до тысячи гепардов единовременно.

Люди издавна заметили, что приручить даже взрослого гепарда относительно легко, гораздо проще, чем льва, тигра или леопарда. До настоящего времени не зафиксировано ни одного подтвержденного случая нападения гепардов на людей.

Но даже прирученные и отличавшиеся преданностью хозяину гепарды категорически отказывались размножаться в неволе. У того же шаха Акбара было до тысячи прирученных самцов и самок гепарда, но только однажды удалось получить приплод. Этот подвиг сумели повторить лишь несколько столетий спустя, в 1956 году. Долгое время ученые не могли понять, почему эти ласковые кошки в неволе не размножаются.

Слишком гордые, чтобы размножаться в неволе

Источник фото:  shutterstock.com

Не рождаются в неволе

Вроде бы все у них, как и у других представителей рода кошачьих: течка, ухаживания, романы и бурные спаривания – а котята не появляются. Хоть плачь. Только в ХХ веке удалось установить, что овуляция у самок гепарда наступает, только если самец за ней хорошенько побегает. В самом прямом смысле этого слова. То есть и в прямом, и в переносном смысле слова. Должны быть и другие проявления симпатии. Во время любовной прелюдии самец может делиться с самочкой добычей, вылизывать ее, услаждать ее слух мурлыканьем – гепарды умеют мурлыкать так же, как и домашние кошки.

Вот как описывает первый роман своей ручной гепардихи по кличке Пиппа известная писательница, исследовательница Африки и африканской фауны Джой Адамсон:

«Позднее, под вечер, я увидела великолепного темного гепарда и узнала в нем приятеля Пиппы. Он бежал в том же направлении, куда днем ушла она. Пиппа не приходила двое суток, потом забежала только поесть и опять исчезла. Когда я увидела след второго гепарда, ведущий в ту же сторону, я перестала сомневаться: Пиппа нашла себе пару.

Было уже совсем темно, когда мне послышалось мурлыканье Пиппы. Я не успела встать – она вошла в мою палатку и стала нежно лизать меня. Вернулась она с полным животом, под хвостом было несколько капелек крови, а шерсть сзади была мокрой от вылизывания, да и вообще вся шерсть у нее стала необычайно шелковистой. У меня не было мяса, и я предложила ей молока и яиц. Обычно она ела это с удовольствием, но на этот раз не притронулась к пище и немного погодя убежала… В глубоком раздумье я спрашивала себя: неужели она прибежала за четыре мили от Скалы Леопарда только для того, чтобы сказать, что она видела сегодня, как мы ее искали, но что у ее нового приятеля очень подозрительный характер, поэтому ей никак нельзя задерживаться, просто она хочет сообщить мне, как она счастлива…»

Вот такая любовь – с ревностью, запретами и ласками. Кстати, 4 мили от Скалы Леопарда до палатки своей хозяйки Пиппа могла пробежать не одна, а вместе со своим кавалером, и именно для того, чтобы добиться во время бега овуляции и забеременеть от возлюбленного.

Эта особенность наступления беременности после интенсивного бега именно у гепардов, скорее всего, не игра природы, а результат естественного отбора. Гепарды – самые быстрые млекопитающие на планете. За 3 секунды разгоняются до 110 километров в час, всякие «Феррари» и «Порше» на их фоне отдыхают и нервно дышат в сторонке. Успешная охота гепарда зависит именно от умения быстро бегать, так что самки поступают неосознанно, но вполне разумно, когда, прежде чем забеременеть, проверяют скоростные характеристики будущего отца.

Судьба Пиппы

Джой Адамсон прославилась на весь мир книгой «Рожденная свободной», а героиня этой книги львица Эльса стала на время мировой суперзвездой, про нее снимали фильмы – игровые и документальные, рассказывали о ее приключениях в вечерних новостях, продавали календари с фотографиями из дикой жизни Эльсы.

Про самку гепарда по имени Пиппа, которая благодаря Джой Адамсон вернулась к жизни на свободе и смогла обзавестись многочисленным потомством, знают меньше.

Пиппа, которую изначально звали совсем на человеческий манер – Китти, была обречена на домашнюю жизнь. Она попала к людям, будучи еще котенком, и была одомашнена абсолютно и, казалось бы, бесповоротно. Ходила на поводке, спала в хозяйской постели, любила кататься на машине и мирно сидела на специальном стуле, когда хозяева ужинали в одном из ресторанов Найроби. Охотиться она не умела, никто не мог помочь ей освоить охотничьи приемы гепардов, ведь она росла в приемной, причем человеческой, семье и рядом не было заботливой мамы.

К Джой Адамсон Китти попала восьмимесячным подростком – уже не котенок, но и не взрослая самка гепарда. Хозяева должны были уехать из Кении, но хотели, чтобы их питомица оставалась на родине. Адамсон не только согласилась «удочерить» юную самку гепарда, но и переименовала ее в Пиппу, а еще добилась разрешения бывших хозяев попробовать вернуть прирученную хищницу в саванну. Туда, где охотятся, любят друг друга и нянчат котят ее сородичи.

Слишком гордые, чтобы размножаться в неволе

Источник фото: shutterstock.com

Не стоит пересказывать все перипетии перевоспитания Пиппы. Все желающие могут прочесть книги Джой Адамсон «Пятнистый сфинкс» и «Пиппа бросает вызов», обе книги переведены на русский язык еще в 70-е годы ХХ века.

Достаточно сказать, что Пиппа научилась охотиться, завела мужа – дикого гепарда, роман с которым мы уже описали, и благополучно родила первых трех котят. Она была не совсем дикой и допускала маму Джой к котятам:

«И вот тогда в самой середине куста, на площадке около девяти ярдов в диаметре, я увидела трех малышей. Поближе к ним земля была очищена от больших сучьев, и несколько вмятин в песке показывали, где расположилось семейство. Пиппа уже проползла под ветвями и легла между мной и детьми. Крохотные детеныши сидели, опираясь на дрожащие передние лапки; увидев меня, они стали ворчать, шипеть и издавать тот самый звук, который я приняла за треск сучка. Один малыш казался мельче остальных, но все они были очень подвижны для своих десяти дней и глазки у них уже открылись…Они только и могли, что приподниматься на передних лапках и пытаться ползти. Верхняя часть тела от хвоста до лба у них была покрыта густым серым мехом, но глаза и мордочка оставались открытыми, а нижняя часть была совсем гладкая, гораздо темнее, чем у Пиппы, и вся густо усеяна пятнами. Граница между длинным мехом и гладкой шерстью была хорошо заметна. Через несколько минут они утихли, и Пиппа легла так, чтобы им было удобно сосать: малыши неуклюже полезли к соскам, и самый большой растолкал остальных, но, в конце концов, все сосредоточенно зачмокали…»

Пиппа оказалась любящей и заботливой мамашей, что не удивительно. Все самочки гепарда таковы – это доказывают не только наблюдения Джой Адамсон, но и других зоологов, работающих в Африке.

Трудное гепардье детство

Сейчас гепарды, некогда властители африканских саванн и евразийских степей и полупустынь, стали животными редкими, почти уникальными. В Иране в малообитаемых местах сохранилось максимум 200 особей – и это все, что осталось от многочисленных гепардов Азии. В Африке гепардов 4 тысячи или чуть больше. Во всех национальных парках от Кении до ЮАР все гепарды на учете, снабжены специальными ошейниками, так что служители могут контролировать жизнь и приключения своих подопечных.

Жизнь котенка гепарда в опасности с самого рождения. Уж больно слабенькими и уязвимыми они рождаются.

Вот как описывает Джой Адамсон второе поколение котят Пиппы: «Она осторожно подошла к кусту терновника, прислушалась, замерла, потом обошла его кругом, осмотрелась несколько раз и только тогда проскользнула в густую листву.

Тут-то я и увидела четырех малышей. Крошечные, с еще не открытыми глазками, они неуверенно поползли к соскам – им, по-видимому, было не больше пяти дней от роду. Один был особенно маленький и жалкий. Он и двигался-то еле-еле и проспал почти все время, пока остальные сосали. Я стояла в двух ярдах от семейства. Пиппа посмотрела на меня, счастливая и довольная собой. Но она удручающе похудела, должно быть, из-за глистов, и мне не верилось, что она сможет выкормить четверых малышей».

Кормить малышей для самки гепарда – всегда трудное задание. Гепарды заточены на бег и охотятся не из засады, а в погоне за потенциальной жертвой. Быстрее бежишь – лучше охота. Поэтому тело гепарда абсолютно лишено жира, а это значит, что у него нет подкожных запасов, которые позволят отлежаться в укромном месте в случае ранения или перебиться неделю-другую без добычи.

Слишком гордые, чтобы размножаться в неволе

Источник фото:  shutterstock.com

Гепарды об этом знают, а потому не вступают в битву за свою законную добычу с другими хищниками. Отобрать добычу у удачливого гепарда могут не только львы, более мощные и сильные по определению, но и гиены, и даже шакалы. Гепарду проще отдать дичь конкуренту, чем рисковать ради нее здоровьем.

А теперь представьте себе молодую кормящую мать – самку гепарда, которая ради того, чтобы накормить малышей молоком, должна ежедневно отправляться на охоту, бросая котят без присмотра! Но именно так и поступают все самки гепардов. Пиппа в этом смысле была счастливым исключением – ее навещала приемная мама и зачастую приносила с собой молоко и мясо.

Но все равно Пиппа, так же как и другие матери маленьких гепардят, всегда вела себя нервно и тревожно, то и дело перепрятывала потомство в разных укромных местах и тряслась от страха, заслышав рыканье львов или рев буйвола.

У малыша-гепарда очень много врагов: львы, леопарды, тигры, гиены, орлы, страусы, питоны, даже слоны, которые могут просто случайно наступить на спрятанного в зарослях котенка – всех не перечислить.

Каждое такое переселение котят гепардов из укрытия в укрытие превращается в спецоперацию, ведь самка перетаскивает еще не научившихся ходить детенышей в зубах, одного за другим. А потом все равно вынуждена идти на охоту, бросая малышей в одиночестве. Надо отдать должное гепардятам – в ожидании мамы они не шалят и не играют, сидят в траве тихонько, а серая гривка, которая исчезнет в три месяца, делает их совсем незаметными.

Когда котята чуть подрастут, молодые матери гепардов начинают приносить им мясо. Строго следят за их играми, как правило, развивающими – прыжки, бег, прятки, а когда дети окрепнут, начинают таскать полузадушенных птичек и кроликов, чтобы малыши научились охотиться.

Самка гепарда прекращает кормить котят молоком, когда тем исполниться примерно 8 месяцев, но семейство продолжает жить вместе еще примерно год. Вместе ищут укромные места для ночевок, вместе выходят на охоту. И только убедившись, что дети готовы к самостоятельной жизни, гепардиха потихоньку покидает своих отпрысков. Теперь их ждет самостоятельная жизнь: сыновья сколотят подростковую банду и начнут осваивать собственные территории для охоты, дочки будут искать свою быстроногую любовь, чтобы продолжить род, у гепардов, как и у людей, девочки созревают быстрее.

Гепарды – очень заботливые мамы, но выживает не более 20-30% рожденных ими котят. Слишком много опасностей вокруг, слишком много трудностей надо преодолеть маме, чтобы вырастить и воспитать потомство.

Пиппа, о которой даже после ее ухода в самостоятельную жизнь заботились люди – подкидывали мясо, приносили молоко, отгоняли львов, – за два года родила 11 котят, выжили лишь 4.

4 из 11. Казалось бы, впору впасть в отчаяние. Но гепарды никогда не отчаиваются.

По наблюдениям Джой Адамс и других специалистов по африканской фауне, примерно через неделю после расставания с выросшими котятами или после трагической гибели предыдущего помета самка гепарда уже готова к новому спариванию. Она уже снова готова стать матерью и попытаться вывести потомство в большую жизнь.


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть