Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Образование

Сказка на ночь. Как я сочиняю с дочерью

Автор
Татьяна Хмельник
Татьяна Хмельник
Публицист
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
15 августа 20 в 09:00
Сказка на ночь. Как я сочиняю с дочерью

Book фото создан(а) freepik - ru.freepik.com

– А теперь – сказку!

Дочка укрывалась с головой, потом, подумав, высвобождала одно ухо – для сказки. Это была вечерняя традиция, нарушать которую не осмеливались ни болезни, ни убегающий суп на плите, ни срочная работа, ни плохое настроение. Вынь да положь – сказку на подушку.

Феня фантазировала:

– А с подушки – ко мне в ушко, а из ушка, как лягушка, не как лошадь, не как слон – прямо в сон!

Рифмовала свои мысли она с самого раннего детства, и мы часто разговаривали в рифму – нам обеим это нравилось. Должно быть, мне достался талантливый ребёнок, но талант всегда надо поддерживать. Для этого существовали сказки – в стихах и в прозе, но даже прозу я старалась читать вслух так, что она была мелодичной и похожей на стихи.

Муха вышла замуж

Мы, как и многие, начинали с Маршака и Чуковского. Агния Барто была социально значимой, но совершенно будничной, сказки там и не ночевали. Потом в ход пошли Пушкин, Овсей Дриз и Хармс. Потом стало ясно, что годится и проза – Андерсен, братья Гримм, Гофман, разные народные сказки, особенно хорошо пошли отчего-то карельские. Но самой запомнившейся шестилетнему ребёнку сказкой стал шедевр Александра Шарова "Мальчик-одуванчик и три ключика". У моего мужа в детстве не было этой книги, и когда он прочёл её уже совсем взрослым, то долго молчал и потом сказал: "Жаль, что она пришла ко мне так поздно, но я счастлив, что пришла вообще". Многие так и не узнали прелесть этой восхитительной, сладко-горькой, нежной и суровой сказки о неизбежном взрослении ребёнка и об ответственности за свои поступки.

Вот Муха-Цокотуха вышла замуж за Комара, а что дальше? Как сложилась у них судьба? А может быть, и так: на самом деле Комар оказался эгоистом, ему бы только покрасоваться на публике, скоро ему надоела Муха, и он сговорился с другим Пауком, чтобы завершить недоделанное первым злодеем.

Но мы не только читали сказки. Мы их придумывали. Чаще всего это было продолжение той истории, которую прочли. Вот Муха-Цокотуха вышла замуж за Комара, а что дальше? Как сложилась у них судьба? Там возможны самые разные варианты: живут счастливо, рожают мухо-комарят, играют на скрипочке и питаются нектаром. А может быть, и так: на самом деле Комар оказался эгоистом, ему бы только покрасоваться на публике, скоро ему надоела Муха, и он сговорился с другим Пауком, чтобы завершить недоделанное первым злодеем. Был ещё и такой вариант: Муха становится знаменитым кинорежиссёром и снимает фильмы о драматической жизни насекомых. Когда в 2006 году появился французский мультсериал "Букашки", мы порадовались: спустя 15 лет после нашей выдумки она долетела до профессионалов!

Конечно, это шутка – с долетевшей выдумкой. Мы были так беспечны, что никогда не записывали своих фантазий. Да и то, часто не до записи было – или мысль уходила в сонное бормотание и там увязала навсегда, или идея зарождалась во время лесной прогулки. Ведь чтобы рассказать сказку вечером, мы могли придумать её утром. Вот идём мы за грибами и придумываем сюжет о заблудившемся ребёнке, которого спасли лесные обитатели – грибы, ягоды, ёжики, зайцы, косули и даже волки. Феня восклицала: "Мама, мама, мы забыли о муравьях! Они ведь тоже могли помочь? А сорока, которую послали на разведку, чтобы она точно сказала, где дорога в город? А листик герани, который свернулся чашечкой для росы, чтобы можно было попить?" На ходу сюжет трансформировался, обрастал кучей подробностей, в него вводились новые герои – и вот уже спасённый ребёнок оказывается принцем инкогнито, и его ожидает космический корабль его отца, короля далёкой планеты. Но некоторым сюжетам из наших сказок повезло: я их не забыла и потом сделала из них рассказы для детей.

Сказка на ночь. Как я сочиняю с дочерью

Источник фото: Vlada Karpovich / Pexels

Бабушка, что сказали бы лилипуты?

 Практически все родители – или бабушки-дедушки – с определённым интеллектуальным багажом, читавшие в своём детстве сказки, в состоянии придумать сказочные истории вместе с ребёнком. Вовсе не обязательно числиться великим сказочником или даже иметь гуманитарное образование – достаточно развитого воображения, богатого словарного запаса, терпения и любви к ребёнку. Потому что если вы благостно, полузакрыв глаза, курлычете о волшебных странах и фантастических существах и вдруг замечаете, что малыш вас не слушает, – вы можете в один миг разрушить не только атмосферу созидания сказки, но и доверительные отношения с ребёнком, прикрикнув: "Я для кого рассказываю?! Не слушаешь – пойдёшь букварь читать!" 

Лилипуты были у меня везде – в коробке с игрушками, среди книжек, среди комнатных цветов, возле кошки и под печкой.

И о сюжетах. Принцы, принцессы и драконы – это, конечно, очень увлекательно, но самые чудесные сказки Андерсена, например, написаны о простых предметах или существах, которым дозволено говорить.

Вот возьмите в руки чайную чашку и спросите ребёнка: "Как, по-твоему, о чём она думает, о чём могла бы рассказать, если бы умела говорить? Или твои ботинки – о чём они мечтают? А что сказал бы наш кот, повстречав ботинки, разговаривающие с чашкой?" И никакой это не сюр, у Чуковского такое было, было и у Хармса, отчего же не может быть у вас?

Сюжеты случаются и многосерийные. Допустим, у вас появился какой-то излюбленный герой, который попадает в разные ситуации – сегодня в одни, завтра в другие. У меня были такие герои в детстве. Я прочла Джонатана Свифта "Гулливер в стране лилипутов" – конечно, адаптированное к младшему возрасту издание. И так меня это поразило, что я стала изводить бабушку, у которой тогда жила. Например, когда она ставила на стол обед, я хватала ложку, рылась в еде и с восторгом вопрошала: "Бабушка, а что сказали бы лилипуты, увидев этот суп? А этот компот? Как они стали бы это есть?" Лилипуты были у меня везде – в коробке с игрушками, среди книжек, среди комнатных цветов, возле кошки и под печкой. 

Бабушка, к её чести, мужественно держалась, впрочем, она была женщина закалённая – после многолетнего классного руководства в средней школе против лилипутов можно устоять.

Сказка на ночь. Как я сочиняю с дочерью

Book фото создан(а) freepik - ru.freepik.com

Побольше реализма!

 Иногда сказки получаются «чернушными». Если вы этого не задумываете специально, а просто так складывается сюжет, то ничего страшного. Определённая привязанность к чёрному юмору есть практически у всех детей, скорее, должно насторожить, если её нет. Во многих народных сказках, не адаптированных по требованию какой-нибудь депутатки-ханжи, довольно много жёстких, а то и жестоких моментов: головы рубят с плеч, откусывают пальцы, выкалывают глаза и так далее. Знаете, как звучит финал сказки про курочку-рябу в исконном варианте? А вот как: "Дед плачет, баба плачет, девочка-внучка с горя удавилась". В сказках орудуют упыри, лешие, черти, всякие чудовища. И ребёнку важно этих чудовищ победить. Только одно следует запомнить: упиваться жестокостью натурализма нельзя. Есть простое различие между реализмом и натурализмом: когда пишут, как герою отрубают голову, – это реализм, а когда о том же пишут с удовольствием – это натурализм. Вот последнее ребёнку противопоказано. Он должен жалеть пострадавших, а не упиваться страданиями.

Ребёнку есть чем гордиться: сказки, написанные самолично, – это "ручная работа", это творчество, а не цитаты из Интернета. А ручная работа всегда стоит дорого.

Сказки могут быть и в стихах. Одним детям это легко даётся, другим – нет, но попробовать стоит, это точно не помешает развитию ребёнка, наоборот. Точно должно получиться у детей с хорошим музыкальным слухом. И старайтесь читать сказку вслух с максимально возможным для вас выражением, с драматизацией, сопереживанием, с игрой жестикуляцией и мимикой. Представьте, что у вас прослушивание в театральный вуз! Если просто бубнить – то эффект от такого чтения будет скорее негативный. В случае участия нескольких детей в чтении рифмованных сказок можно и вовсе разыгрывать представления.

И ещё. Не будьте так расточительны, как мы с Феней. Если есть возможность, всё-таки записывайте свои сказки – хоть на диктофон, хоть от руки на листок. И можно добавлять туда рисунки, которые сделаете совместно с ребёнком. Кто знает, может быть, в будущем ваше чадо действительно станет режиссёром или писателем, и эти наработки ему сильно пригодятся. Или когда у него уже будут свои дети, он гордо вытащит эти листки и скажет: "А мы с твоей бабушкой сказки писали! Хочешь продолжить?". Ребёнку есть чем гордиться: сказки, написанные самолично, – это "ручная работа", это творчество, а не цитаты из Интернета. А ручная работа всегда стоит дорого.

Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть