Источник фото:
Клара Цеткин и Роза Люксембург, матери-учредительницы праздника 8 марта, известного в России как Женский день, посвятили свою жизнь борьбе за торжество коммунизма и права трудящихся, но вовсе не были монахинями-отшельницами. Впрочем, революция, о которой они мечтали, на то и революция, чтобы покончить не только с эксплуатацией трудящихся, но и с буржуазными предрассудками относительно семьи и брака.
Дикая Клара
Началось все в Германии ближе к концу 19 века. Клара, тогда еще не Цеткин, а Айсснер, пришла в социал-демократический кружок в 18 лет прямо с гимназической скамьи, к великому разочарованию педагогов, которые пробили для одаренной девочки грант на учебу. С идеалами свободы, равенства, братства Клару знакомил эмигрант из Одессы, Осип Цеткин. Совсем молодой, всего на четыре года старше, но уже опытный, бежавший от царского режима, а главное, знающий свое дело.
Не красавец, но хороший оратор. Его яркие речи о революции пленили юную Клару. Как выяснилось не только ее. Женщины увивались вокруг Цеткина стайками, а сам он как сторонник свободных отношений совершенно не планировал с кем-либо связывать себя прочными узами. Но не было бы счастья, да несчастье помогло.
Осипа как опасного социалиста выслали и из Германии. Он поселился в Париже. Два года Клара, которую товарищи по партии уже прозвали «дикой» за неуправляемость и невиданное упорство, добивалась от партии поездки в Париж. Но ей давали задания в Австрии и Швейцарии. Получив, наконец, партийное одобрение на Париж, она немедленно разыскивает Осипа, который ведет полуголодное существование в крошечной квартирке на Монмартре, и поселяется у него. Присваивает фамилию Цеткин, хотя ни церковный, ни гражданский брак они не заключали, и рожает ему сыновей.
С интервалом в два года она произвела на свет Максима и Константина Цеткиных, параллельно горбатясь на трех работах, чтобы семья не голодала. Осип такого натиска явно не ожидал и смирился. Они могли бы жить долго и счастливо, но у Осипа было слабое здоровье. Когда Кларе исполнилось 32 года, супруг умер от костного туберкулеза.
Клара с детьми перебирается в Германию, в Штутгарт, и с головой погружается в партийную работу. Издает газету для немецких работниц «Равенство». Бюджет у социал-демократической газеты был небольшой, так что к работе привлекали студентов. Там она встречает свою вторую большую любовь, студента-художника Георга Фридриха Цунделя, который был на 18 лет ее младше. Чувство оказалось взаимным, более того, Клара добилась свадьбы.
Брак оказался вполне счастливым. Цундель довольно скоро стал модным портретистом, и в семью пришел достаток. Собственный дом, собственный автомобиль, первый в округе. Однако через 20 лет семейной жизни Георг стал просить развода. Тут перемешались любовь и политика: Клара как социал-демократка левого толка выступала против Первой мировой войны, а супруг, наоборот, стал милитаристом.
Возможно, семейная лодка и пережила бы политическую бурю, но Циндель попутно влюбился в юную Паулу Бош. Да, ту самую Бош, чья фамилия красуется на фенах, стиральных машинах и холодильниках. Основателем компании по выпуску бытовой техники был папа Паулы. Художник мечтал жениться на новой возлюбленной, но Клара и тут явила свой дикий нрав. Она не давала развода долгих 11 лет.
После разрыва с Цинделем Клара Цеткин отдала всю свою страсть партии и политике. С 1920 до 1933 была бессменным депутатом Рейхстага от родной коммунистической партии.
Источник фото:
Неистовая Роза
Роза Люксембург (вообще-то Розалия Люксенбург, но она чуть подправила имя и фамилию) была на 14 лет младше Клары Цеткин. Социал-демократией и революцией увлеклась так же рано, как и старшая подруга. Ей было 22 года, когда она стала одной из основательниц Социал-демократической партии Королевства Польского и Литвы и возглавила партийную газету «Справа роботнича». Среди основателей этой партии числится и первый любовник Розы - Лео Йогихес, носивший подпольную кличку Ян Тышка.
Неотразимый красавец из Литвы яростно проповедовал идеи социализма, но Розу увлекли не только проповеди, но и он сам. Она мечтала о браке и детях. Мечтала долго и даже писала любовнику трогательные письма: «Собственная маленькая квартирка, своя библиотека, совместные прогулки, каждое лето – поездка на месяц в деревню, совсем без всякой работы! И, может быть, ещё и такой маленький, совсем малюсенький ребёночек? Неужели мне никогда не будет это дозволено? Никогда? Вчера в Тиргартене у меня под ногами завертелось дитя лет трёх-четырёх… Словно громом меня поразила мысль схватить этого малыша, стремительно убежать домой и оставить его себе как своего собственного. Ах, дорогой, неужели у меня никогда не будет ребёнка?» Но Лео, тоже позиционировавший себя как адепт свободных отношений, в ответ обливал Розу холодной водой из слов: «Ваша задача состоит не в том, чтобы рожать детей, Вам следует отдавать себя политической борьбе!» Зато Лео охотно принимал любовь и обожание соратницы, хотя отказывался даже говорить о браке с хромоногой, малорослой и откровенно некрасивой социал-демократкой. К тому же у Лео был формальный повод «не жениться»: ради получения немецкого подданства Роза заключила фиктивный брак.
Только через 16 лет неистовая Роза смогла порвать бессмысленную связь с Йогихесом. Душевные раны лечила партийной подпольной работой.
Следующей большой любовью неистовой Розы по причудливому стечению обстоятельств стал младший сын дикой Клары Цеткин Константин. Их встреча была фактически идеальной. Костя с мамой приехали в Штутгарт на очередной съезд Второго интернационала. На съезде выступала Роза и, как уверяют очевидцы, была таким мощным оратором, что окружающие не замечали ее непрезентабельной внешности. Сын Цеткин тоже не заметил. Речи Люксембург, которой уже исполнилось 36 лет, запали в сердце Константина. Вскоре революционерка предложила юноше помощь в изучении марксизма, а совместные интересы сблизили их еще больше. Начался бурный роман.
Клара Цеткин, как подлинная феминистка, философски отнеслась к тому, что подруга на 14 лет старше ее мальчика. Более того, в случае ссор частенько поддерживала не сына, а Розу. Роман Розы Люксембург и Кости Цеткина продлился пять лет. А потом он оставил ее ради другой, чем огорчил собственную маму. Та встала на сторону подруги, возможно, потому что примерно в это время ее собственный муж Георг признался, что влюблен в молоденькую.
А Роза любовника простила и писала ему о любви даже после разрыва: «Ты – любимый друг, и таким для меня останешься так долго, как захочешь, так долго, пока я жива. Всё, что касается тебя, для меня важнее, чем весь остальной мир. Я тебя только прошу: оставайся спокойным и не мучай себя из-за меня».
А сама опять занялась революцией. Как следствие - аресты, суды.
В одном из процессов Розу защищал молодой адвокат по имени Пауль Леви. Роза быстро закрутила роман с юристом, хоть тот и был моложе ее на 12 лет. Но и тут отношения не сложились.
После этого Роза, отчаявшись, заявляла: «У меня нет личной жизни – только публичная». Жить тогда ей оставалось всего несколько лет. 15 января 1919 года после ареста во время Германской революции по дороге в тюрьму Моабит Розу Люксембург убил один из конвоиров.
В женский день – не цветы, а митинги!
А учредить международный женский день Клара Цеткин предложила в 1910 году, на Второй Международной социалистической женской конференции в Копенгагене. Роза Люксембург эту идею поддержала. Кстати, обе тогда были счастливы: Клара с молодым мужем, который бросит ее только через три года, а Роза – с сыном Клары. Но любовь, цветы и прочее тут совершенно ни при чем. Предполагалось, что в этот день женщины будут устраивать митинги и шествия, привлекая общественность к своим социальным и трудовым проблемам.
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!
Впрочем. ничего нового. Две озлобленные на вес мир дамы, у которых не сложилась личная жизнь... Жалко их.
С одной стороны - еще один праздник, подарки и всякое такое прочее - это клево! С другой - две несчастные женщины, которые просто хотели любви и понимания....