Источник фото:
Одиозный предприниматель Герман Стерлигов выбросил на прилавки своих магазинов розги из ивовых и ольховых прутьев. Сам бизнесмен и многодетный отец рекламирует эту новинку в своем ассортименте в стиле ХХI века – как экологически чистый и совершенно безопасный для здоровья инструмент для порки детей. Более того, в комплекте к розгам продается бутылка колодезной воды для замачивания прутьев перед поркой, поскольку «такие розги мягкие и безопасные».
Трогательная забота о гигиене простирается до того, что в инструкцию по применению этого старинного инструмента родительского наказания включено предостережение: «Внимание! В водопроводной воде замачивать розги запрещено – возможно инфицирование кожи». И на закуску – маркетинговый бонус: бутылка колодезной воды выдается бесплатно вне зависимости от количества купленных прутов. Хотя цена и на один прутик вполне себе элитная – 180 рублей.
Инициатива сторонника традиционного образа жизни и традиционных, подлинно народных методов воспитания заставляет вернуться к вопросам, на которые в России ответили еще в ХIХ веке.
От порки до жертвоприношения
С формальной точки зрения новый товар на прилавках магазинов Стерлигова не противоречит действующему законодательству. В России нет законодательного запрета на телесные наказания детей. Хотя более двух десятков стран внесли в свои уголовные кодексы такую статью. Это не только толерантные Швеция с Германией и Данией, но и Украина, Монголия, Гондурас и даже Южный Судан. Правда, доподлинно неизвестно, насколько скрупулезна правоприменительная практика по статье о порке детей в прогрессивном Южном Судане.
Впрочем, телесные наказания детей под запретом далеко не во всех странах, которые по непонятным причинам называют цивилизованными. В Британии или США это вполне допустимо, если, конечно, суд не признает, что в каком-то конкретном случае имело место не наказание, а истязание. Закон там не столь уж и суров. Точнее, суров, но размыт. Так, в 2008 году Верховный суд Миннесоты признал, что 36 ударов деревянной тростью по филейным частям сына-подростка уже не родительское назидание, а, скорее, побои и истязания. Это судебное решение оспорили из опасения, что такой вердикт приведет к запрету телесных наказаний как таковых.
Кстати, и в Швеции тотальный запрет на телесные наказания тоже приживался нелегко и не сразу. В этой стране запрет на порку детей ввели в 1979 году. На тот момент более половины шведов полагали, что телесные наказания являются необходимой частью воспитательного процесса. Уже через 20 лет число сторонников палок, розог и ремня сократилось до 11%. Хотя именно шведские родители подали в 1982 году жалобу в Совет Европы, поскольку сочли, что запрет на родительскую порку нарушает их права на свободу вероисповедания. Ведь сказано в Библии: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с детства наказывает его». Совет Европы в лице Комиссара по правам человека жалобу отклонил, сославшись на то, что право на свободу вероисповедания не может нарушать права других лиц на телесную неприкосновенность и достоинство личности. Логично, ведь иначе можно и до человеческих жертвоприношений докатиться. Вера бывает разной, как это ни прискорбно.
Источник фото:
Попа Николая I и не такое видала
Российские сторонники порки, в частности, розгами или более привычным ремнем тоже любят ссылаться на Библию. А также на Домострой и аналогичные сочинения. Также популярны народные пословицы и поговорки: «Ненаказанный сын – бесчестье отцу», «За дело побить – уму-разуму учить», «Это не бьют, а ума дают», «Поменьше корми, побольше пори». Можно привести еще дюжину таких же людоедских фольклорных мудрых мыслей.
Еще со времен реформатора Петра Первого в обществе принято было критиковать воспитание «через сокрушение ребер», но ни в крестьянских, ни в купеческих, ни даже в дворянских семьях от телесных наказаний не отказывались. Розгами иногда секли даже императорских отпрысков.
Будущего императора Николая I и его братьев их наставник генерал Ламсдорф порол часто и сильно, без всяких скидок на царскую кровь. В ход шли не только любезные Герману Стерлигову розги, каковые он хочет вернуть в российский обиход, но и линейки с ружейными шомполами.
Пороли всех. Русская классическая литература – лучшее тому подтверждение.
Лев Толстой и Горький против
О том, как их нещадно и порой незаслуженно пороли в детстве, вспоминали Тургенев, Некрасов, Гарин-Михайловский, Сологуб.
Порка была детским кошмаром Льва Толстого, хотя самого его миновала чаша сия. В своем первом романе «Детство» он с ужасом описывает бабкину гостью, которая ничтоже сумняшеся рассуждает о необходимости розог: «…сколько я ни думала, сколько ни читала, ни советовалась об этом предмете, все-таки опыт привел меня к тому, что я убедилась в необходимости действовать на детей страхом. Чтобы что-нибудь сделать из ребенка, нужен страх... не так ли, mon cousin? А чего, je vous demande un peu [я вас спрашиваю], дети боятся больше, чем розги?» А герой Толстого в это время думает: «Какое счастье, что я не ее сын». Вот так по-французски, но с прутьями.
Но, пожалуй, самую страшную картину родительской порки (не шлепок в сердцах, после шалости, а именно порку как наказание и назидание) описал Горький в своем «Детстве».
«Дед (...) выхватил меня и понес к лавке. Я бился в руках у него, дергая рыжую бороду, укусил ему палец. Он орал, тискал меня и, наконец, бросил на лавку, разбив мне лицо. Помню дикий его крик:
– Привязывай! Убью!
Помню белое лицо матери и ее огромные глаза. Она бегала вдоль лавки и хрипела:
– Папаша, не надо!.. Отдайте...
Дед засек меня до потери сознания…»
Засек как раз розгами, которые мечтает вернуть в российскую педагогическую практику бизнесмен и патриот Стерлигов.
Будущий великий пролетарский писатель бунтовал, но был вынужден смириться. Однако деда возненавидел на всю жизнь.
И не надо домысливать, что, мол, писательский талант Горького был отрихтован теми самыми розгами.
Именно поротый гений, как никто другой, показал, что розги, как и другие виды порки, возведенные в систему, могут или ожесточить, или сломить маленького человека. Ничего более.
Так что розги – якобы новый товар, выброшенный на российский рынок одиозным бизнесменом Стерлиговым, – на самом деле вовсе не новый.
Русские мыслители давно вынесли розгам и порке суровый приговор. Кто не верит, перечтите еще раз «Детство» Горького.
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!
Стерлигов, наверно, выложил этот товар из чувства юмора... Но я бы не отказался навестить его магазин со своим 8-летним сыном и спросить у него, может стоит прикупить для него розог? Иногда мой отпрыск так меня бесит, что действительно подумываю о телесном наказании! Слова уже не помогают!
Интересно, а своих детей Стерлигов розгами воспитывал? Или только для наших предлагает, выставляя сей товар для продажи! Хорошо, хоть экологически чистые розги, а не помойке сорваны!