Источник фото:
В школе все права и возможности у детей должны быть равны. Но, как выясняется, некоторые школьники уже «равнее» других. Почему?
Раздевалка с VIP-обслуживанием
Корреспондент издания «Газета.ру» сделал открытие, которое, без преувеличения, изумило всю страну. Оказывается, в екатеринбургской бюджетной гимназии № 37 работают четыре гардероба для учеников. Два, как в любой российской школе, – с рядами вешалок от 1-го «А» до 11-го «В». А два других – с индивидуальными запирающимися на ключ шкафчиками, которыми могут пользоваться только те дети, чьи родители платят за эту VIP-услугу по 150 рублей в месяц.
Директор гимназии Светлана Трухина объяснила, что платный гардероб появился не по чьей-то прихоти, а по объективной необходимости. Здание рассчитано на 660 детей, хотя учатся в нём 950, и родители сами настояли на открытии ещё одного гардероба, потому что иначе гимназии пришлось бы работать в две смены. Но поскольку дополнительный гардероб стоит дополнительных денег, которых у гимназии нет, им пользуются дети только тех родителей, которые могут и готовы платить.
Но это ещё не всё. Изюминка на торте этого екатеринбургского открытия в том, что платный гардероб в гимназии благополучно функционирует уже… семь лет.
Источник фото:
Перевод бюджетного учебного заведения на гардеробно-рыночные рельсы – такое ноу-хау – конечно, дорогого стоит. Но страна у нас большая, людей с богатой фантазией хватает. Вот, к примеру, в одной из самарских школ открылась VIP-столовая. Для отдельных учеников там отдельные столы с отдельными блюдами, более питательными, более вкусными, более разнообразными и более горячими – естественно, за плату. А все остальные сидят за другими столами, где бесплатно едят то, что приготовить дешевле, проще и быстрее.
Движение «платников» в школьных столовых получило более широкое распространение, чем в раздевалках. Учащиеся, вкушающие в родном учебном заведении завтраки и обеды, оплачиваемые родителями, уже замечены в том же Екатеринбурге, в Москве и Московской области, в Великом Новгороде…
О незаконных школьных поборах – на косметический ремонт, приобретение учебных пособий, столов, стульев, канцелярских принадлежностей и прочее – за минувшие десятилетия уже говорено-переговорено. Но поборы так и не исчезли. Они только стали более наглыми и изощрёнными. А теперь – чего ж удивляться! – проблема сделала ещё один шаг вперёд и привела к сегрегации наших детей. Дожили…
Экономия на детях
Так и хочется воскликнуть: где же общество равных возможностей, гарантирующее всем детям одинаковые стартовые условия?
Где-где – в головах идеалистов.
Один ребёнок рождается в Москве, где полным-полно библиотек, театров и музеев, а другой – в деревне Загорье, на краю леса, откуда до ближайшей районной библиотеки полсотни километров, которые в распутицу и трактору не осилить. У одного мама – врач, папа – профессор, у другого мама – уборщица, а папу вообще никто никогда не видел. Один растёт в семье, где деньги начинаются с десяти тысяч рублей, а другой – в семье, где десятью тысячами они заканчиваются, потому что именно столько мама получает, работая нянечкой в детском саду…
Источник фото:
Тут уж не равные – разные возможности. И когда дети с такими разными возможностями приходят в одну школу, этого никак не скрыть. Даже с помощью одинаковой для всех школьной формы. Потому что пальто, шапки, обувь, наручные часы, мобильники, пеналы, рассказы о том, что было на каникулах или в воскресенье, – всё разное. Ничего не поделаешь, такова правда жизни – суровой и жестокой.
Однако на то и государство, чтобы сглаживать, смягчать несправедливости бытия. Государство – с его льготами и материальной помощью для малоимущих, с его заботой о больных и сиротах, а ещё с его бюджетными школами, где обязаны, независимо от материального достатка родителей, давать каждому ребёнку хорошее образование и обеспечивать его всем необходимым для учёбы – от гардероба и завтрака до учебников и наглядных пособий. Бюджетные школы потому так и называются, что в них за всё платит не родитель, а бюджет.
Но у нас получается, что должен платить именно родитель. В большинстве регионов бюджет на школах экономит. Точнее, цинично экономит.
Такая экономия обходится очень дорого. Она корёжит детские умы, заставляя их считать, будто самое главное в жизни не знания, не способности и таланты, а исключительно деньги, а нравственность – пустая абстракция. Эта экономия толкает детей к социальной вражде, к ненависти по отношению к тем, кто состоятельнее, чем ты, приучает к мысли, что достаток – вовсе не то, к чему надо стремиться, а то, что даётся при рождении или не даётся. Эта экономия выжигает в детских душах всё светлое – понятия о социальной справедливости, равных правах, любви к ближнему, патриотизме...
Сегодня во многих школах уровень взаимной вражды уже зашкаливает. Достаточно вспомнить недавние случаи с кровавыми драками прямо в классах во время уроков. Но если так заботливо пестовать детский антагонизм, вводя в школах ещё и VIP-услуги, отдельные случаи очень скоро перерастут в норму.
Стрелочники и система
Кто же во всём виноват? Ответ на этот вечный русский вопрос вроде бы прост и однозначен: само собой, виноваты учителя и директора школ и гимназий. Кто ещё?
Однако не надо спешить с выводами.
Источник фото:
Школьный педагог – бюджетник, а значит, человек, зависимый от самого всесильного работодателя – государства. Причём, я бы сказал, наиболее зависимый. В случае увольнения за нарушение служебной дисциплины и, в частности, за вымогательство ему потом будет очень трудно найти работу по профессии в своём родном городе. Если же он живёт в райцентре или посёлке – вообще невозможно. Какая у такого педагога может быть альтернатива? Или частная школа, которых и в мегаполисе-то раз-два и обчёлся, или репетиторство со всеми его «прелестями»: отсутствием гарантированной оплаты, социального пакета и удовлетворённости плодами своего труда.
Так что учителя, а тем паче директора школ, отлично понимают, что для них быть уволенными смерти подобно. Но ещё важнее, что это понимает их районное, а также городское начальство. В общем, школьные учителя и директора – лишь стрелочники: вряд ли они превращают то одни, то другие услуги в платные исключительно по собственной инициативе да вдобавок скрывают это от своего руководства.
Вот и прикиньте, кто же на самом деле инициатор сегрегации, которая так успешно пробивает себе дорогу в наших бюджетных средних учебных заведениях. Нет-нет, я ни в кого не хочу тыкать пальцем. Я не следователь, не прокурор и не судья. Просто хочу спросить: что делать, если в гимназии учится в полтора раза больше детей, чем положено, и надо хотя бы сделать ещё один гардероб, чтобы ученики могли куда-то повесить свои пальто и шубы, а денег на это не дают? И ещё вопрос: что делать школе, если на бесплатные завтраки и обеды отпускают такие копейки, на которые не то что детей, даже кошек нормально не прокормишь?
Вы скажете: да что угодно делайте, только не разделяйте детей по материальному признаку, не делайте их врагами друг дружке! Согласен. Проблема только в том, кому надо адресовать этот крик души...
Шесть лет назад правительству была поставлена задача поднять материальное положение школ и в том числе учителей. Не надо быть экономистом, чтобы сообразить, как этого добиться: необходимо создать все условия для развития бизнеса и таким образом увеличить налогооблагаемую базу. Работа большая и трудная. Поэтому во многих регионах, вместо того чтобы зарабатывать деньги, решили их экономить. Для этого часть школ позакрывали, прежде всего в деревнях, а часть учителей поувольняли, увеличив нагрузку оставшимся. Это дало желанные результаты очень быстро. Отчёты в Москву шли такие, что просто загляденье.
Но теперь, шесть лет спустя, получилось то, что и должно было получиться. Школы, за исключением Москвы, Петербурга и ещё нескольких богатых субъектов Федерации, сидят на голодном пайке: по нормативу на одного старшеклассника столичная школа получает 160 тысяч рублей в год, хабаровская – меньше 27 тысяч, алтайская – 1 (одну!) тысячу. А учителя стонут от непомерных нагрузок и при этом в среднем реально получают в месяц в Чувашии – 15 666 рублей, в Ивановской области – 15 200 рублей, в Ингушетии – 13 471 рубль…
Ну как не вспомнить советского водопроводчика, который говорил: «Тут не кран – всю систему надо менять»!
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!
Это ужасно! Дети должны быть в первую очередь равными. К чему вот это вот все? Что этим доказывается? Не понимаю директоров, которые внедряют данные системы и поощряют их. Вспомните СССР - все были равны! И все выросли адекватными людьми! А сейчас что? Страшно за молодое поколение...
К сожалению, российское образование сейчас оставляет желать лучшего. Дочка ходит в платную школу, но даже в платной школе уровень не такой высокий, как заграницей. Хочется надеяться, что когда нибудь это изменится....
Странное мнение,что за границей лучше? Там тоже разделение на бюджетные и платные школы. И не во всех городах имеется одинаковый уровень обучения,речь о Европе. И все платят матрикулу- записал ребнка ,оплати вход ,купи книги и все принадлежности и т.д. Это не лучше.Как везде для разных уровней доходов ,для родителей,разные проблемы. Нет ничего лучше,однозначно.