Источник фото:
Дщерь Петрова Елизавета вошла в историю России как веселая императрица, любительница нарядов, маскарадов и Франции. Что неудивительно, ведь она принадлежала к первому поколению российской аристократии, кто получил образование европейского типа. Не очень качественное, но западное.
Царевны позавидуют монашкам
В допетровскую эпоху судьба обрекала московских царевен на полное затворничество. Они потаенно жили в теремах, ни в каких дворцовых развлечениях и церемониях не участвовали, в церкви занимали места за занавесом, выезжали на лето в загородные дворцы в крытых возках. На люди царевны могли показаться только на похоронах отца или матери, но под покрывалом и в сопровождении сенных девушек, которые несли плотные суконные полотнища – «запоны», укрывавшие царевен со всех сторон.
Надежд на замужество у них не было, поскольку замуж за подданного царскую дочь отдать было не по чину, за зарубежного иноверца – басурманство. Участь московской царевны – угаснуть в душном тереме или уйти в монастырь.
Об образовании дочерей цари тоже особо не заботились. Вот что пишет об этом российский историк Евгений Карнович: «В детстве царевен холили и нежили, но все их образование оканчивалось плохим обучением русской грамоте. Одна царевна Софья Алексеевна составляла исключение в этом отношении. Вырастали они, и начиналась для них скучная и однообразная жизнь в теремах. Утром и вечером – продолжительные молитвы, потом рукоделья, слушание чтений из божественных книг, беседы со старицами, нищенками и юродивыми бабами. Все же мирское их развлечение ограничивалось пискливым пением сенных девушек да забавами с шутихами».
Дочь Алексея Михайловича и старшая единокровная сестра Петра Первого царевна Софья получила вместе с братьями хорошее образование по программе недавно открытой Славяно-греко-латинской академии и была одной из самых образованных женщин России. Впрочем, ничем хорошим это не кончилось: образованная царевна тут же ввязалась в борьбу за власть и, хотя проявила себя как способная и деятельная правительница, в результате проиграла в этой «игре престолов» Петру, которому еще предстояло стать великим.
Царевна в стиле ню
Отец Елизаветы Петр хоть и получил бессистемное образование, отличался неукротимой тягой к знаниям. Он фактически учился всю жизнь, овладевая все новыми, как выразились бы сейчас в Министерстве образования РФ, «навыками и компетенциями».
Мать Елизаветы, Марта Скавронская, в первом замужестве Крузе, происходила не то из латышских, не то эстонских крестьян, а воспитывалась в семье пастора Глюка. Специалисты до сих пор спорят, обучил ли ученый пастор свою служанку грамоте или она выучилась читать и писать, когда стала царской любовницей.
Но женщиной она была доброй, мягкой и накрепко влюбила в себя императора, который радовался детям, которых Екатерина ему рожала с завидной регулярностью.
О рождении дочери Петр узнал, когда в декабре 1709 года приехал в Москву, дабы отпраздновать Полтавскую викторию. Весть о рождении еще одной дочки так его обрадовала, что он отложил празднование военной победы. Сначала отпраздновал рождение дочки. Имя он ей выбрал сам – Елизавета, и имя сулило девочке необычную судьбу, ведь раньше Романовы никогда не называли так своих дочек.
Уже с ранних лет жизнь Елизаветы коренным образом отличалась от обычной жизни московских царевен. С малолетства они с сестрой участвовали во всех дворцовых церемониях, ассамблеях и других развлечениях, танцевали и пели на публике, ходили в открытых европейских нарядах и вообще с малолетства приучались модничать и кокетничать.
Портрет восьмилетней царевны Елизаветы, которую французский живописец Луи Каравакк написал обнаженной, должен был продемонстрировать европейское свободомыслие императора, который полагал, что такие картины приучают русскую публику к европейским вкусам.
На память сразу приходит Санька Волкова из романа «Петр Первый» Алексея Толстого, которая прислала отцу из Парижа свой портрет ню и отписала: «Папенька, не смущайтесь, ради бога, вешайте мою парсуну смело в столовой палате, в Европе и не то вешают, не будьте варваром…»
Нас всех учили понемногу…
Образование, которое получили царские дочки, было хоть и европейским, но очень поверхностным. Бесконечными уроками их не мучили, зато обучали танцам, музыке и не забывали о физических упражнениях и иностранных языках.
Учителем Елизаветы и старшей сестры Анны был опальный дьяк посольского приказа из крещеных иудеев Исаак Веселовский. Он обучал девочек французскому. Причем обучал очень хорошо. Впоследствии иностранные дипломаты признавали, что по-французски императрица говорит в совершенстве. Девочкам также преподавали немецкий и итальянский, но тут успехи были не такие впечатляющие.
Возможно, маленькая царевна Елизавета налегала на французский, потому что отец прочил ее в жены королю Франции Людовику ХV. Правда, сватовство не состоялось – французы предпочли другую невесту.
Еще в программе обучения было чистописание, все отмечали, что по-русски Елизавета Петровна писала хоть и с ошибками, зато превосходным почерком. А вот с географией были проблемы. В начале Семилетней войны уже зрелая императрица удивилась, узнав, что Англия находится на острове.
Она, в отличие от старшей сестры, вообще не очень склонялась к книжному образу жизни. Ее никогда не видели за чтением, зато царевна увлекалась верховой ездой и прогулками под парусом – занятия, немыслимые для московских затворниц царской крови.
Плоды Просвещения
Елизавета выросла вполне себе европейкой, может, и не слишком грамотной, но сознающей пользу наук и просвещения. Годы ее правления историки окрестили Ренессансом России. Елизавета всячески поддерживала Академию наук, созданную по инициативе папеньки. До воцарения Елизаветы в Академии не было ни единого русского ученого, и эту ошибку Елизавета постаралась исправить.
Она всячески поощряла образовательную функцию Академии, где в составе трех «классов» – математического, где работали крупнейшие математики того времени Леонард Эйлер и Даниэль Бернулли, физического и общественных наук – обучали будущих русских ученых.
В указе императрицы, подписанном в 1744 году, шла речь о необходимости дальнейшего развития начального образования в России. А в Москве по ее высочайшему указу в 1755 году были открыты первый университет и первая в России гимназия.
Так что европейская система обучения девочек пошла на пользу Родине. Историки разругали эту императрицу за гардероб из 15 тысяч платьев, но признавали ее глубокий патриотизм и покровительство искусствам и наукам.