Без малого 100 лет назад в Петрограде открылась Школа-коммуна им. Дзержинского. Сегодня её знают как Республику ШКИД. А создателя легендарной школы Виктора Николаевича Сороку-Росинского – как Викниксора.
Последняя надежда
На улицах часто постреливали. Голод в Петрограде был такой, что саночки, на которых везут покойника, никого не удивляли. Отряды матросов и красногвардейцев бесчинствовали, конфискуя из богатых квартир всё, что попадётся под руку. Чекисты хватали правого и виноватого и волокли к себе на Гороховую. Город погрузился в страх и ужас.
А господин – простите, теперь уже товарищ – Виктор Сорока-Росинский пребывал в самом расцвете сил и творческих возможностей. Он был ещё молод: что такое для мужчины вторая половина четвёртого десятка? И в то же время прекрасный специалист. За плечами историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Потом научная работа в лаборатории экспериментальной психологии
Ну а большевики, что ж… И с большевиками можно жить, главное – они дали работать. Позволили создать школу. Полное её название – Петроградская школа социально-индивидуального воспитания имени Достоевского для трудновоспитуемых. Звучит длинно, зато точно, к тому же носит фамилию великого писателя, гуманиста – это вам не какой-нибудь родильный центр «Капли молока имени Розы Люксембург»! И здание предоставили подходящее – большое, просторное: Старо-Петергофский проспект, дом 19.
Трудновоспитуемые – это беспризорники, да не простые, а «отказники» – выгнанные перед тем из трёх-пяти школ. Фактически почти каждый – уголовник. По ним тюрьма плакала, и ШКИДа, как её назвали сами воспитанники, была для них последней инстанцией перед цугундером, а он, Виктор Николаевич Сорока-Росинский, Викниксор, обязан был их спасти.
В нём, и ни в ком больше, жила последняя в жизни надежда для этих мальчишек – отпетых хулиганов, ворья, циничных, жестоких и одновременно таких несчастных, ведь все они остались без родителей и повидали, пережили такое, чего никакому врагу не пожелаешь.
Всесильные враги
Тогдашние учителя – впрочем, как и теперешние – всеми силами старались избавиться от трудновоспитуемых. Для этого их записывали в графу психически дефективных детей. А Сорока-Росинский утверждал: нет, это нормальные дети, многие – творческие, одарённые натуры, просто попали в тяжёлые жизненные обстоятельства. Более того, он и своим воспитанникам доказывал, что они ничем не хуже других и их ждёт достойное будущее. Только ради этого надо много учиться и трудиться.
Источник фото:
Образ жизни в школе директор установил интеллектуально-спартанский. Каждый день – 10 уроков, летом – 6-7, и никаких каникул. Кто не подчиняется общей дисциплине, ленится, хулиганит – пожалуйте в карцер. Основные задачи каждого шкидовца – получить фундаментальную образовательную подготовку и проявить себя в самостоятельной творческой деятельности, а именно – в драматических постановках, концертах, создании стенгазеты… «Всё это, – объяснял Виктор Николаевич своим товарищам, учителям школы, – надлежащий выход той буйной беспокойной энергии, которой полны эти дети».
Спустя годы, в начале 1930-х, Самуил Маршак с трибуны Первого съезда советских писателей назвал учебное заведение, созданное Сорокой-Росинским, «пролетарским лицеем». Детский писатель знал, о чём говорил, – он был первым редактором повести «Республика ШКИД», которую, кстати, написали недавние ученики школы Г. Пантелеев и Л. Белых.
Но друзей, тем более таких авторитетных, как Маршак, у Виктора Николаевича почти не было. Зато ненавистников хватало. Коллеги смеялись над ним: они считали его старомодным чудаком, «белой вороной», даже обманщиком, поскольку он, дескать, исправляет своим ученикам ошибки, сам пишет за них заметки в стенгазету и стихи для школьных концертов… Вместо того чтобы использовать и распространять его методику, они её хоронили, и многое из творческого наследия выдающегося педагога пропало безвозвратно.
Впрочем, смешки и завистливые наветы – это ещё цветочки. Настоящая беда исходила от идеологов, которые сразу чутко уловили то, за что потом неосмотрительно хвалил викниксоровскую школу Маршак: советской власти нужны были не лицеисты-интеллигенты, личности с творческим началом, а послушные, не рассуждающие «винтики».
В итоге, несмотря на то, что все его воспитанники стали полноценными гражданами общества, уже в середине 1920-х, через пять лет, Виктора Николаевича уволили из школы. А когда через пару лет появилась повесть «Республика ШКИД», сама Надежда Крупская, прочитав книгу, несколько раз неодобрительно отозвалась о педагогической системе Сороки-Росинского, и Антон Макаренко, создатель трудовой коммуны, со временем перешедшей под заботливую опеку ОГПУ, опубликовал о шкидовском опыте разгромную статью в «Правде».
Как учёного это превратило Виктора Николаевича в изгоя. Он работал с трудными подростками в Торфяном техникуме, в экспериментальной школе для психоневротиков, потом, когда в 1942-м удалось эвакуироваться из блокадного Ленинграда, преподавал в Горно-Алтайске в педучилище русский язык и литературу… В 1948-м, наконец, сумел добиться возвращения в родной Ленинград…
В нём счастливо сочетались таланты педагога, учёного, психолога, историка, знатока русского языка и фольклора, вокалиста и музыканта, знание нескольких иностранных языков. Но всё это оказалось невостребованным. Виктор Николаевич всегда жил крайне бедно и почти в полной безвестности.
Сорока-Росинский не только воспитывал детей, превращая отпетых и тупых в знающих и воспитанных, он постоянно писал статьи о своём опыте, но их редко печатали. Вот и последнюю его работу – «Школа Достоевского», – которую он передал в журнал «Нева», редакция отклонила.
Педагогика по-суворовски
Он родился в потомственной военной семье, вырос в отцовском полку, с детства зачитывался книгами о свершениях полководцев. Хотел стать военным – как дед и отец.
Судьба сложилась по-другому. Но память о детской мечте всегда в нём жила, не случайно в основу своей педагогической системы Сорока-Росинский положил принципы «Науки побеждать» всегда любимого им Суворова. И главная суворовская мысль – «уважение к личности солдата» – стала основой викниксоровского гуманистического отношения учителя к ученику.
Источник фото:
Глазомер, быстрота и натиск. Для учителя этот суворовский принцип означает оценку характера, возможностей нового ученика и план воспитательных действий, прежде всего – воспитания с помощью мировой и отечественной культуры.
Тяжело в учении – легко в походе. Это был тот самый принцип постоянной занятости учёбой и наглядной демонстрации творческих возможностей учеников в концертах, постановках, стенгазетах. Важно только было с самого начала разделить всех детей на четыре отделения (почти как в армии) – в зависимости от желания учиться.
Александр Суворов не терпел «немогузнаек», и Виктор Сорока-Росинский ставил своей задачей не только дать знания, но и помочь ученику ощутить уверенность в собственных знаниях, научиться думать, анализировать, связывая отдельные сведения в единую картину.
Виктор Сорока-Росинский считал, что в воспитании и обучении крайне важны демократичность, а также коллективизм, учитывающий индивидуальность каждого воспитанника.
Педагог считал, что основные принципы национального воспитания должны закладываться в семье – через религиозное воспитание и труд, с учётом традиционной культуры. В воспитании и обучении крайне важны демократичность, а также коллективизм, учитывающий индивидуальность каждого воспитанника. Очень важно ощутить этап, на котором воспитанник может перейти от принуждения к добровольному образованию…
Все эти принципы были разработаны около ста лет назад, но нисколько не утеряли своей актуальности и по сей день.
77-летний учитель умер по дороге домой, в свою восьмиметровую комнату в коммунальной квартире. Он ходил за билетом в кино, который купил своей ученице, соседской девочке, в награду за её успехи в учёбе. Зрение у Виктора Николаевича было уже совсем плохое, и, переходя улицу, он не заметил трамвая…
Это случилось на пересечении Садовой улицы и переулка Макаренко, того самого Антона Макаренко, который когда-то травил своего талантливого соперника. И ещё одно совпадение: этот перекрёсток расположен в самом начале Большой Коломны – совсем неподалёку от дома на набережной Крюкова канала, где некогда умер генералиссимус Александр Суворов.
Ни страна, ни родной Петербург-Ленинград не заметили смерти выдающегося педагога, спасшего жизни сотен трудных подростков. До выхода на экраны вмиг ставшего популярным фильма Геннадия Полоки с обаятельным Сергеем Юрским в роли Викниксора оставалось ещё шесть лет…
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!
всем доброго времени суток. я пишу проектную работу на прямую затрагивающую тему детских приютов, а в особенности ШКиД, и меня крайне смутила расшифровка аббревиатуры, мелькнувшая в начале статьи. почему школа-коммуна имени Джержинского, а не имени Достоевского, как то было во всех просмотренных мною статей? может есть у кого ответ?