Сегодня исполняется ровно 40 лет первому «ребёнку из пробирки» – жительнице английского графства Большой Манчестер Луизе Браун, родители которой согласились на невероятный тогда эксперимент, окончательно отчаявшись иметь детей. Строго говоря, оплодотворение производилось вовсе не в пробирке, а в обыкновенной чашке Петри, которую сама Луиза в одном из шоу в шутку назвала «местом, где началась её жизнь».
В наши дни экстракорпоральное оплодотворение настолько прочно и широко вошло в быт, что считается едва ли не рутинной операцией. СМИ упоминают аббревиатуру ЭКО только в случаях, когда дети появляются у давно не молодых шоу-звёзд. Дню рождения Луизы Браун ТВ-новости, конечно, уделят положенные для подобных дат полторы минуты, а вот о тех, кто её «создал», вряд ли кто-то вспомнит. Между тем именно благодаря этим двум учёным в мире появились несколько миллионов младенцев, то есть Роберт Эдвардс и Патрик Степто фактически являются «почётными отцами» огромного и постоянно растущего количества детей. Поэтому «Аист на крыше» решил рассказать, с чего начиналась и как проводилась их работа, открывшая новую эру человеческой репродукции…
Единство научных противоположностей
Думал ли доктор Патрик Степто о том, что выпущенная им в 1967 году книга о новых методах в акушерстве и гинекологии изменит всю его жизнь? Вряд ли… Начав практиковать сразу после Второй мировой, он был занят только одним – стремлением изобрести способ, позволяющий «увидеть» органы брюшной полости с помощью миниатюрного устройства, вводимого в крохотный разрез около пупка беременной женщины.
Источник фото:
На разработку революционного по тем временам метода лапароскопии у него ушло два десятка лет, но даже справившись с задачей и успешно применяя своё ноу-хау в больнице Олдхэм (Oldham General Hospital), Степто понимал: работа далеко не закончена, метод надо усовершенствовать. Поэтому, получив письмо от известного в стране физиолога Роберта Эдвардса, заинтересовался изложенным в нем деловым предложением не слишком. Корреспондент объяснял, что, прочитав в недавно вышедшей книге мистера Степто о лапароскопии, понял – они могут быть друг другу очень полезны. Однако искусственное оплодотворение, которым предлагал ему совместно заниматься доктор Эдвардс, не относилось к кругу занимающих его научных тем. Но, так или иначе, они встретились. Разговорились. И практически сразу же начали работать вместе.
Найти более не похожих друг на друга людей было бы сложно. Степто – выпускник Лондонского Королевского колледжа и медицинской школы больницы Святого Георгия, разменявший шестой десяток, крайне сдержанный, не терпящий торопливости и не привыкший давать волю мечтам и фантазиям.
Сорокалетний Эдвардс, родившийся в рабочей семье и лишь благодаря собственному упорству прорвавшийся в Эдинбургский университет на курс по генетике животных, – креативный, резкий, вечно горящий новыми идеями.
Как они нашли общий язык, сказать трудно. Но первым документом, под которым стояли две подписи, стал «Свод этических правил», где значилось, что оба обязуются прекратить исследования, если это будет угрожать жизни или здоровью пациентов или их будущих детей. Но при принятии подобного решения не должны учитываться «невнятные религиозные или политические соображения».
Последняя фраза документа свидетельствует: учёные заведомо знали, как будет воспринята их идея стимулировать образование яйцеклеток у женщины, изымать их, оплодотворять в культуральном планшете, затем пересаживать женщине эмбрионы и – ждать рождения ребенка…
Не всё гениальное просто
Роберт Эдвардс заинтересовался репродуктивной биологией ещё в начале 1950-х, когда физиологи уже знали, что можно экстракорпорально, то есть вне тела, оплодотворять яйцеклетки и даже получать жизнеспособные эмбрионы животных. Заинтересовавшись темой, молодой учёный начал серию опытов над мышами, получил неплохие результаты и даже защитил докторскую диссертацию. Впрочем, само по себе эмбриональное развитие мелких грызунов его интересовало не слишком. Цель была куда выше – добиться того же самого с людьми.
Источник фото:
В том, что это вполне возможно, молодой учёный не сомневался, однако эксперименты на яйцеклетках, извлеченных из женского организма в процессе операций по прерыванию беременности, один за другим заканчивались неудачей.
Объективно говоря, пионером оплодотворения in vitro – вне живого организма –Эдвардс не являлся. Ещё в 1930 году американец Грегори Пинкус начал проводить подобные опыты над кроликами. Через два года процедуру ЭКО в основных чертах (и, между прочим, крайне неприязненно) описал в книге «О дивный новый мир» (Brave New World) британец Олдос Хаксли. В 1959-м в журнале Nature появилась статья «Оплодотворение яйцеклетки кролика in vitro», в которой говорилось об успешных лабораторных экспериментах профессора Мин Чу Чана (США).
Именно «кроличью» методику Чу Чана Эдвардс и пытался перенести на человека, но, раздумывая о провале проводимых в течение нескольких лет собственных экспериментов, пришёл к единственно верному выводу: по своему репродуктивному циклу люди сильно отличаются от прочих млекопитающих.
Дальнейший ход рассуждения учёного очевиден: сам он – физиолог, а для работы с людьми нужен врач, опытный гинеколог и акушер, который досконально знает и понимает особенности женского организма. А потому, едва прочитав книгу Степто, Эдвардс написал ему письмо…
Переменность успехов
К слову, разработанную Эдвардсом и Степто технологию называют ЭКО только в России. Слово «экстракорпоральный» означает «происходящий вне тела», а подобные виды зачатия в природе не редкость. Один из примеров – оплодотворение икры лягушек вне тела родителей. Поэтому во всём мире ЭКО именуют IVF – in vitro fertilization, то есть «зачатие в пробирке». Правда, в реальности используются не пробирки, а чашки Петри, и задействуя именно этот вид лабораторной посуды диаметром 50 и высотой 15 мм, будущие «почётные отцы миллионов детей» начали проводить свои опыты.
В 1969-м, после того, как из 58 собранных Степто женских яйцеклеток две удалось оплодотворить, учёные подготовили для Nature статью, где рассказывали о своём успехе и перспективах IVF, которое в будущем осчастливит тысячи бездетных семей. Журнал был раскуплен буквально в считанные дни, после чего для экспериментаторов наступили чёрные времена.
Финансировавший работу Медицинский исследовательский совет сообщил, что не намерен далее их поддерживать, так как «озабочен проблемой перенаселения, которую может создать метод ЭКО».
Одновременно нобелевский лауреат, первооткрыватель двойной спирали ДНК Джеймс Уотсон выступил с заявлением о том, что, поскольку в процессе экспериментов гибнут яйцеклетки и сперматозоиды, исследования в области ЭКО равноценны узаконенному детоубийству.
На учёных ополчились религиозные лидеры, блюстители этики и большинство коллег. Эдвардсу и Степто удалось найти средства для продолжения работы с огромным трудом, но неприятности на этом не закончились – все достигнутые ими беременности самопроизвольно прерывались на ранней стадии…
Так продолжалось несколько лет, на протяжении которых импульсивный Эдвардс несколько раз заговаривал о том, что методика ЭКО безнадежна, и лишь выдержка и спокойствие Степто позволили не бросить работу до 25 июля 1978 года – дня, когда родился первый «ребенок из пробирки», – Луиза Браун.
Источник фото:
На пути в будущее
Как журналисты узнали, что Лесли Браун будет рожать именно в этот вечер, сказать трудно, однако уже с середины дня во дворе Олдхэмской больницы (Oldham General Hospital) собралось более двух тысяч корреспондентов британских и зарубежных СМИ.
Часам к семи стало известно, что роженице будет сделано кесарево сечение, а за несколько минут до полуночи по толпе прокатился слух: «Девочка. Два килограмма шестьсот с лишним граммов».
Это была сенсация, достойная размещения на первых полосах. Все девять месяцев, что миссис Браун вынашивала test-tube baby – первого в мире «ребёнка из пробирки», в прессе не прекращалась дискуссия по поводу того, родится дитя нормальным или окажется монстром. Теперь, когда стало ясно – на свет появилась обычная девочка, вспомнилось предупреждение Ватикана о том, что рождение «противоестественно зачатого» ребёнка может иметь «серьезные последствия для человечества». О том, когда данные последствия проявятся, церковники не говорили, но жизнь первого в мире «ребёнка из пробирки» проходила и по сей день проходит под пристальным вниманием журналистской братии. Правда, писать и рассказывать о ней было особо нечего. Луиза росла как обычная девочка, нормально закончила школу, удачно вышла замуж, естественным путём родила двоих детей. По взглядам на жизнь, интересам и кругозору она отличается от тысяч и тысяч таких же британских домохозяек разве лишь тем, что пристально следила за судьбой обоих своих «почётных отцов»…
Патрик Кристофер Степто ушёл из жизни в марте 1988 года, до конца своих дней отработав главврачом в IVF-центре Bourn Hall Clinic. За год до смерти он был избран членом Королевского общества. В презентации его заслуг значится: «Первый учёный, использовавший лапароскопию для рутинной диагностики гинекологических расстройств и прояснения многих фундаментальных аспектов овуляции, оплодотворения и имплантации человека».
Роберт Джеффри Эдвардс в 2007 году вошёл в список «100 величайших ныне живущих гениев», через три года оказался удостоен Нобелевской премии «за разработку технологии искусственного оплодотворения», а год спустя был посвящен в рыцари.
В размещённом в газете Guardian некрологе Эдвардса, которого не стало в апреле 2013-го, указывалось, что на момент кончины учёного зафиксировано более четырех миллионов родов, наступивших в результате применения ЭКО…
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!
Очень крутой дядька! Всегда восхищалась такими людьми! Это не бумагу перекладывать в офие, а действительно создавать новое!!! ВАУ!!
Как жаль, что этот человек так мало был с нами! Просто святой!!! Благодаря ему столько женщин стали счастливыми, столько жизней он дал! Таких людей да побольше бы!
К сожалению, таких как он рождаются единицы. Все больше никчемных людей, которые несут в этот мир хаос и разруху
Одна из самых светлых статей за всю историю существования портала, наверное
Я, как женщина, которая смогла родить только с помощью ЭКО, от всей души благодарна этому ВЕЛИКОМУ УЧЕНОМУ!!!
На самом деле это здорово, потому что ещё каких-то 100 лет назад если пара не могла иметь ребёнка, то так они и жили в одиночестве...сейчас радует что есть вспомогательные репродуктивные технологии. Мы тоже думали что придётся к этому обращаться, но в итоге обошлось. Муж восстанавливал своё здоровье, спермактин форте принимал. Таким образом сперматозоиды стали более активными и беременность наступила без проблем. Но конечно рассчитывали овуляцию.