Вице-губернатор Пензенской области Валерий Савин заявил, что руководители администраций, где смертность трудоспособного населения увеличится, будут нести ответственность. Он призвал их перенять опыт с районов, где профилактическая работа с социально неблагополучными семьями налажена. Как сообщили в пресс-службе регионального правительства, демографическую ситуацию в районах обсудили на совещании межведомственной комиссии при областном правительстве.
Заявление Савина прокомментировал эксперт proaist.ru, доцент кафедры демографии НИУ ВШЭ Владимир Козлов.
Обеспокоенность вице-губернатора понятна. Несмотря на то, что по продолжительности жизни Пензенская область удерживает 2-е место в Приволжском федеральном округе, уступая только Татарстану, причем, если рассмотреть смертность именно в трудоспособном населении, то отставание от лидера будет минимальным. Кроме того, продолжительность жизни в регионе примерно на 0,7 выше среднероссийского показателя (в 2015 году), но при этом смертность в трудоспособном возрасте (на 2014 год, так как окончательные данные на 2015 год недоступны) у мужчин практически не отличается от среднероссийского показателя (хотя по женщинам более чем на 17% ниже), причем по онкологическим, сердечно-сосудистым и внешним (насильственным) причинам дела в области обстоят хуже, чем в России.
Однако практика персональной ответственности чиновников за смерти трудоспособного населения вряд ли приведет к снижению данного показателя. Например, избыточные смерти могут быть записаны в те районы, где показатели более ниже, или даже в другие регионы, также вероятны и манипуляции с возрастом, и банальный недоучет смертей на момент отчетности.
Похожая ситуация наблюдается с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Анализ смертности по причинам смерти за последние годы показывает, что Майский Указ Президента «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» (2012), ставивший целью снижение общих коэффициентов смертности от ряда причин смерти, в том числе от болезней системы кровообращения, может вести к тому, что, стремясь достичь целевых показателей смертности, часть субъектов Федерации поменяет практику кодирования причин смерти.
С 2012 по 2014 год общее число умерших в России уменьшилось на 1,5%, но число умерших от сердечно-сосудистых заболеваний снизилось на 10,9%, притом что число умерших от всех остальных причин выросло на 10,2%. При этом выросло и число умерших с диагнозом «старость», куда можно кодировать смерти от сердечно-сосудистых заболеваний в возрасте 80 лет и старше (и такая практика наблюдалась в конце 1980-х): доля умерших с этим диагнозом с 2012 по 2014 год выросла и сильно варьировалась по регионам. В 20 субъектах Федерации доля умерших от старости в возрастах 80 лет и старше в 2012 году превысила 20%, через 2 года (уже в 2014 году) число таких территорий увеличилось до 31.
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!