Источник фото: из архива семьи Родя
Они поздно встретились, но хотели умереть в один день. О том, что выпало на долю этих людей, до сих пор пишут книги и снимают кино.
Встреча измученных, но не разбитых сердец
Японец Ясабуро Хачия был признан шпионом и отправлен в советские лагеря из Кореи после входа туда советских войск. У Ясабуро в Корее осталась жена с двумя детьми, о судьбе которых он ничего не знал.
Клавдию Новикову сослали на Колыму из-за роковой ошибки: Клавдия трудилась на мукомольном заводе и однажды, когда ее начальник «внезапно» заболел, девушку попросили поставить свою подпись на накладных и выдать груз с мукой подъехавшей машине. Так она и сделала…
Дальше арест, суд, семь лет лагерей. Первый муж Клавдии разбираться не стал – еще во время суда подал на развод и увез их общего ребенка в другой город, подальше от матери-уголовницы. Так она потеряла всех своих родных…
Клавдия и Ясабуро встретились на поселении в Брянской области, когда у каждого уже был приличный срок за плечами. Невыносимая тоска в глазах мужчины, сидевшего напротив Клавы в столовой, не дала ей пройти мимо него.
– Вы китаец?
– Нет.
– Кореец?
– Нет.
– А кто тогда?
– Я японец.
Источник фото: Андрей Оглезнев
Так и познакомились Клавдия Новикова с Ясабуро Хачия и прожили вместе 37 лет. Бок о бок. Душа в душу!
Была ли это любовь с первого взгляда или же просто две надломленные души встретили друг друга и не смогли расстаться – сказать сложно. Так или иначе, после лагерных мытарств Клава и Ясабуро переехали в поселок Прогресс в Амурской области, где и поженились.
Сначала односельчане относились к Ясабуро с опаской: мол, вдруг все-таки шпион? Но потом полюбили и стали уважать. Женщины даже завидовали Клаве – ни у одной из них не было столь образованного, хозяйственного, доброго, непьющего и некурящего мужа, как «Клавкин японец».
Они поддерживали друг друга во всем. Когда японец заболел, Клавдия купила козу и отпаивала его молоком. Он же возил ее на мотоцикле в соседний Архаринский район – смотреть, как растут кедры. Она работала бухгалтером, он – парикмахером.
Для себя и супруги Ясабуро даже сколотил гробы. Японец был уверен: он и Клавдия умрут в один день. Но умерли они не в один день и даже не в одном месте. Разделенные тысячами километров, Клава и Ясабуро только и могли, что созваниваться каждую субботу.
Долгая дорога домой
Клавдия Леонидовна и Ясабуро-сан прожили вместе 37 лет…
Источник фото: из архива семьи Родя
Железный занавес вот-вот готовился рухнуть. Мир менялся, менялись люди и порядки. У Ясабуро появилась возможность вернуться в Японию. Он о ней и не думал, зато идеей загорелась его жена. Клавдия просто не могла лишить мужа счастья ступить вновь на родную землю, она начала готовить документы. Вести о Ясабуро долетели и до самой Страны восходящего солнца.
Два брата и сестра первыми узнали о родственнике в Прогрессе. Потом стало известно, что уцелели в войну и жена Ясабуро Хисако, и дочь Кумико…
Хисако, оставшись в Корее после ареста мужа, собрала вещи, сложила кости погибшего сына в мешочек, взяла малютку-дочь и отправилась назад в Японию. Как рассказывала женщина, признавать мужа мертвым она отказывалась. Она ждала до последнего… и дождалась. Почти 50 лет Хисако трепетно открывала конверты и снимала телефонную трубку. Каждый раз с замиранием сердца она думала, что вот именно сейчас ей скажут: Ясабуро-сан – жив!
Наконец к Клавдии и Ясабуро в поселок Прогресс из Японии приехали родные, журналисты, пятидесятилетняя дочка Ясабуро – Кумико… Первая жена Ясабуро – Хисако, правда, осталась ждать дома, так как была уже слишком старой и больной.
Кумико обнимала отца и плакала навзрыд, вместе они пели песенку, записанную на желтых страницах блокнота… еще тогда в Корее, больше 40 лет назад.
После того как гости уехали, Клавдия Леонидовна начала действовать: подала на развод, иначе Ясабуро не смог бы получать пенсию в Японии, оформила мужу загранпаспорт, получила визу и купила билеты домой. Она считала так: «Хотя бы у одного из нас должен быть счастливый конец».
Провожать Ясабуро пришел весь поселок. Накрыли столы, обнимали японского «шпиона», как родного брата, плакали, говорили добрые слова.
Клавдия же перед отъездом держала своего дорогого японца всю ночь за руку, прижимала к себе и говорила, как сильно любит.
Позже Ясабуро Хачия неоднократно предпринимал попытки вернуться в Россию, но Клавдия Леонидовна отказывала ему в этом наотрез, зная, что в Японии условия для стариков намного лучше. До конца жизни она переводила пенсию японца в доллары и отправляла в Японию. Он же звонил ей каждую субботу и говорил, что сердце его разбито на две части – без своей Клавы жить он не мог, как и не мог жить без Японии в Союзе.
Источник фото: из архива семьи Родя
Сегодня имя Клавдии Новиковой широко известно во всей Японии. Самоотверженность и героизм этой женщины нашли свое отражение в местной прессе, книгах и даже фильмах. Ей, кстати, удалось несколько раз приехать на родину мужа по приглашению, где она встречалась и с его бывшей женой Хисако. Местные журналисты так описывали это событие: женщины молча обнимались и плакали, им не нужны были слова, чтобы понять друг друга. За спиной у обеих была своя история любви к Ясабуро и целая жизнь, полная горьких, мучительных разлук и счастливых встреч.
Клавдия Леонидовна умерла 6 сентября 2014 года. Ясабуро-сан пережил ее всего на один год.
Источник фото: из архива семьи Родя
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!
Зачем она его отпустила...
Потому что это любовь! Если , вам известно о чем это я!
Какая красивая история. Только немного грустная.
Красивая любовь и у них ещ и красивые любящие сердца, поэтому и печальный конец такой светлый. Да упокоятся они с миром.
Красивая и светлая любовь..и трагичная.. Светлам память, пусть покоятся с миром..
Одна печаль в этой истории...........нет детей)))