В наше время модно интересоваться популярной психологией. Не прошла тенденция и мимо меня – много лет назад я начала читать статьи и учебники, конспектировать и даже разрабатывать что-то вроде собственной программы по позитивному мышлению. Этот нюанс важен – ведь даже некая информированность в этой сфере не помогла мне вовремя увидеть проблемы у самой себя. И, к сожалению, огромное количество людей живут в многолетней депрессии и мучаются от неврозов, объясняя свое состояние дурным характером, жизненными обстоятельствами – а потом и вовсе забывают, что можно жить как-то иначе, без этой черной тоски. Поэтому я решила поделиться собственным опытом. Быть может, кому-то это поможет вовремя распознать неприятные симптомы и ускорить выздоровление.
Всё началось с проблем на работе. Я тогда была корреспондентом на одном из городских телеканалов. Сменилось руководство, и режим стал совершенно другим. Я работала в среднем по 12–15 часов. Не успевала есть и постоянно нервничала – стиль общения в коллективе тоже сменился на резко негативный. При своем и так небольшом весе за месяц я похудела на 5 килограммов. Практически постоянно плохо себя чувствовала – кружилась голова, колотилось сердце, было тяжело дышать. Слезы лились по поводу и без, а в промежутках я орала на коллег. (А они – на меня, так как находились в похожем состоянии.) При этом всем я умудрялась делать и сдавать достаточно большие проекты. И это, как я сейчас понимаю, было хуже всего – у любого перфекциониста вся его суть запрограммирована на продуктивность. И если она есть – всё остальное становится неважно. Я мчалась, будто загнанная лошадь с шорами на глазах. У меня не было и минуты, чтобы остановиться и осознать, насколько я не в порядке.
Источник фото:
Всё закончилось на очередном спецпроекте. Во время съемок на улице мы сцепились с продюсером по поводу сценария, орали и орали друг на друга, пока оператор, закатывая глаза, бродил вокруг и докуривал вторую пачку сигарет. Я разревелась и не могла успокоиться несколько часов. Сидела прямо на теплой брусчатке у какого-то храма, держалась за сердце и думала, что сейчас умру. Съемочная группа вызвала скорую прямо туда. Молодые врачи спрашивали, когда я ела в последний раз, а я не могла вспомнить и только продолжала плакать. Мне вкатили внутривенно огромную порцию глюкозы и отправили домой. Сейчас жутко вспоминать – ведь тогда я беспокоилась вовсе не о том, что со мной происходит, а только о незаконченных съемках. И лишь во время трехдневного больничного, когда я выспалась и поела, вдруг пришло осознание, что дорожка ведет меня совсем не туда.
Я так подробно рассказываю эту историю, потому что тяжелая нервная работа чаще всего становится у девушек причиной невроза и последующей депрессии, обогнав даже сложные отношения. Разумеется, можно попытаться перестроить свой режим и изменить отношение к происходящему, чтобы сохранить профессию и хорошее место. Но я хорошо знаю, как сложно распознать за карьерным ростом и собственной бешеной продуктивностью первые признаки невроза. И если они уже появились, поверьте, хеппи-энда не будет. Вы или уволитесь, или уедете с работы прямиком в больницу.
Источник фото:
К сожалению, даже в большом городе трудно найти правильную помощь специалиста в такой ситуации. И сами люди, и врачи не всегда понимают, к кому им нужно идти. Кажется – ну что такого, просто усталость и немного расшатанные нервы. Не знала, к кому обратиться, и я. Пришла к терапевту – рассказала про ощущения в сердце, головокружения, слезы. Сейчас, спустя столько лет, даже я знаю, что меня нужно было срочно направить к неврологу и психиатру, выписать таблетки. Но врач растерянно выслушала меня, посоветовала пить валериану и витамины с магнием и отправила домой. Всё это, конечно, уже не помогало. Но за несколько дней отдыха я набралась решимости и уволилась. Нашла совершенно спокойную работу, начала отношения с прекрасным мужчиной. Всё это тоже важно. Ведь нам может казаться, что устранение причины, по которой мы нервничаем, – уже лекарство, и нужно только время, чтобы прийти в себя. Увы, с неврозом это не работает. Очень редко нервная система может справиться сама, без специалистов и сильных лекарств. У меня – не вышло.
Я продолжала худеть, а неприятные физические ощущения усиливались. Всё чаще плакала и после истерик вполне серьезно не хотела жить. Кроме этого, появился новый сильнейший источник тревоги – я видела, как ненормально выгляжу эмоционально перед любимым человеком, постоянно винила себя за это – и в итоге мне становилось всё хуже. К неврозу добавилась глубокая депрессия, мир стал стремительно чернеть. Увы, моему молодому человеку тоже не хватало информированности в психологических вопросах, чтобы понять, насколько всё серьезно. И что хуже всего – он просто списывал мое поведение на особенности характера. Конечно, это стремительно убивало его теплые чувства ко мне. Я всё это ощущала и билась в неврозе еще сильнее – жуткий замкнутый круг. Отношения закончились резко и болезненно. В один миг я оказалась одна в незнакомой квартире, с четким пониманием, что собственными руками, из-за своей слабости, разрушила наши отношения. Тяжесть того чувства вины трудно с чем-то сравнить. Я то ненавидела себя, думая, что моя личность ужасна, то презирала молодого человека за то, что он бросил меня из-за болезни, в самый трудный момент.
Источник фото:
Наступило критическое обострение. Я не ела, не спала, могла только ходить по квартире, держась за сердце и задыхаясь, листала ленты соцсетей, звонила кому только могла и плакала, а после обеда выпивала бутылку вина и погружалась в истерику, в которой внутреннее отчаяние звало к реальному самоубийству – и не хватало просто физических сил, чтобы что-то сделать. Это был край.
Меня спасла подруга. В буквальном смысле взяла за руку и привела к частному психиатру. Когда я всё рассказала, в том числе про мысли о суициде, врач поставила диагноз «депрессивно-тревожный синдром» и стала настойчиво советовать госпитализацию на два месяца. Уже потом я узнала, что за такие разговоры могут принудительно отправить в больницу – в законе есть пометка, разрешающая делать это, если пациент «опасен для себя или окружающих». Это следует учитывать, если вы придете к врачу в районный психоневрологический диспансер. Но мне тогда дали право выбора – во-первых, потому что я пришла на частный прием, во-вторых, потому что у меня было сопровождение. Я отказалась только из-за финансовых сложностей – позволить себе двухмесячный больничный при съемной квартире было совершенно невозможно. Врач неохотно согласилась с моими доводами, порекомендовала срочно найти хорошего психотерапевта и прописала таблетки – сильные противотревожные и антидепрессанты. Кроме этого, во время их приёма был настрого запрещен алкоголь. Лекарства начали действовать быстро, критически острое состояние ушло уже через полторы недели. Мне по-прежнему ничего не хотелось, было трудно справляться с бытовыми мелочами – я по неделе не могла заставить себя помыться, грязная посуда и обертки лежали по всей квартире. С психотерапевтом повезло – я нашла замечательную женщину по рекомендации друзей. Первое, что она стала делать, – учить меня успокаиваться, бороться с тревогой, отстраняться от дурных мыслей, видеть своё состояние со стороны. Еще один важный момент – медитации и различные практики, которым, оказалось, не так сложно научиться (хоть и не так-то просто выполнять регулярно). К тому же я начала давать себе постоянную физическую нагрузку. Всё это очень помогло.
По маленькому шагу я возвращалась к нормальной жизни. И где-то спустя полгода вдруг увидела мир цветным, а себя – практически счастливой. Но я всегда буду помнить, как сложно было нащупать верный путь. И, к сожалению, иногда вижу у своих знакомых и подруг, переживающих сложные события, всё те же признаки и симптомы. Я каждый раз настойчиво советую обратиться к психиатру, но чаще всего люди тянут до последнего, стесняются, боятся. Говорят, что достаточно сильны, чтобы справиться без таблеток и врачей. И живут в состоянии невроза годами, думая, что это всего лишь их собственный характер. Теряя любимых, друзей и остатки здоровья. И если кому-то эта статья поможет передумать и всё же пойти на прием – что ж, я буду знать, что поделилась этой болезненной для меня историей не зря.
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!
Очень-очень рада за Вас!
Знаете, я тоже прошла через это. 6 лет без отпуска, какое-то тотальное безденежье, работа (точнее- несколько)... В декрете провела по три недели - до и после. А в остальное время работала. Предметы двигались перед глазами от усталости. А супруг стал сбегать к маме - поспать, отдохнуть. Потому что дома - я, двое веслых детей с моторчиками, теща... Спать по три часа в сутки? Легко! Работать на 3-4 издания? Ещ легче! В полтора года младшего выла: не справляюсь, нужен психолог. Когда сыну было 5, оказалось, что у мужа новая любовь, на 12 лет его младше. А я... "Замечательный человек и у тебя все будет хорошо" вот так. Меня не стало сначала морально. Не помогли антидепрессанты в психиатрической больнице (сама пришла). Мир сузился до точки: меня как котенка вышвыривают из жизни. И денег нет. И все в доме разваливается ( в прямом смысле). И полгода до этого работали вдвоем с коллегой там, где работы хотя бы на троих. А лучше - на пятерых. Звонила-плакала всем. Билась Головацкий об стену. От суицида ничего не держало. Даже пресловутые "дети". Потом - реанимация, психушка, полгода таблеток... Отделалась нарушением речи и памяти. Жалею только об одном: надо было идти раньше за помощью. На пару лет. Сейчас учусь жить, улыбаться. Работа спасает- но уже не так фанатично к ней отношусь. И все советую: психолог и психиатр может помочь. Не надо бояться идти туда. Депрессия рушит и вашу жизнь, и жизнь окружающих. Всем здоровья
Берегите себя!
Людмила, не сдавайтесь. Упорство и рациональный подход по маленькому шажку дадут свои результаты. Обнимаю.
Что-то с собой делать это уже конечно за гранью....видимо человек просто устал донельзя. Нужно своевременно говорить с психологом. Я по совету своего ещё литий хелат эвалар принимаю, для нервной системы необходим. Кстати в таблетках для рассасывания, так что Must have для тех кто не может глотать большие таблетки.