Амазонкой сейчас называют воинственную или даже мужеподобную женщину. Об истинных амазонках мы узнали из древнегреческих мифов. А откуда о них узнали древние греки? Или они просто придумали дев-воительниц, как придумали грифонов и кентавров?
Амазонок, дев-воительниц, которые не щадят взрослых мужчин и убивают новорожденных мальчиков, упоминают и Страбон, и Геродот, и Диодор. Правда, из их текстов не понять многое, не ясно даже, где собственно жили эти амазонки и были ли они настолько кровожадны и беспощадны, как об этом говорится в мифах. Разные древние историки и бытописатели упоминают как места обитания амазонок и африканскую Ливию, и Крым, и устье Дона рядом с Азовским морем, на Кавказе, и Малую Азию.
Геродот писал, что сарматы были потомками амазонок и скифов, так что их женщины соблюдали древние амазонские обычаи: «часто охотясь верхом с их мужьями, участвуя в войне, они носят ту же самую одежду, что и мужчины». Еще Геродот сообщает, что у сарматов «никакая девушка не станет женой, пока она не убьет человека в сражении».
Страбон пишет, что ни одному мужчине не дозволялось селиться в землях амазонок и, тем более, заниматься с ними сексом. Лишь на два месяца в году молодые амазонки, согласно обычаю, могли уйти за горы, которые разделяли их территории от земель соседних племен, и встречаться с тамошними мужчинами, пока не забеременеют. Потом они возвращались домой, рожать. Новорожденные девочки оставались с народом амазонок, а мальчиков возвращали соседям или убивали.
А еще писали, что эти воинственные женщины выжигали себе правую грудь, чтобы было удобнее стрелять из лука. Убивали всех забредших на их территорию мужчин. Атаковали аргонавтов. Были побеждены Гераклом. Участвовали в Троянской войне. Совершали набеги на Аттику. Отделить правду от вымысла очень трудно, но вера в женщин-воительниц пережила античную Грецию и Рим – Юлий Цезарь поминал успешные завоевания амазонок. Современные ученые тоже пытаются понять, кем были амазонки – плодом буйной фантазии греков или реальными всадницами с луками и боевыми топорами в руках?
Источник фото:
Безгрудые?
Проще всего разобраться со странным обычаем калечить себя ради воинских подвигов. Ничего подобного девы-воительницы не делали. Хотя, согласно народной греческой этимологии, само название «амазонка» происходит от греческого «а» – «без» и «мазос» – «грудь», то есть «безгрудая». Но, скорее, слово «амазонка» происходит от индо-иранского «ха-мазан» – «воин». А насчет выжженной груди древние греки сами себе противоречат.
Сюжет «битва греческих воинов с амазонками» был популярен с древности. Сохранилось невероятное количество изваяний, саркофагов, фризов и керамических ваз, на которых повторяется этот сюжет, который так и назвали – «амазономахия» – битва с амазонками. Есть скульптуры, изображающие отдельных героинь-воительниц. Их изображают верхом на конях или пешими, в греческой или персидской одежде, в шлемах, как у богини охоты Артемиды или, наоборот, похожих на шлем Афины. Но нет ни единого изображения амазонки с вырезанной или выжженной грудью. У всех все на месте, где положено. Да и аргумент, что они избавлялись от правой груди, чтобы удобнее было стрелять из лука, выглядит довольно слабым – у восточного лука, а именно таким пользовались амазонки, тетиву натягивали наверх к уху и чуть назад, а не прямо, до груди.
С остальными мифами, как то убийство или кастрация заблудившихся или плененных мужчин, или нанесение им других увечий, разобраться сложнее. Так же как и с самим мифом о девах-воительницах в целом. Скажем, ученик Аристотеля Палефат в своем сочинении «О невероятном», написанном еще в IV веке до нашей эры, пытался рационально объяснить греческие мифы и пришел к выводу, что его наивные соотечественники приняли за женщин конных воинов-мужчин, которые сражались в долгополых одеждах, убирали длинные волосы в хвост и гладко брили лица. А дев-воительниц в природе не существовало и не существует.
Впрочем, скептицизм Палефата не помешал рождению еще одного мифа про другого ученика Аристотеля – Александра Македонского. Будто бы к нему явилась царица амазонок в сопровождении трехсот дев-воительниц и предложила великому воину оплодотворить как можно больше из ее женщин, чтобы у них родилось как можно больше могучих, умных и воинственных амазонок, продолжательниц великого племени. Мальчиков они обещали вернуть Александру. Впрочем, соратники Александра Великого с самого начала говорили сказителям, что это миф и не более того, и никакая царица амазонок не рожала от него ребенка, ни девочку, ни мальчика. Но это не значит, что амазонок не существовало в природе.
Пережиток матриархата?
Если свести воедино всю информацию об амазонках, которую приводят античные источники, можно только удивляться, какие громадные территории держали в страхе девы-воительницы. Они совершали набеги на коневодческие народы Кавказа, нападали на города в Малой Азии, в дельте Дуная, атаковали фракийские поселения. Против них «цивилизованные греки, хетты или ассирийцы» снаряжали военные экспедиции, но одолеть их не могли.
Амазонки, как африканские, так и евразийские, жили в матриархате, или, как теперь говорят, при материнском родовом строе. Это были племена или союзы племен, где женщины были жрицами, судьями, вождями племен и воинами тоже. Античные источники свидетельствуют, что амазонки отрубали младенцам-мальчикам руки и ноги. Это маловероятно. Мужчин можно было приспособить к какой-нибудь работе. Скорее всего, мальчикам отрезали лишь несколько пальцев на правой руке, чтобы они не могли пользоваться луком. А излишки мужчин могли и оскопить, и убить, точнее, принести в жертву Великой богине. По тем временам – дело вполне благородное.
Примерно в те же времена сами греки пытались принести в жертву богам Ифигению ради попутного ветра. Ничего такого нецивилизованного и ужасного амазонки не совершали, просто на месте мужчин у них везде были женщины. Что не могло не поражать греков, для которых патриархат уже стал нормой жизни. Однако пережитки прежнего уклада еще много веков можно было увидеть и у них. На мистериях в честь Диониса женщины вполне могли разодрать на куски мужчину, который оказался не в том месте и не в то время на пути их процессии. Так что встреча греков с амазонками – это встреча двух цивилизаций в одном времени и в едином пространстве. Ничего удивительного. Подобное случается и в наши дни. К примеру, в лесах Амазонии.
Одна свадьба и одни похороны
Какими были эти встречи на перекрестках истории?
Пожалуй, самая трогательная история про амазонок и греков – это брак Тесея, правителя Афин, и царицы амазонок Ипполиты.
Источник фото:
Встретились Тесей и Ипполита во время одного из походов Геракла. Великий герой, разумеется, победил дев-воительниц и некоторых даже взял в плен. Была пленена и их царица. Там ее увидел один из участников похода – Тесей. Дальше, как положено в романтической мелодраме, – любовь, и он увозит ее с собой в Афины. Любовь на перекрестке цивилизаций.
Тут лучше процитировать венгерского романиста Лайоша Мештерхази, он сумел удивительно точно реконструировать эту встречу двух миров – мира амазонок и мира Аттики, мира патриархата и матриархата:
«Был особый романтический привкус в том, что Тесей женился на царице амазонок – правительнице легендарного, совершенно необычайного народа; о ее сказочных богатствах и элегантности слава шла по всей Греции. Не случайно ведь дочь Эврисфея потребовала от Геракла именно пояс Ипполиты! К тому же Ипполита была, несомненно, красивая женщина. Тесей придавал этому значение. И не ради себя, он-то не раз уже успел убедиться: «красивая женщина», «хорошая женщина», «именно-мне-больше-всех-необходимая женщина» – понятия, не всегда тождественные. Но, решившись привезти жену из-за границы, он должен был выбрать женщину красивую, красивую изумительно с точки зрения господствовавшего тогда вкуса. Иначе его триумфальный въезд в Афины сопровождался бы не ликующими кликами, а недоуменным ворчанием всех афинских отцов и матерей. «Ну и ну! – слышалось бы повсюду. – Уж моя-то дочка получше выглядела бы с ним рядом! Слепец этот Тесей или недоумок?» Но и обида уже пол-обиды, если красота иностранки-жены вызывает шепот признания. Между благороднейшими семействами Аттики идет совсем иной разговор: «Н-да, тут я его понимаю: долго ли из-за такой потерять голову!». А рядом – шепот: «Не скажу, чтоб моя дочь уступала ей по красоте, но эта Ипполита, наверное, тонкая штучка, изощренная во всем… тут моей ее не догнать, не так я свою дочь воспитала!». И, наконец, после некоторой паузы, примирительно: «Но хороша, очень хороша. Фигура отличная. Дивные волосы, чудесные глаза, да и вообще… Словом, что там говорить: красивая женщина». Не правда ли, совершенно другой тон?!»
Ипполита отказалась выйти замуж за Тесея по греческим обычаям и сына назвала Ипполитом, подчеркивая его принадлежность к роду матери. Но расставаться с Тесеем не захотела, даже когда соплеменницы напали на Аттику, чтобы вызволить свою царицу. Сражалась на стороне афинян и погибла. Такая вот грустная история матриархально-патриархальной любви.
Очень может быть, что и все прочие амазонки рано или поздно повыходили замуж, как их царица Ипполита. Так и пропали.
И, кстати, насчет Амазонки. Реки Амазонки. Когда в 1542 году конкистадор Франсиско де Орельяна в поисках Эльдорадо достиг полноводной реки, на его отряд напали женщины-воины. Племя, на которое он наткнулся, жило материнским родовым строем. Испанец вспомнил амазонок и дал название этой реке – Амазонка.
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!