Источник фото: Daria Shevtsova / Pexels
Одни и те же проблемы в отношениях, одинаковые сценарии, партнеры, будто повторяющие неприятные привычки и абьюзивное поведение друг друга, – ситуация, знакомая многим. А что, если именно эти сценарии закладываются в глубоком детстве? Детство и отношения с родителями – это всегда репетиция того, что будет во взрослой жизни. Появляясь на свет, ребенок не знает, как работает этот мир, и родители учат его не только ходить, но и любить, вести себя так, чтобы быть любимым. Родители учат ребенка тому, как работает любовь. Родители прививают ребенку определенный тип привязанности, который, как правило, остается с ним на всю жизнь.
Тип привязанности формируется в зависимости от того, как родители реагируют на ребенка, как они с ним взаимодействуют.
Существует четыре типа привязанности.
Первый тип привязанности: безопасный
Человек, имеющий этот тип привязанности, относится к партнерам и друзьям так: я классный, ты тоже классный. Безопасный тип привязанности – самый здоровый вариант развития отношений между родителем и ребенком. У людей с этим типом привязанности максимально здоровая самооценка. В детстве такие дети при разлуке с матерью могут искать ее, причем достаточно долго, потом плачут, демонстрируют все признаки стресса. На возвращение матери реагируют радостно, ищут контакта и утешения, а вскоре успокаиваются и возвращаются к игре.
Эта модель поведения формируется при чутких реакциях родительской фигуры: когда младенец плакал, опекун искал причину до тех пор, пока не найдет. Был с ребенком приветлив, доброжелателен, терпелив, всегда находился в доступе. Возможно, не всегда сразу, но родитель отзывался в течение предсказуемого промежутка времени. В то время, когда ребенок спокоен, время от времени взрослый его навещает, проведывает, интересуется, чем чадо занимается. Ребенок, столкнувшийся с таким поведением родителя, привыкает к тому, что он достоин любви, может спокойно доверять тому, кого любит. Относясь чутко к потребностям ребенка, родитель показывает ему, что именно так строятся отношения в нашем мире, что ребенок может положиться на близких и доверять им.
Становясь взрослыми, такие дети будут иметь следующие качества:
-
Хорошая самооценка. Ребенок будет знать, что он заслуживает любовь, ведь родитель, отзываясь на его просьбы помощи и относясь к малышу с вниманием, покажет ему это.
-
Позитивное восприятие себя и других. Ребенок не будет видеть в людях врагов и будет относиться к окружающим объективно.
-
Умение строить эмоционально близкие и доверительные отношения с другими людьми. Опять же, на примере отношений с родителями ребенок осознает, что так можно и нужно, и, поняв, что эмоциональная близость может быть безопасной, не будет ее бояться.
-
Умение управлять своими эмоциями. Ребенок не будет с тревогой искать и не находить любви, он научится уверенности и спокойствию, и эмоции не будут вызывать у него панику.
-
Умение гибко реагировать и быстро адаптироваться к разным жизненным ситуациям, справляться с жизненными сложностями и проблемами, в том числе прося помощи других людей. Родитель принятием и любовью научит ребенка не бояться неудач, и потому новые начинания и сложности не будут вызывать у него тревогу и страх.
-
Понимание своих желаний, целей, умение планировать свое время/жизнь/будущее. Уверенность в будущем, привитая за счет того, что родитель всегда приходил на помощь в детстве, во взрослой жизни проявляется в отсутствии страха перед будущим и собственными решениями.
-
В случае стрессовой ситуации люди с надежным типом привязанности ищут опору в себе и других людях (близких, друзьях, специалистах разных профилей), вспоминают свой позитивный опыт и подбадривают себя, находят силы прожить неудачи и восстановиться после них, оптимистичны и верят в себя, в свое будущее.
Небезопасные типы привязанности
Тревожный тип привязанности
Человек с этим типом привязанности относится к партнерам и друзьям так: я не очень, зато ты классный. Такая привязанность формируется в случае, если ребенок не может предсказать реакцию матери, если родители в одинаковых ситуациях могут реагировать по-разному: в один момент – удовлетворить потребность ребенка, а в другой – проигнорировать. Такие родители часто руководствуются своим настроением и эмоциями: настроение хорошее – идут к ребенку сюсюкаться, но очень часто в таких ситуациях перебарщивают с вниманием по отношению к чаду, а если настроение плохое – ребенок и его потребности игнорируются.
Когда ребенок вырастает с таким типом привязанности, он:
- Имеет низкую самооценку даже при наличии успехов.
-
Всегда ищет одобрение других и чрезвычайно зависим от чужого мнения.
-
Уязвим и потому все время начеку – не хочет ли кто-то его обидеть. Видит обиду там, где человек с надежным типом привязанности ее бы не заметил.
-
Чувствует себя недооцененным.
-
Хочет иметь близкие личные отношения, но боится быть обманутым/брошенным/отвергнутым, постоянно подозревает партнера в измене, постоянно напряжен и тревожен.
-
Наблюдается неустойчивое эмоциональное состояние, частые перепады настроений, он легко впадает в истерику.
-
Конфликтен – в основном из-за того, что неверно истолковывает коммуникационные сигналы от других людей, ему постоянно кажется, что на него нападают либо хотят обидеть, унизить, сделать ему что-то плохое.
Такие взрослые тревожны и беспокойны, часто манипулятивны, истеричны. Не могут переносить одиночество, если партнер не в контакте – испытывают тревогу. Постоянно испытывают чувство вины. За ними часто закрепляются такие модели поведения: "Я недостаточно хороший", "Я сложный", "Я делаю недостаточно, чтобы меня любили", "Я изменюсь – и меня полюбят". Такие взрослые болезненно воспринимают отказы, часто чувствуют, что их "исключили", что они "лишние". Склонны к гиперопеке. Идеализируют партнера. В ссоре часто не защищаются. Разногласия/ссоры/конфликты для такого типа = расставание. Нуждаются в слиянии с партнером. Партнер – центральная фигура, часто такие люди не имеют в кругу общения никого, кроме возлюбленного. Все время нуждаются в подтверждении своей "хорошести". Часто ведут себя угоднически.
В случае стрессовой ситуации люди с тревожным типом привязанности испытывают многократную ретравматизацию (снова получили удар в одно и то же больное место), испытывают панические атаки, депрессию бессилия, ощущение безысходности, "конец света" и "все пропало", глубокий провал в негативные эмоции.
Почему так происходит? Да потому что ребенок склонен винить во всем себя, и, когда родитель игнорирует его потребности или обходится с ним плохо, ребенок пытается понять, что он сделал не так. А поскольку реакции родителей зависят не от ребенка, а от их настроения/состояния, ребенок дезориентирован. Он пытается постоянно угодить или же привлекает внимание родителя истерикой, находится в постоянной тревоге, поскольку непонятно, как мама/папа поведет себя сейчас. Такие дети не верят в себя, ведь в детстве родитель мог проигнорировать/повести себя грубо с ребенком, даже если тот старался быть хорошим. Эти дети, вырастая, продолжают подсознательно считать, что они недостаточно хороши для любви, и потому пытаются угодить во всем партнеру/друзьям, в результате раздражая и отталкивая своей гиперопекой. Когда же они не знают, чем угодить, или чувствуют страх расставания, начинают скандалить из-за мелочей, но внутренне постоянно обвиняют себя, а выслушивая обвинения в свой адрес, молчат и принимают их как должное. Такие взрослые хотят верить партнеру, но постоянно подозревают его в чем-то, потому что, во-первых, не верят, что их можно действительно любить, а во-вторых, так и не научились в детстве доверять, ведь на родителей никогда нельзя было положиться.
Избегающий тип привязанности
Человек с этим типом привязанности относится к друзьям/партнерам так: я классный, а вот ты – не очень. Дети с таким типом привязанности могут вырастать у следующих родителей: во-первых, у гиперопекающих, родителей, которые нарушают личные границы ребенка, которые пичкают его вниманием и заботой вне зависимости от того, нуждается он в этом или нет. В этом случае ребенок пытается заполучить самостоятельность и право на отдельное существование, поскольку поведение родителей его душит, а также является игнорированием потребностей. Во-вторых, такие дети могут вырастать у родителей, которые, наоборот, всегда игнорируют потребности чада, не давая ему необходимого внимания и любви, у родителей, эмоционально холодных и слишком сдержанных. Тут дитя уже понимает, что всему миру на него все равно и требовать что-то бесполезно. В обоих случаях ребенок приобретает установку: "Нельзя ни на кого положиться, кроме себя". Вырастая, такие дети продолжают остро нуждаться в близости, но при этом боятся ее. Часто их захлестывает тревожность, сильные эмоции. С одной стороны, они частично перенимают повадки тревожного типа: страх отвержения, непринятия, одиночества. Они жаждут близости, но при этом боятся дать понять другому человеку, что привязаны к нему, и, следовательно, отвергают того, кого любят, в попытке защититься. Они цепляются за партнера, когда тревожатся, что их отвергнут, но при этом чувствуют себя в ловушке при слишком сильном сближении.
Взрослые с избегающим типом привязанности отличаются следующими качествами:
- Они очень высокого мнения о себе, а о других – весьма низкого.
-
Они демонстративно независимые и самодостаточные.
-
Они открыто заявляют, что не нуждаются в близости с другими и не собираются строить близких отношений, а если такое все же случается и отношения с кем-то начинаются, верность партнеру хранить они будут очень вряд ли, равно как и вкладываться в отношения.
-
Мужчины с этим типом привязанности могут называть себя "одиноким волком" и "убежденным холостяком", а женщины – "кошкой, которая гуляет сама по себе".
-
Они не открываются другим людям, держат дистанцию, создают поверхностные отношения, чаще всего "на одну ночь". Случайные связи – их конек. По их мнению, сближаясь с человеком, они "теряют лицо", а с новым они его восстанавливают, доказывая себе, что находятся в безопасности.
-
Они недоверчивы, убеждены, что все люди врут, а верить можно только себе.
-
Они не любят конфликтов и всячески стараются их избегать, чаще всего – игнорируя ситуацию/человека, физически уходя прочь.
-
Они зачастую не понимают собственных чувств и эмоций.
-
Для них открыться человеку – все равно, что подвергнуть себя опасности. Ведь если откроешься – ранят, сделают больно.
В случае стрессовой ситуации люди с избегающим типом привязанности уходят в себя, при этом полностью отрицая стрессовость и важность произошедшего события, обесценивая его. Они отключают свои чувства, отрезают себя от них, самоизолируются, "замораживаются", чтобы не проживать тот эмоциональный хаос, который творится внутри.
Почему так происходит? Потому что ребенок с детства привыкает к тому, что окружающий его мир враждебен и/или холоден, что окружающие либо никогда не помогут, либо помешают. Они с детства выстраивают защитный барьер, защищаясь с помощью самостоятельности. "Мне не нужна ваша помощь, я и сам справлюсь", – вот что транслирует такой ребенок, чтобы его не трогали или чтобы безразличие родителей не так ранило.
Есть еще один тип привязанности – дезориентированный. Он встречается у детей, переживших в детстве физическое или сексуальное насилие, у детей из очень неблагополучных семей, детей, столкнувшихся с очень серьезными травмами в детстве. Этот тип привязанности, по сути, не подразумевает наличия привязанности – считается, что система привязанности разрушена вовсе. Именно такие дети более всех склонны к суициду, самоповреждению и самонаказанию, а их реакции на разные ситуации могут быть максимально разнообразными – от истерики до тихих слез, а их отношение к эмоциональной близости может варьироваться от полного безразличия до отчаянного желания. С такими людьми психологам работать сложнее всего, потому что их поведение и их переживания не вписываются ни в какую закономерность.
Очень печально то, что первый, здоровый тип привязанности наблюдается лишь у 15% населения. Остальные 85% имеют в той или иной степени выраженный небезопасный тип привязанности. У кого-то он проявляется слабо и потому не портит жизнь совсем, а кто-то до конца своих дней не может найти ни свою любовь, ни настоящих друзей, погрязая в череде повторяющихся травматичных сценариев. Очень часто наблюдается сочетание тревожного и избегающего типов: зачастую в одних сферах жизни проявляется один тип, а в других – второй. Например, если один из родителей полностью игнорировал ребенка, а второй то сюсюкался, то орал, уже выросший ребенок иногда будет вести себя в соответствии с избегающей моделью, иногда – в соответствии с тревожной. В чистом виде каждый тип встречается очень редко. А еще люди, обладающие небезопасным типом привязанности, выращивают детей с такими же проблемами. Как правило, у тревожных родителей вырастают избегающие дети и наоборот.
К счастью, небезопасный тип привязанности поддается психотерапии, хоть и с большим трудом. Но не лучше ли просто стать тем самым родителем, который вырастит здорового ребенка?
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!
Впечатляют познания автора в психологии! Искусно все по полочкам разложено. Класс!!!
Отношения с родителями - это то, во что нельзя заигрывать . Очень сложная материя
Небезопасный тип привязанности. Да, да, а потом мы удивляемся , почему у таких дивных женщин вырастают такие идиоты сыновья
И не только у женщин. И отцы бывают виновными
Но чаще все же женщины. Не зря же выражение родилось «маменькин сынок». Про пап так не говорят