Каждый из родителей прекрасно знает, что самый трудный период воспитания нередко наступает тогда, когда дети входят в подростковый возраст. Это было раньше, это наблюдается сейчас и, безусловно, такое будет и в будущем.
И хорошо, если ребенок вступит в пубертатный период подготовленным, имеющим понимание своего состояния и поддержку семьи. К сожалению, у нас в стране уже много лет психологи и педагоги, медики и социологи не обращают внимание широкой общественности на неблагоприятное состояние дел как в семье, так и с детьми в семьях. И если еще несколько десятилетий назад общество хоть как-то могло влиять на семью, то сейчас это воздействие сведено к минимуму.
А ведь многие будущие родители сегодня просто боятся заводить детей из-за страха, что не смогут их вырастить, правильно воспитать. Особенно сейчас, когда на нас обрушился буквально ураган публикаций о насилии в семьях, о самоубийствах детей и подростков, об издевательствах и побоях в самой подростковой среде. И такое неблагополучное положение дел высветило целый ряд проблем, который в силу разных причин мы замечать и решать не могли, не хотели или не придавали этому большого значения.
Многие родители как бы внезапно начинали осознавать тот факт, что дети выросли, стали подростками, а они какие-то другие: имеют другие интересы, взгляды на жизнь.
Многие из родителей просто не понимают свое подросшее младшее поколение, а некоторые просто опасаются или даже боятся его. Обилие разного рода психологической литературы часто не дает возможности взрослым не только что-то для себя узнать и понять, но нередко просто мешает разобраться в проблемах взаимоотношений и в семье, и со своими подростками.
Вот сейчас хотелось бы поговорить о нас с вами, о том, что происходит и происходило за крепко закрытыми дверями многих семей, в частности о том, что же буквально заставляет детей ускользать от родительского внимания.
Когда мы начали изучать семьи, в которых происходили те или иные форс-мажорные события и несчастья с подростками, то невольно обратили внимание на тот факт, что произошедшие события всегда были внезапным эмоциональным и психологическим шоком для их несчастных родителей. Как оказалось, почти никто из родителей не замечал или не обращал внимания на то, что реально происходило с их детьми. Зато после роковых событий большинство из них тут же вспомнили о психологах, психотерапевтах, психиатрах, т. е. о тех людях, которые в обществе профессионально занимаются психическим и психологическим здоровьем нации.
Как выяснялось позже, уже после трагических событий, некоторые родители отмечали странности или даже неадекватность в поведении ребенка, но списывали это на его возраст, свою занятость и усталость, нехватку времени, даже на до боли знакомое всем нам слово «авось». При этом в подавляющем большинстве случаев никто не обращался к специалистам. О чем это говорит?
Во-первых, недостаточное внимание родителей к сигналам извне. Некоторые школьные учителя, когда замечают какие-то странности у ребенка, зачастую пытаются месяцами вызвать в школу родителей, но безуспешно. Зато после несчастья с ребенком хлебнувшие горя родители охотно перекладывают свою вину на школу, учителей, якобы они там что-то недосмотрели, что-то недоглядели, или даже говорят о том, что педагоги им недостаточно понятно объясняли необходимость их родительского прихода в школу. Словом, виноваты все, кроме них. В приватных беседах после печальных событий такие родители признаются, что они сами, вероятно, что-то делали не так.
Во-вторых, в таких семьях часто отмечается сложная, а то и негативная психоэмоциональная внутрисемейная обстановка: неполная семья, развод или предразвод родителей, уход взрослых в свои проблемы, в зарабатывание денег, в бизнес. Другими словами, родители настолько погрязли в своих семейных отношениях, в том, кто из них прав или виноват, кто что должен друг другу, что отдалились далеко-далеко от своих детей. А младшее поколение стало ощущать себя ненужным семье, лишним для родителей. И вот тогда-то у некоторых из них и стала в голову закрадываться коварная мысль: зачем вообще жить, если я не нужен даже своим самым близким – своим родителям?
В-третьих, часто наблюдается какое-то равнодушие к самим детям, особенно к подросткам. Их, с одной стороны, родители по-прежнему продолжают считать детьми, но начинают одновременно им говорить, что они уже выросли, стали взрослыми, требовать с них как со взрослых. Вот только никаких прав взрослого им никто давать не спешит, а только пытаются нагрузить новыми обязанностями. Дети начинают ощущать себя чужими и ненужными, ведь они не получают никакой психоэмоциональной поддержки, а часто их родители в своих войнах друг с другом стараются перетянуть ребенка на свою сторону, настроив его против другого родителя.
Другими словами, такие факторы внутрисемейной жизни, как равнодушие, насилие, отсутствие времени заниматься своим чадом, отсутствие любви и внимания, жизненные приоритеты в виде денег и т. п. являются той самой благоприятной средой, на которой растет отчуждение детей, холодность, жестокость, отрицание нашего мира.
Как уже упоминалось, подростковый возраст, наверное, самый неспокойный период в жизни ребенка, а раз так, то именно в этом возрасте эти дети нуждаются и в правильном, мудром наставничестве, и в поддержке, и в примерах для подражания, и в понимании.
Каждый из нас не раз наблюдал, как подростки буквально сбивают родителей с толку то своим поведением, то внешним видом или одеждой, то какими-то высказываниями или поступками. Или когда хорошие, примерные дети становятся вдруг агрессивными, раздражительными и злыми, с резкими перепадами настроения.
Неспроста же этот период развития детей всегда интересовал врачей, психологов, а в последние годы также нейрофизиологов и других специалистов по развитию мозга. И вот накопленные многолетние наблюдения за юношеским развитием позволили несколько изменить представление о роли родителей в жизни подростков. Был сделан вывод, что подростковый период развития ребенка является не только важным этапом его жизни, но и то, что одновременно этот период характеризует собой более высокую эмоциональную зависимость детей от родителей.
Более того, результаты многочисленных исследований позволили даже выделить достаточно четкие четыре фазы развития интеллектуальной, социальной и эмоциональной составляющих личности подростка. Причем каждую фазу, как правило, ребенок проходит в определенном возрасте. А раз так, то методы взаимодействия и воспитания ребенка родителями в зависимости от фазы психосоматического и психоэмоционального развития могут и должны быть различными.
А теперь позвольте вышеизложенные тезисы объяснить несколько более подробно.
1-я фаза
Данная фаза начинается приблизительно в 11–12 лет, когда уже пошли выраженные гормональные изменения в организме, характеризующие период полового созревания. У ребенка происходят изменения не только в размерах тела, во всех системах и органах, но и в поведении, и в мышлении. Это проявляется в частности в том, что как бы замедляются некоторые типы мышления и пространственного обучения. Может сложиться впечатление, что у ребенка происходит даже регресс накопленных базовых навыков, как будто он стал более маленьким, более безответственным. Например, ребенок может забывать что-то сделать, выполнить вашу просьбу или поручение и т. д.
И здесь дело не в том, что он стал лентяем, бездельником, тупицей, как зачастую начинают думать родители, а, как оказалось, совсем в другом.
Дело в том, что у ребенка в этом периоде участки мозга, ответственные за так называемую проспективную память (т. е. запоминание того, что нужно сделать в будущем), еще не сформировались до конца. Это все происходит на фоне гормональной перестройки, быстрого внешнего роста и отстающего роста внутренних органов, в том числе и мозга.
Родители часто не знают, что им делать, как себя вести, что предпринять. Ведь любые их жесткие выказывания и действия (оскорбления ребенка, угрозы и наказания) приводят чаще всего к обратному результату. Надо помнить о том, что вашему ребенку необходимо еще развить определенные нужные навыки самоорганизации.
И вы сможете помочь ему в этом, добавив в его распорядок дня какие-то видимые ориентиры: оставляйте рюкзак со спортивной формой возле дверей или покажите ребенку, как настроить уведомления на смартфоне, научите его составлять план на день, неделю, месяц. Можно использовать вспомогательные инструменты наподобие менеджера задач.
Очень важным является научить ребенка правильно принимать решения, научить учитывать все за и против, рассматривать разные точки зрения. Дать ему таким образом определенную уверенность в том, что он может научиться решать любую свою жизненную задачу, справляться с любой своей проблемой. А это позволит ему чувствовать себя более уверенно, позволит ему стать успешным человеком в будущем.
Более того, дети, которые к 10–12 годам узнают, как принимать сложные решения, растут менее беспокойными, реже падают духом, меньше участвуют в драках и конфликтах, а также имеют меньше проблем с друзьями к следующему периоду своего развития, ко второй фазе подросткового развития, которая начинается условно в 12–13–14 лет.
Другими словами, оставаясь в известной степени снисходительными и отзывчивыми, родители могут успешно и позитивно влиять на формирование детского мозга на этой фазе развития.
Ученые из Мельбурнского университета Австралии сравнили, как развивались дети при двух разных подходах к воспитанию в семьях. В первой группе родители во время семейных конфликтов вели себя терпеливо и доброжелательно, во второй группе родители проявляли нервозность, раздраженность, были склонны к спорам и конфликтам.
В результате выяснилось, что дети у лояльных родителей из первой группы уже к 16 годам приобретали более высокую устойчивость к тревожным, пораженческим и упадническим настроениям наряду с высокой способностью к самоконтролю, большей уверенностью в себе, своих силах, возможностях и способностях. А вот у детей во второй группе с нетерпеливыми, нервными и тревожными родителями такого не наблюдалось: они вступали во взрослую жизнь более тревожными, обеспокоенными и неуверенными в себе людьми.
2-я фаза
Эта фаза наступает условно после 12 лет, чаще в 13–14 лет, и тоже длится около двух лет. Что же происходит на этом этапе с подростками? Сразу хотелось бы сказать, что это самый эмоциональный этап, возможно, наиболее трудный как для родителей, так и для подростков, поэтому к нему самим родителям надо быть готовыми.
А раз этот период является крайне эмоциональным, то естественно, что подростки становятся крайне чувствительными не только ко мнению других людей, в том числе даже посторонних, но и мыслям своих сверстников. Подростки в этом периоде обостренно, часто даже чрезмерно болезненно реагируют на мнения и замечания.
Нейрофизиологи сейчас это объясняют тем, что умение мозга определять, что на самом деле думают о них окружающие люди, формируется в более позднем возрасте. Вот и получается, что в и так непростой подростковой жизни появляется сложная фаза, в которой есть регулярные поводы для расстройств. И, конечно же, в этот период падает устойчивость ребенка к нервному напряжению, что, в свою очередь, сопровождается и обилием слез, и обилием эмоциональных срывов практически по любым, даже незначительным поводам.
Замечено, что социальные факторы, в частности исключение подростка из общественных, социальных групп и сообществ, оказывают самое негативное влияние на его характер, его самооценку, на развитие его личности. А особенно сильно такие неблагоприятные факторы бьют по психике детей именно в 11–15 лет. А вот в более старшем возрасте такой негативный эффект влияния ослабевает, становится менее травматичным для психики.
Это объясняется тем, что зоны мозга, реагирующие и регулирующие уровень стресса и устойчивость к нервным потрясениям, в этом возрасте еще только формируются. Исходя из этого становится понятным, почему подростки, общаясь с другими людьми, часто реагируют чересчур резко и нервно – они постоянно находятся на пике уровня стресса.
Из-за таких чрезмерных психоэмоциональных нагрузок и стресса в этот период могут начаться различные нервные, психические и психосоматические расстройства. В частности, среди подростков с психическими расстройствами, обусловленными стрессом, каждый второй получает характерный диагноз именно до 15 лет.
Психотерапевты и психиатры хорошо знают, что сформировавшиеся в этом подростковом возрасте жизненные стратегии реагирования, методы преодоления стрессовых факторов и психоэмоциональных нагрузок могут зачастую закрепиться в человеке в качестве защитного механизма на всю оставшуюся жизнь, создавая большие проблемы в его будущей взрослой жизни. Более того, многие невротические и психические расстройства взрослого человека вытекают из-за своевременно нерешенных проблем именно этого возраста.
Чем же можно помочь чрезвычайно эмоциональным подросткам? Специалисты-психологи рекомендуют обучать подростков таким техникам самоуспокоения, как медитация, советовать им подходящие физические упражнения, занятия спортом и музыкой.
Родители могут помочь детям – научить правильному общению со сверстниками, подсказывая и обучая детей, как читать чужие эмоции и язык тела. У каждого из взрослых уже есть свой жизненный опыт, свои наблюдения, которые именно в этом периоде можно успешно передать своим детям.
Вы можете помочь своему чаду выбирать друзей не по популярности, а по интересам. Научите их распознавать и избегать разных недоброжелателей. Рассказывайте и учите, как налаживать отношения после ссор и конфликтов с помощью извинений и поступков. Показывайте, как исправлять сделанные ошибки, как искать и находить компромиссы. Именно такое дружеское отношение родителей, их сочувствие и помощь в решении проблем помогают детям быстро приходить в себя даже после тяжелых нервных потрясений.
И самое главное – родителям нужно помнить, что их любовь, их поддержка подростка является самой надежной защитой от стресса. Об этом же убедительно свидетельствуют все последние психологические исследования.
3-я фаза
Эта фаза развития подростка начинается приблизительно в возрасте 15–16 лет и нередко характеризуется тем, что склонность к риску в эти годы у подростков достигает предела.
Жажда приключений, острых ощущений и опасности объясняется тем, что формирующиеся зоны мозга, ответственные у человека за удовольствие, проявляют в это время повышенную активность.
Столь высокая активность этих мозговых зон, в свою очередь, усиливает реакцию мозга и всего организма на нейромедиатор дофамин, который отвечает за чувство наслаждения и удовлетворения. Для его большего количества в крови требуется больше острых ощущений, больше риска. В этом возрасте человек еще не научился адекватно оценивать риск, даже если ему об этом говорят и предупреждают о повышенной опасности. Само чувство страха временно притупляется, и даже инстинкт самосохранения, кажется, временно перестает работать.
Возможно, как полагают ученые из Лейденского университета в Нидерландах, таким образом сама природа заставляет подростков покидать старое жилье и создавать собственное.
Вот поэтому-то на этой стадии особенно важно, если ваш подросток научился заводить друзей и поддерживать с ними хорошие человеческие отношения.
По данным Евы Тельзер из Иллинойсского университета США, подростки, имеющие верных друзей, меньше рискуют, реже воруют, среди них не так много тех, кто занимается незащищенным сексом или ездит с неумелыми водителями. А вот те, кто часто ссорится со своим окружением, как раз более склонны к опасному поведению.
Что же делать, как поступать родителям подростка? Как уберечь ребенка от опасностей на этой стадии? На самом деле ответ, как доказали исследователи, оказался довольно прост, его все знают: должны быть близкие отношения с ребенком, его надо любить, проявлять уважение к нему, внимательно и снисходительно относиться к его мнению и суждениям, его чувствам, иногда участвовать в решении его проблем. И делать это с любовью, вниманием и заботой, без споров, криков, ругани, насилия и наказаний.
Упомянутые выше исследования показали, что у подростков, у которых были хорошие отношения с родными, проблемные развивающиеся области и зоны мозга, особенно ответственные за тягу к риску, к 15 годам оставались менее активными, чем в группе детей, чьи отношения в семье и с близкими были напряженными и натянутыми. Более того, такая же ситуация сохранялась и в 17–18 лет.
4-я фаза
Этот период начинается в 17–18 лет и связан с быстрым развитием интеллекта. Это обусловлено тем, что участки префронтальной коры головного мозга, ответственные за суждения и принятие решений, в этом возрасте обычно достаточно развились и сформировались, чтобы контролировать эмоции и тягу к риску.
Более того, самые развитые к этому моменту дети часто еще больше вырываются вперед в интеллектуальном развитии. Этот факт был подтвержден результатами совместного исследования Университета штата Пенсильвания и Колорадского университета США.
В этом возрасте идет бурное развитие таких исполнительных функций мозга, как решение проблем и стратегическое планирование. Это развитие будет продолжаться до 20 лет.
Но, несмотря на такое интенсивное развитие функций мозга, на этой стадии социальные навыки и соответствующие области головного мозга еще не успели сформироваться окончательно.
В этом периоде своего развития подростки начинают лучше понимать, что чувствуют другие люди, когда они сами или к ним проявляют внимание, симпатию, заботу, любовь. Но для большой части юношей и девушек могут остаться не совсем ясными и понятными взгляды и мотивы других людей в разных жизненных ситуациях: например, при резкой смене разговора, при необычных поступках, при нестандартном поведении в определенных ситуациях и т. д.
В этом возрасте всегда можно дать понять своему уже выросшему ребенку, что вы всегда готовы помочь ему разобраться в сложной ситуации или неоднозначном человеке.
***
Какие же можно сделать общие выводы и дать рекомендации? В первую очередь, конечно, необходимо любить своих детей, показывать им свою нежность и заботу, помогать им справляться с их проблемами, но ни в коем случае не решать или делать за них.
На каждом этапе подросткового периода с вами всегда должны быть ваша родительская любовь, жизненный опыт, мудрость и желание оказать помощь – они-то и помогут вам сохранить своего ребенка, помочь стать ему по-настоящему взрослым и счастливым человеком.
Больше всех в здоровье и успехах ребенка заинтересованы только его родители и никто другой.
БАРЫШЕВ МИХАИЛ АЛЕКСЕЕВИЧ, врач психотерапевт-психиатр, руководитель Центра инновационной психотерапии
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!
Я бы не сказала что мозг в подростковом возрасте прям как-то чересчур развивается, куда больше это всё происходит в более младшим возрасте, поэтому важно ребёнка подпитывать максимально. Мы и за питанием следим, и добавки даём. В частности конечно бэби формулу с омегой-3 в форме рыбок. Это самый лучший вариант по качеству, по дозировке и при всём при том действительно эффективно.
По поводу подростков ничего сказать не могу, у меня ребёнок младшего школьного возраста. Но конечно периодически какие-то проблемки были и с учёбой, и с настроением. Сейчас правда получше, потому что начали витамишки мульти давать. Они очень хорошо помогают, содержат даже в себе йод,холин для того чтобы успеваемость была хорошая и концентрация внимания не страдала.