Когда я учился в школе (каких-то 8 лет назад), семейное обучение казалось нам чем-то странным или даже безумным. Не ходили в школу только в каких-то исключительных случаях, чаще всего – по состоянию здоровья. В нашем классе за 11 лет не было ни одного ребёнка, который хотя бы на время ушёл на домашнее обучение.
Сегодня отношение к обучению дома у многих изменилось. Дети нескольких моих знакомых посещают учителей раз в пару месяцев, а в остальное время усердно учатся дома. Более того, есть большая вероятность того, что и моя дочь через несколько лет перейдёт на домашнее обучение. Для меня домашнее образование – это одновременно и чудо, которое моё поколение не застало, и настоящий ящик Пандоры. Попробуем разобраться.
Что такое семейное обучение?
Закон о семейном обучении был принят больше четверти века назад . Тогда, в 1992 году, ещё до моего рождения, было разрешено всем желающим родителям переводить ребёнка на обучение дома. Затем закон дорабатывался, и с 2012 года действуют обновлённые правила.
Согласно этому новому закону от 2012 года, дети могут учиться дома в форме самообразования или семейного обучения. При этом некоторые предметы можно изучать дома, другие – в школе. Главное, дети должны сдавать промежуточные и итоговые аттестации.
Теперь немного поподробнее о том, как устроено такое образование. Главным здесь является вопрос, кто же будет учителем? Кто будет вкладывать в ребёнка знания, которые каждый день в него вдалбливают педагоги?
Первый и самый очевидный ответ – репетиторы. Ребёнку можно нанять репетиторов, которые будут ходить к ученику домой, встречаться на нейтральной территории или заниматься удалённо. Главное, что с ребёнком будет работать профессиональный педагог, который может дать ребёнку знания ничуть не хуже тех, которые он получал бы в школе.
В случае с репетиторами всё просто. Единственным недостатком этой системы является отсутствие во время занятий сверстников и, как следствие, недостаточная социализация. В остальном репетиторы намного лучше обычных учителей, так как обеспечивают индивидуальный подход к ребёнку и более быстрое усвоение материала.
Разумеется, большинство россиян не могут себе позволить нанимать для ребёнка репетиторов по всем предметам. Поэтому чаще всего при семейном обучении чему-то ребят учат родители, а чему-то они учатся самостоятельно.
Читайте также: Электронная школа: как организовать дистанционное обучение ребенка .
Кому вообще это нужно?
Почему детей переводят на домашнее образование? У некоторых родителей для этого есть объективные причины: здоровье ребёнка, выдающиеся умственные способности школьника, специфика работы родителей или место жительства семьи. Например, сегодня некоторые фрилансеры разъезжают по разным странам и берут с собой детей. В таком случае ребёнка переводят на домашнее обучение.
Но есть дети, которые не ходят в школу по собственному желанию или по желанию родителей . И таких детей большинство! Кому-то из родителей не нравится школьное образование, так как оно не соответствует их религиозным принципам. Другим, наоборот, не хватает того, что было в советские годы. Третьи и вовсе боятся буллинга или другого негативного влияния сверстников.
И если в первом случае обучение на дому является чем-то необходимым и не зависит от желания детей или родителей, то во втором случае родителям стоит хорошо подумать о плюсах и минусах домашнего обучения.
Моя дочь, вероятно, не будет ходить в школу по объективным причинам: она большую часть времени живёт за границей. Но вот если бы мы жили в Петербурге, то я бы настаивал на полноценном посещении занятий. При этом я лично терпеть не мог школу и всё, что было с ней связано. Я подвергался сильному буллингу и не находил общего языка с учителями. И тем не менее, на мой взгляд, удалённое образование – это не панацея.
Для меня самое главное преимущество семейного обучения – возможность сохранить время. В данном случае удалённое обучение напоминает удалённую работу: нет смысла каждый день в любую погоду тратить время на дорогу, нет смысла просиживать бессмысленные часы за столом. Наконец, можно учиться в любое время дня и в любой день недели, а также можно путешествовать с родителями по всему миру.
Однако далеко не все родители хотят перевести своё чадо на обучение дома из-за путешествий или удалённой работы. Согласно данным РБК, почти 60% родителей забирают детей из школ, так как они не верят в возможности современного образования.
Получается, большинство детей не ходит в школу не из-за здоровья (таких всего 5%), не по причине спортивных выступлений или хотя бы постоянных путешествий, а только лишь потому, что современное образование родителей не устраивает. При этом большинство родителей не являются учителями или специалистами в сфере образования.
Минусы семейного обучения
Могут ли дети учиться без учителей? К сожалению, статистики, которая бы позволяла нам судить об успеваемости школьников на домашнем обучении, в нашей стране нет. Поэтому точные данные предоставить невозможно.
В любом случае родители должны отдавать себе отчёт в том, насколько они могут заменить учителей. Например, я по специальности – историк, и в теории я могу преподавать дочери всеобщую и отечественную историю, обществознание и географию ничуть не хуже других преподавателей. Целых четыре предмета. Остальные предметы (а их больше 10) я по возможности доверю специалисту.
Ребёнок в школе социализируется. Он каждый день общается со своими сверстниками. Дружит, спорит, ругается, переживает из-за обид и снова дружит. Сможет ли ребёнок общаться со сверстниками вне школьных стен? Или он будет общаться только с родителями и друзьями из разных секций и кружков, а также с друзьями родителей, которые старше его на 20-30 лет?
Изображение
Некоторые отказываются водить ребёнка в школу, так как это спасёт его от буллинга. Лично я, испытав на себе годы агрессии со стороны одноклассников, категорически против такого подхода. Ведь причина буллинга не в школе и даже не в плохой компании. Причина буллинга прежде всего лежит в том, кого обижают.
То, что меня обижали в школе, является последствием моих физиологических и эмоциональных особенностей. И если бы я перевёлся на семейное обучение, это бы никак положительно на мне не сказалось. Так как именно в школьное время я выяснил, что такое агрессия, выяснил, как её пресекать и как изменить себя, как действовать по-другому, чтобы окружающие переставали относиться ко мне таким образом.
И как бы я этому научился, если бы меня перевели на домашнее обучение? Я бы до 18 лет не знал, что такое агрессия, и потом, прыгнув во взрослую жизнь, ощутил бы все прелести взрослого буллинга и ненависти.
Мне кажется, стоит ответить на эти вопросы, прежде чем решиться на домашнее обучение. Но если родители действительно могут ответить на все эти вопросы “да”, то ничего страшного в переводе на обучение на дому я не вижу.
Домашнее обучение – это чудо
Мои друзья, чей ребёнок учится дома, ни капельки не жалеют о своём выборе. Правда, у них хорошее финансовое положение, которое позволяет им дать ребёнку многое, в том числе хороших репетиторов и дорогостоящие курсы.
Так или иначе, у этого ребёнка больше свободного времени. Как уже я отмечал ранее, он не тратит время на дорогу в школу и домой, а учёба у него, так сказать, не почасовая, а сдельная. Другими словами, он не просиживает свою пятую точку в ожидании, когда закончатся эти 45 минут, а занимается столько времени, сколько ему нужно для усвоения темы.
Кроме того, благодаря образованию на дому у этого ребёнка есть возможность путешествовать с родителями по разным странам, а также вместо физкультуры посещать интересные спортивные секции и кружки. Ребёнок может заниматься уроками когда хочет: утром, днём, вечером, по рабочим дням или выходным.
У этого ребёнка больше времени на любимые увлечения, на рисование и информатику. Он может себе позволить заниматься любимым делом часами. Будем честны, у школьников столько свободного времени в запасе нет. Им нужно просиживать пятые точки в школе, а потом ещё выполнять домашнее задание.
В общем, в случае наших друзей семейное обучение – это благо. Но это благо строится на усилиях и ответственности родителей.
Когда переводить на семейное обучение?
Возраст имеет значение. Чем старше становится ребёнок, тем лучше он может самоорганизовываться. Безусловно, у этого правила есть определённые исключения, особенно во время переходного возраста, когда ребёнку учитель нужен как никогда.
Брать на домашнее обучение младшеклассника – это нелёгкое дело. Я прекрасно понимаю, что если решусь отдать дочь одновременно в кипрскую школу и удалённую российскую, то мне придётся первые годы сильно потрудиться. Ведь уроки буду делать с ней я, и только я.
Впрочем, по мере взросления дети самоорганизуются и начинают больше внимания обращать на то, что их интересует. Если их что-то интересует, конечно. Прекрасно помню, как в старших классах старался пропускать занятия по биологии или химии, чтобы готовиться к ЕГЭ по нужным мне предметам. Возможно, тогда домашнее обучение, особенно частичное, мне бы не помешало.
Читайте также: Домашнее обучение vs школа?
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!
Дистанционка рулит!!
Мы перешли с этого года не семейное,Мучимся дистанционно в онлайн школе,все очень здорово! каждый день радуемся этому, что теперь все так стало просто!! Не спешим не опаздываем, УЧИТСЯ СТАЛО КОМФОРТНО,ПЛЮС,ФОРМАТ ТАКОЙ НАМНОГО ЛУЧШЕ ОКАЗАЛСЯ,УЧИТЬСЯ СТАЛИ ЛУЧШЕ,БОЛЬШЕ ЗНАНИЙ ПОЯВИЛОСЬ И ОЦЕНКИ НАМНОГО УЛУЧШИЛИСЬ...простите за капслок случайно получилось..
Случаи бывают разные...иногда это действительно необходимость, я ничего плохого в домашнем обучении не вижу. Но это ещё большая нагрузка для детей, потому что родители за всем следят)) я своему малышу даю мишки эвалар мультивитамины. Они прекрасно поддерживают здоровье и как следствие мозговую деятельность хорошую в том числе.