Изображение Виктория Бородинова с сайта Pixabay
Все, что вам нужно знать как покупателю, это то, что главная задача маркетологов – привлекать новых покупателей и стимулировать повторные покупки. То есть вы должны покупать больше. Еще и еще. Желательно как можно чаще. Говорю это вам как маркетолог. И нет более благодарной аудитории, чем дети. Они прекрасно усваивают информацию о новинках, с удовольствием внимают легендам, с ходу отличают копии от дорогостоящих оригиналов, настаивая на покупке последних, и всегда готовы к очередной новой игрушке.
Продавцы отлично знают, за какие струны детской души подергать, чтобы активировать кнопки «Хочу!» и «Купите!». При этом большинство таких покупок абсолютно бесполезны и совершаются под влиянием масс.
Вы почти никогда не соберете все, что вам предлагают собрать, а если и соберете, то к тому моменту это станет уже никому не интересно. Об этом они тоже позаботятся. Индустрия работает исправно, регулярно поставляя на полки магазинов новых кумиров и вытесняя старых. Вы еще не оправились от раскладных бакуганов, как их заменили куклы LOL, а после них явились яйца Hatchimals и далее по списку. Каждый год новые мультипликационные релизы, новые герои, под которые штампуются тысячи кукол, игрушек, аксессуаров и пр. Отдельно для мальчиков, отдельно для девочек – все расписано на годы вперед.
Technology фото создан(а) freepik - ru.freepik.com
Вам никогда не выйти победителем в игре с маркетологами, если не начать включать голову. Речь не о том, чтобы вести аскетичный образ жизни и не покупать ребенку ничего, рассказывая всю правду-матку о несовершенстве этого мира и на корню истребляя веру в прекрасное. Речь о том, чтобы с детства формировать осознанное и рациональное потребление. Если в наше постдефицитное время все начиналось с безобидных киндер-сюрпризов, то с каждым годом эта среда становится все более агрессивной. Вашему ребенку пытаются продать все и везде. Даже молоко и хлеб покупаются вами в зависимости от того, чья PR-кампания сильнее: лизунов или прилипал.
А осознанное потребление, оно полезно не столько для вашего кошелька, сколько для формирования самодостаточной личности ребенка и его здоровой психики. Ведь именно с такой, казалось бы, мелочи, как популярные игрушки, начинается развитие стадного чувства и слепое подражание большинству. Если их спросить, многие дети не смогут внятно и аргументированно ответить, зачем им та или иная вещь. Она им нужна только потому, что она есть у всех остальных. И если для трехлетнего малыша такая реакция вполне нормальна, он просто хочет все, что видит. Ребенок лет 10 уже должен понимать, что он будет делать с новой вещицей. В противном случае это просто рефлекторное следование школьной моде и боязнь быть не как все, казаться менее обеспеченным и т.д. И по сути, это отсутствие интересов и неумение делать свой выбор – ребенок не может сам определить, что же по-настоящему интересно именно ему. Он просто поступает, как все. А потом мы удивляемся, почему большинство взрослых людей не имеют собственного мнения и не в состоянии сделать осознанный выбор.
Я хорошо помню какой-то нереальный бум на тамагочи. Вокруг творилось что-то невообразимое: словно Япония развернула массовую кампанию по захвату детей всего мира. Я тогда училась классе в 6-м и жила в военном гарнизоне. Цена за электронного друга для семьи военных в то время была довольно внушительной. Не скажу за всю школу, но из класса этого гаджета не было только у меня. Не потому, что мы были самыми бедными из бедных. Просто как-то так сложилось. Сначала было непонятно, что это, потом, когда стало понятно, я откровенно не поняла, зачем оно… А дальше я с интересом наблюдала за своими сверстниками. Мальчики в большинстве своем неохотно ухаживали за своими подопечными, но делали это, потому что так надо. Подавляющее меньшинство, которому не досталось заветной игрушки, с завистью поглядывало на других, обрастая кучей комплексов. Не помню точно как, но лично я изгоем не стала. Со временем это даже стало принципом – не покупать эту игрушку. Потому что то, что творилось весь тот год, выглядело крайне глупо. И увидеть это можно было только со стороны. Ну а через год все эти тамагочи пали смертью храбрых от халатности своих нерадивых хозяев.
Изображение RitaE с сайта Pixabay
Для меня уже тогда стало очевидным, что подобные бестселлеры призваны порождать в людях комплекс неполноценности. Невозможно всю жизнь компенсировать пробелы своей личности материальными атрибутами. Более того, во взрослой жизни это мало кому интересно. Идя на поводу у ребенка сейчас, вы оказываете ему медвежью услугу. Повзрослевший ребенок не будет интересен другим только потому, что у него правильная сумка, машина и т.д. Конечно, встречают по одежке, но, чтобы поддерживать постоянный интерес к себе, нужно обладать еще и другими качествами. Нужно быть интересным другим как личность, иметь широкий кругозор и свое мнение. И учить этому надо с детства. Ну, как учить?.. Разговаривать, общаться, приводить примеры из истории, рассказывать поучительные истории и притчи, вселять в ребенка уверенность и веру в себя – быть самому незаурядным собеседником.
Есть еще один псевдоинтеллектуальный способ нажиться на ваших детях – это коллекционирование. На этой территории работают многие гиганты, включая Макдоналдс. Так, они обеспечивают себе повторные покупки на месяцы вперед. Коллекционировать можно все: альбомы с наклейками, научно-популярные журналы с образцами минералов и те же самые игрушки. Вообще, коллекционирование штука хорошая. Она развивает целеустремленность, терпение, находчивость, коммуникативные навыки, способствует обретению единомышленников, подогревает интерес к поиску информации. Но коллекционирование в том виде, в котором предлагают нам коммерческие бренды, как правило, ничего не развивает, кроме вашей потребительской активности. Это больше похоже на собирательство ради собирательства. Для собрания таких коллекций не нужно ничего, кроме денег.
Много вы видели зачитанных до дыр тех же журналов, рекламируемых по ТВ, или бережно охраняемую выставку из очередных фигурок? Если на то пошло, гораздо полезнее коллекционировать магнитики из разных стран и городов. Пусть ребенок рассказывает всем о своем увлечении – через некоторое время дети и взрослые будут привозить ему маленькие сувениры из своих путешествий. К тому же настоящая коллекция подразумевает не просто собирание, а изучение того или иного вопроса. Начните вместе с ребенком интересоваться особенностями различных культурных традиций. Не надо перегружать энциклопедическими справками, но несколько интересных фактов вполне отложатся в его голове и запустят процесс самостоятельного познания. В дальнейшем ребенок и сам будет расспрашивать окружающих об их путешествиях. А знания по истории и географии еще никому не вредили.
Но для этого надо напрягаться: надо самим что-либо знать, уметь отвечать на вопросы ребенка, находить время для чтения и общения с ним, уметь подискутировать на «детские» и не очень темы, находить правильные аргументы. Вот это и есть модное нынче «инвестирование в ребенка». Но гораздо проще ведь купить очередной умный журнал или новомодную игрушку, лишь бы отстал, правда? А это лишь транквилизатор временного действия, вызывающий привыкание.
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!