Источник фото: mdjaff на Freepik
Желание быть лидером, скорее, формируется со временем, нежели ребенок уже рождается с мыслью: «Я знаю, как повести за собой людей». При этом не каждый хочет развивать в себе лидерские качества: кто-то выбирает более созерцательную роль, а кто-то с детства мечтает стать президентом.
В том, как обратить внимание на предрасположенность к лидерству, уметь отличать задатки лидера от капризов, помочь ребенку развить в себе эти качества правильно и полезно, разбираемся в нашей статье.
Что такое лидерство
Несмотря на то, что лидерские качества вполне реально в себе развить, предрасположенность к ним может проявляться у ребенка уже в 1,5 – 2 года. То есть каждый случай нужно рассматривать отдельно и не переживать, если к подростковому возрасту ребенок не хочет реализовываться как лидер. Возможно, он проявит себя в более интересной и комфортной для него роли, а может быть, лишь с возрастом откроет в себе лидерские задатки.
Существует 2 типа лидерства.
Первый тип – прямой.
Такой тип обычно ближе харизматичным личностям, которым нравится быть в центре внимания и вести за собой людей, выделяться. Например, тем детям, которые легко выдвигают свою кандидатуру в качестве руководителя школьного проекта, организатора прогулки или игры. Ребенок с ранних лет не боится брать на себя ответственность и знает, как показать, что ему можно доверять, и расположить к себе других.
Второй тип – скрытый.
Его можно охарактеризовать как «незаметный со стороны». Человек управляет ситуацией, не привлекая особого внимания, зная, на какие рычаги нужно надавить. Например, ребенок отдает себе отчет в том, кому он предложит какую конфету, чтобы попросить сделать так, как хочется именно ему.
В первую очередь стоит обратить внимание на то, что лидерство всегда связано с ответственностью. Лидер умеет принимать решения, искать компромисс и признавать свои ошибки, анализировать их, исправлять. А успех, в понимании лидера, – результат командной работы.
Откуда берутся лидеры
Ребенка-лидера легко можно найти за составлением какого-нибудь плана или размышляющим над несколькими исходами событий в игре. Он не боится брать на себя ответственность: пытается привлечь к компании других детей, вызывается объяснять правила, старается решить конфликты мирным путем.
Источник фото: prostooleh на Freepik
Важными качествами лидера являются хорошо развитый эмоциональный интеллект и навыки эмпатии. Ведь каждый лидер должен понимать людей и знать, как мотивировать свою команду на достижение их собственных целей.
Не все хотят идти впереди. Если ребенок застенчив и предпочитает «следовать», а не «вести», то в этом нет ничего плохого или страшного. Не нужно ставить ему в пример одноклассников или друзей с лидерскими задатками, у них просто разный взгляд на жизненный путь – ваш ребенок ощущает себя комфортнее в более спокойной повседневной обстановке. А прийти к цели, реализовать себя как личность возможно и если вы идете первым, и если замыкаете колонну, и если решили добраться в одиночку.
У вашего ребенка есть задатки лидера, если…
он/она быстро находит общий язык с окружающими.
Маленькие лидеры часто достигают своих целей не криками и истериками, а попытками разобраться с трудностями. Не лезут драться, если в игре что-то пошло не так, а стараются придумать выгодные условия для всех, коммуницировать со всеми участниками ситуации.
он/она планирует свой день и будущее.
Ребята сосредоточены на долгосрочном результате, они стараются просчитать все возможные варианты исхода событий, чтобы быть готовыми к любому из них. Они ответственно подходят к своим обязанностям.
он/она проявляет самостоятельность.
Малыши с лидерскими задатками чаще всего не ждут, пока мама, папа, бабушка или дедушка расскажут им, что делать, они пытаются догадаться сами и сначала попробовать сделать что-то, используя собственные силы, а потом попросить помощь у взрослого.
Плохие манеры – это не проявление лидерских качеств
Важно помнить о том, что ваш маленький лидер в первую очередь маленький. Это значит, что ребенка – даже прирожденного лидера – нужно воспитывать, помочь найти и развить стороны его личности в положительном ключе, объяснить, что плохое поведение и «перетягивание на себя одеяла» – это не лидерство, а капризы.
Лидерские качества не могут волшебным образом исчезать и появляться. Если дома ребенок склонен командовать, а в кругу сверстников – наоборот, скорее всего, он просто вредничает при родителях.
Очень важно, чтобы у ребенка-лидера были достойные ценностные ориентиры и гуманные представления о морали и нравственности. Лидерские качества должны подкреплять не тщеславие и завышенную самооценку, а чувство справедливости, желание быть опорой для других. Необходимо объяснить ребенку, как грамотно пользоваться своими качествами и умениями, какие методы будут приносить результат и успех всем, а не ущемлять кого-то или обижать.
Важнейшим лидерским качеством является умение ладить с людьми. Если ребенок сконцентрирован лишь на собственном успехе, то вряд ли у него получится «повести за собой». Ведь лидер в первую очередь не командует, а помогает.
Для того чтобы объяснить ребенку значимость хороших манер, психологи предлагают родителям придерживаться ряда золотых правил:
-
показывайте на собственном примере, как быть хорошим человеком;
-
не давите, не заставляйте делать что-то, что ребенок категорически не хочет;
-
не угрожайте наказанием, а объясняйте;
-
хвалите за проявление хороших манер;
-
обучайте, играя;
-
обсуждайте конкретные ситуации, когда важно показывать хорошие манеры, но не забывайте о том, что вежливость нужна всегда и везде.
Источник фото: Freepik
Как быть авторитетом для лидера
Одно из главнейших правил для родителей лидера – воспитывать ребенка без навязывания стереотипов о проявлении характера руководителя. Обращайте внимание ребенка на вежливость, дипломатичность даже во время бытовых разговоров; объясняйте, как работают взаимоотношения между людьми; выстраивайте вместе с ним причинно-следственные связи.
К примеру, «здесь я сказал так, потому что…» или «он сделал это для того, чтобы…, но результат был следующим…». Ребенок должен понимать, что у любых действий есть последствия.
Это также связано и с тем, что лидерство подразумевает под собой сосредоточенность на долгосрочной перспективе, взгляд, обращенный в будущее. Помогите ребенку найти сферу, в которой он сможет развивать свои лидерские задатки. К примеру, это может быть спорт, или школьное самоуправление, или организация какого-нибудь кружка по интересам. Так у ребенка появится своя зона ответственности.
Вслед за ответственностью и влиянием, так или иначе, приходит тревожность. Важно осознавать, что для развития лидерских качеств у детей должна быть сформирована эмоциональная и стрессоустойчивость. Именно поэтому часто задатками лидера обладают дети, которые занимаются спортом.
Для того чтобы с возрастом у ребенка-лидера не появился целый багаж тревог и переживаний, необходимо обсуждать их вместе с ним – не только помогать ему находить конструктивные решения, но слушать и утешать.
Очень часто маленькие лидеры намного чувствительнее к оценке их деятельности, чем другие дети. Поначалу они болезненно воспринимают критику и неудачи. Поэтому с ранних лет нужно объяснять ребенку, что критика – это стимул к развитию. Приводить в пример свой опыт или истории успешных людей, рассказывающие об ошибках и тернистом пути. Но стоит обращать внимание на кумиров ваших детей. Ведь злодеи демонстрируют прекрасную реализацию лидерских задатков, но неумение их грамотно применять в жизни.
Для того чтобы самооценка ребенка-лидера не была завышена и он не зазнавался, иногда необходимо демонстрировать ему, что еще есть куда стремиться. По этой причине детям-лидерам необходимо коммуницировать между собой. Например, поехать в лагерь, посетить групповые занятия по лидерскому мастерству или просто стать участником взрослой и интеллектуальной беседы.
Кроме того, даже лидеров нужно воспитывать. Ребенок должен признавать ваш авторитет, вашу лидерскую позицию в контексте взаимоотношений родители – дети, слушать и анализировать ваше мнение, не забывая о своем собственном, – всегда ищите компромисс.
Как родитель может помочь ребенку-лидеру:
- определитесь вместе с направлением, в котором он/она будет развивать лидерские качества;
- обсуждайте его/её интересы;
- объясните, что ошибки – это не страшно, и не ругайте за них;
- поощряйте стремление самостоятельно преодолевать трудности и преграды;
- хвалите за стремление узнавать новое и смотреть на мир шире;
- просто не забывайте хвалить;
- поощряйте мечты;
- не забывайте, что каждый ребенок нуждается в толике справедливой строгости.
Помните о том, что нужно не только заметить в своем ребенке потенциал, но и помочь грамотно его развить, превратить в успех, уверенность в себе и счастье – вне зависимости от того, лидер он или нет.
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!
Важно конечно всё это, но желательно не перебарщивать. Я ещё ребёнка поддерживаю витаминно- минеральными комплексами, тогда ему проще с учёбой справляться, с нагрузками. Витамишки Мульти самые лучшие, без искусственных ароматизаторов и красителей в составе.
Всё важно, но в меру как мне кажется...с этим главное не перебарщивать. Ну и для того чтобы ребёнку проще было справляться с нагрузками, поступающей информацией, мы также даём полезные жиры. У нас это именно бэби формула омега-3 в форме рыбок. Качество самое лучшее. Омега здесь высокоочищенная, из микроводорослей и ребёнку лучше заходит чем жевательные таблетки обычные.