Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Воспитание

5 причин у сегодняшних взрослых любить и не любить свое советское детство

Автор
Ирина Королькевич
Ирина Королькевич
Психолог Центра инновационной психотерапии Help and Hope
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
26 октября 17 в 00:00
5 причин у сегодняшних взрослых любить и не любить свое советское детство

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Считается, что детство должно быть таким, чтобы у ребенка появилось ощущение того, что им получено достаточное количество заботы, любви и внимания. В принципе, это правильно, но надо отметить, что это его субъективное, т. е. личное ощущение, не имеющее отношения к действительности: можно иметь счастливые воспоминания в сложной жизненной ситуации, а можно и в благоприятных, казалось бы, условиях получить самые несчастливые воспоминания на всю жизнь.

Эти счастливые воспоминания необходимы для того, чтобы во взрослом состоянии человек мог начать отдавать, а не требовать заботы и любви от окружающего мира. Другими словами, человек может начать компенсировать себе то, что он недополучил, как он считает, в детстве, а не полученные вовремя внимание и заботу обычным количеством всего этого компенсировать уже не получается.

Воспоминания от полученных счастливых событий в детстве помогают человеку стать позитивным, более открытым и, не впадая в пессимизм, преодолевать жизненные невзгоды: они как будто питают его энергией от той радости и счастья, что с ним когда-то случились.

Воспоминания людей, сейчас уже растящих своих детей, о своем детстве, пришедшемся на 70-80-е или 60-е годы прошлого века, т. е. в последние советские времена, могут немного отличаться, но вполне успешно дополняют друг друга. Собственно говоря, это воспоминания дедушек и бабушек, мам и пап современных детей.

Так давайте-ка вспомним, что же было тогда хорошего?

1. Играли во дворе: девочки прыгали со скакалками, в классики, мальчики играли в футбол. Да, дети обычно находили себе занятия сами. Им всегда было с кем провести время: друзья были и в школе, и во дворе, и на дачах.

Что хорошего это дает для развития ребенка? Когда нет разобщенности, то дети получают радость от дружбы. В играх происходило проигрывание различных ролей из взрослой жизни в детском коллективе, а это означает получение социальных навыков: умение подчиняться и руководить, разрешать конфликты. Из этих детских воспоминаний сохранилось ощущение полноты жизни.

2. В школе всегда были различные кружки и спортивные секции, а в условиях города можно было пойти в спортивную школу, в спортивные секции при стадионах, а также можно было найти себе хобби в кружках в различных домах культуры, лишь бы было на то желание ребенка. Чаще всего все это можно было осуществить без использования большого количества денег, да и участие родителей не всегда требовалось.

Что же это означает? Принятие маленьким человечком самостоятельных решений. Следование собственным пожеланиям, возможность понять свои потребности, а в дальнейшем определиться с профессией.

3. Наличие в стране пионерских лагерей и их доступность, т. е. без финансовых сложностей для родителей осуществление этой поездки.

Что это давало детям? Новые впечатления. Жизнь без опеки, проверка, насколько ты можешь быть самостоятельным, а то и самодостаточным без родителей.

4. Не было столько негатива в информационном пространстве: у нас было ощущение, что мы живем в самой сильной, справедливой и правильной стране в мире. Все люди, и дети в том числе, чувствовали гордость за свою страну.

5 причин у сегодняшних взрослых любить и не любить свое советское детство

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Это знание, дополненное положительными эмоциями, создавало стабильную (константную) картину окружающего мира: у взрослых людей была уверенность в завтрашнем дне, и эта уверенность передавалась детям.

5. Присутствовало какое-то особое чувство безопасности: ребенку где угодно можно было обратиться за помощью к любому взрослому без опасения, что тот окажется педофилом, насильником.

У ребенка была уверенность, что он живет в безопасности в этом обществе. Это же необходимо для гармоничного развития личности: ребенок не тратит силы на свои опасения, излишние страхи.

А что же было в то время плохого?

1. Идеология везде и во всем, где надо и не надо, нередко просто до идиотизма. Например, девочка, лет 4-х, приходит домой из детского сада и спрашивает у мамы: «Дедушка Ленин – это правда мой дедушка?». И что надо ответить родителям, чтобы сохранить хорошее отношение к ребенку ее воспитателей, да и себя не подставить?

Разумеется, воспитатели детского сада пытались манипулировать сознанием. Ребенку давалась положительно окрашенная информация, причем неверная, для получения нужного результата. Какого? «Ленин – родной».

Другое воспоминание. Первоклассница, придя домой из школы, поделилась с родителями тем, что им рассказали в школе. На уроке им сообщили о том, что их классу присвоено имя одного пионера-героя. Она с воодушевлением пересказала то, что услышала: какой замечательный это был мальчик и какой подвиг он совершил. К ее удивлению, они не разделили ее восторга, молча выслушали, потом отошли и стали шептаться о чем-то. Девочка гораздо позже поняла, о чем. Имя, присвоенное их октябрятскому классу, было – Павлик Морозов.

5 причин у сегодняшних взрослых любить и не любить свое советское детство

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

2. Доносительство, вмешательство в личное пространство любого человека. У одной девочки на всю жизнь сохранилась память об одном эпизоде из ее детства. Ее отец, а он тогда был курсантом военной академии, жаловался своей жене на то, что с ним случилось, и этот разговор услышала их дочь. Однажды он ехал на трамвае. Он совершенно точно знал, что купил билет. Когда появились контролеры и попросили предъявить билет, ему не захотелось его искать: было жарко и неприятно разыскивать его по всем карманам. Тогда не было системы штрафов, и можно было всего лишь купить новый билет: он просто протянул три копейки контролерам. Но этим данная ситуация не закончилась, так как эту сцену случайно увидел его однокурсник. И на ближайшем партийном собрании этим-то однокурсником и был поднят вопрос: достойно ли коммунисту, военнослужащему и офицеру – курсанту военной академии ездить зайцем?

Что означало наличие такого воспоминания для девочки? Появление трещины в представлениях ребенка о безопасности и стабильности окружающего мира: ведь человеку могут не поверить, когда он говорит правду, а также могут просто наябедничать в этом правильном и хорошем взрослом мире.

3. Пионерская и комсомольская организации. Сначала наличие этих организаций структурировало и организовывало общественную жизнь детей и подростков, но потом их деятельность выродилась и стала профанацией, ступенькой для карьеры.

У многих людей это ассоциировалось с необходимостью притворяться и не говорить, что думаешь. Фактически это означало наличие контролирующего органа в повседневной жизни, и при этом руководители не верили ни во что и просто делали карьеру. Остальным же, не участникам карьерного роста, нельзя было быть искренним и приходилось жить с оглядкой. Происходит разрушение картины правильности общества, в котором живет ребенок. Он учится быть двуличным: одним необходимо говорить то, что нужно, и только небольшому количеству людей ты можешь доверять и делиться своими мыслями.

4. Не ездили за границу, да и семейный отдых по путевкам был практически недоступен. Что касается отсутствия возможности поехать в дом отдыха с детьми: дети меньше времени проводили с родителями.

Отсутствие полной картины мира, отсюда невозможность увидеть что-то совершенно другое и измениться самим в лучшую сторону, развиваться. Меньшее, чем могло бы быть, взаимопонимание между детьми и родителями, ведь общие радостные воспоминания цементируют семью, а их могло быть больше.

5. Бытовое неблагополучие. Наличие дефицита одежды, бытовой техники. Если бы у всех не было видеомагнитофонов, модной одежды, машин, то это не вызывало бы неприятных переживаний и легко переносилось. А объяснить ребенку тот факт, что у кого-то есть, а у нас – нет, притом что родители работают и получили образование – невозможно. Налицо было социальное неравенство и просто несправедливость: провозглашалось одно, а на деле происходило другое. Надо отметить, что в то время это не вызывало такого сильного возмущения у детей, как сейчас, когда эти дети стали взрослыми.

Рушилась вера в социальную справедливость данного социального строя, и создавалось ощущение, что мы все живем во вранье. Картина окружающего мира, как справедливого, правильного и самого лучшего на земле, разрушалась.

Итак, у нас у всех есть и хорошие, и плохие детские воспоминания, и нельзя сказать, что одни превалируют над другими. Многим из нас довелось быть «верным ленинцем» и «следовать заветам Ильича», но это совсем не значит, что детство было безнадежно испорчено. Более того, многие считают, что именно коммунистическая идеология и советский строй сделали их детство самым счастливым на свете.

В любом случае всегда стоит посчитать плюсы и минусы своего детства, для того чтобы детство современных детей стало немного лучше нашего.

Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть