Источник фото:
Ко мне, детскому неврологу, на прием часто приходят встревоженные мамы с детьми от 1,5 до 2,5 лет и испуганно произносят: «Доктор, у моего ребенка аутизм!». Обеспокоенные особенностями поведения своего малыша, они бросаются в бездонные просторы Интернета в надежде найти объяснение и/или ответы на волнующие вопросы. Поиски заканчиваются, как правило, неутешительными выводами для родителей.
Ложная тревога
Познавательное, социально-эмоциональное, речевое развитие ребенка первых лет жизни, формирование у него бытовых навыков – процесс многогранный и зависит от целого ряда факторов. Ведущую роль, наряду с медицинскими и наследственными причинами, играют эмоциональный фон и социально-бытовая среда, окружающие малыша. Поэтому оценка степени его развития, выявление реальных проблем аутистического спектра объективно и грамотно могут быть проведены только специалистами (детским неврологом, психологом, дефектологом), работающими с данной патологией.
К счастью, в 75% случаев страшный диагноз «аутизм», заподозренный родителями, не подтверждается. В этих случаях, как правило, можно говорить о темповой задержке психоречевого развития ребенка, обусловленной различными генетическими, педагогическими, социально-бытовыми факторами. Раннее выявление указанных причин, разъяснение их родителям позволяют составить соответствующий план медико-педагогической коррекции для адаптации и социализации малыша в окружающей действительности.
Как распознать болезнь?
Так что же такое аутизм? Какие особенности в поведении ребенка, его психоречевом развитии, эмоциональном статусе должны настораживать родителей?
Наиболее очевидно эти симптомы проявляются в возрасте 2 лет. Самым значимым из них является так называемое полевое поведение ребенка:
-
Малыш не замечает окружающих его людей, не реагирует на их речь и действия, избегает контакта, не смотрит в глаза.
-
Речь, как правило, не сформирована.
-
Ребенок плохо реагирует на обращенные к нему слова, может даже не откликаться на собственное имя.
-
Выражены поведенческие стереотипы, отмечается многократное повторение одного и того же действия (бег по кругу, щелканье выключателем, катание машинки и т. д.).
-
Характерна эмоциональная отстраненность.
-
Ребенок избегает физического контакта даже с близкими людьми.
Источник фото:
Простой диагностический тест, состоящий из трех вопросов, которые родители могут задать самим себе, поможет сориентироваться на начальных этапах:
-
Смотрит ли ребенок в ту же сторону, что и вы, при попытке привлечь его внимание к какому-нибудь предмету?
-
Указывает ли ребенок на предметы с целью разделить с вами возникший у него интерес?
-
Играет ли ребенок в ролевые игры (кормит куклу и укладывает ее спать, перевозит в игрушечной машине кубики для постройки дома, гаража и т. д.)?
В случае если на все три вопроса ответ отрицательный, требуется консультация детского невролога, который профессионально оценит темпы развития и особенности поведения малыша. Технический прогресс значительно облегчает эту задачу.
Обычно я прошу принести на прием короткие видеозаписи поведения ребенка в различных ситуациях: во время еды, игры, самостоятельных занятий, прогулки. Врачу очень важно увидеть и обсудить те моменты поведения, которые в большей степени беспокоят родителей. К сожалению, обстановку врачебного кабинета, даже при наличии большого количества игрушек, не назовешь привычной, позволяющей маленькому ребенку чувствовать себя в безопасности.
Для диагностики аутистического расстройства специалисты используют диагностические критерии, описанные в международной классификации болезней (МКБ-10). Важно выявить нарушения у ребенка в социальной (желание интерактивного взаимодействия с окружающими людьми), коммуникативной (формирование речи как инструмента общения) и в поведенческой (наличие стереотипной деятельности, склонности к ритуалам) сферах.
Выявление аутистических расстройств позволяет уже на ранних этапах развития ребенка разработать и применить столь необходимую ему психолого-педагогическую коррекцию с тесным вовлечением в этот процесс родителей и других членов семьи, назначить медикаментозное лечение. Ребенку требуется комплексная реабилитация, основанная на индивидуальном подходе в каждом конкретном случае. Это относится и к лекарственным препаратам, широко используемым детскими неврологами и психиатрами в лечении данной патологии.
Универсального лекарства не существует. При назначении медикаментозной терапии врач должен учитывать так называемые этиологические и патогенетические факторы развития аутизма, другими словами, причину и механизмы формирования данной патологии у данного конкретного ребенка.
Причины аутизма
Причин, приводящих к развитию аутистических расстройств, много: гипоксия плода, родовые травмы с поражением головного мозга, внутриутробные инфекции, токсическое воздействие вредных веществ на плод, обменные нарушения и т. д. Описано более 200 генов, ответственных за развитие детского аутизма. Синдром Ретта, синдром Аспергера, синдром ломкой Х-хромосомы наиболее широко известны и изучены. К сожалению, не во всех случаях удается точно установить этиологический фактор. Однако в любом случае комплексное обследование ребенка, назначенное после консультации детского невролога, необходимо.
Международный опыт подтверждает, чем раньше начата комплексная реабилитация пациентов с детским аутизмом, тем легче и успешнее их адаптация в дальнейшем. Родителям рекомендуется не пропускать диспансерные осмотры детского невролога. Они предусмотрены для ребенка в возрасте 1,5, 2, 2,5 и 3 лет.
В ноябре 2007 года Генеральная Ассамблея ООН объявила 2 апреля Всемирным днем распространения информации о проблеме аутизма с целью обратить внимание на увеличение численности детей, страдающих этой патологией, во всех регионах мира и, соответственно, на проблемы психического и речевого развития детского населения.
Послесловие

Источник фото:
Несколько дней назад, сидя за чашкой кофе в просторной кондитерской, я с интересом наблюдала за молодой семьей, расположившейся за соседним столиком. Мама и папа не отрывали взглядов от своих смартфонов и с энтузиазмом время от времени что-то печатали. Полагаю, им было комфортно в виртуальном мире общения. Маленькая девочка лет 3, быстро съев пирожное и выпив стакан сока, стала с любопытством осматривать окружающий интерьер и задавать вопросы. 3 года! Это возраст почемучек, которым важно знать все и прямо сейчас. Не поднимая головы и не отводя взора от мобильного телефона, на каждый вопрос мама отвечала «Да», папа говорил «Сейчас». В конце концов, не получив никакого отклика, ребенок сполз со стула и отправился бродить по кафе, собирая салфетки со столов. Вспомнились слова о проблемах детей с аутистическими расстройствами в социальной (интерактивное взаимодействие с окружающими людьми), коммуникативной (формирование речи как инструмента общения) и в поведенческой (наличие стереотипной деятельности, склонности к ритуалам) сферах.
Снова и снова пришло осознание важности постоянного живого общения с ребенком.
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!
Вот смотрю, как много людей просмотрело эту статью, значит беспокоятся о своем ребенке, может что-то в его поведении насторожило их. Я тоже читала с напряжением и отвечала на поставленные вопросы. Слава Богу, все вроде нормально в поведении моего ребенка! Оказывается, во всем мире увеличивается численность детей, страдающих этой патологией! Да еще и мы, родители, разучились общаться со своими малышами, включим им мультики, а сами занимаемся своими делами! И с кем, интересно, разговаривать ребенку?
Ага! И причина массового проявления аутизма в 21 веке - вакцинация) которая ведет к аутизму , болезни Альцгеймера и т.д., просто фарм.компании нам это как-бы не говорят, а мы все как-бы не видим! А врачи как-бы не видят, потому, что все их обучение, учебные материалы, семинары, исследования, да и просто работу так или иначе эти самые фарм.компании оплачивают.
Вы про тайный заговор врачей и фарм.компаний говорите? Глупость это!. Откуда у Вас информация?