Познаём свой собственный мир через волшебный: как сказка на ночь может помочь в воспитании ребёнка


15 марта в 10:00

Познаём свой собственный мир через волшебный: как сказка на ночь может помочь в воспитании ребёнка

Источник фото: senivpetro на Freepik

Каждый родитель хочет сделать всё, что в его силах, чтобы воспитать и умницу, и красавицу, и удальца, и молодца. Но воспитательный процесс – это необязательно скучные и порой непонятные ребёнку нотации и правила. Существует другой прекрасный помощник для родителей – сказка. 

Сказка сопровождает ребёнка практически с первого дня жизни: помогает проигрывать социальные ситуации, формирует нравственные ценности, выделяет доброе среди спектра эмоций и чувств, развивает непосредственно эмоциональную сферу, речь, креативное мышление. 

Добрая история о выдуманных героях занимает очень важное место в процессе развития и взросления ребёнка, особенно дошкольника. Детям проще воспринимать информацию через игру, образные формы. Когда малыш погружается в сказочные королевства, его внутренний мир развивается. Вместе с персонажами «Репки» мы объясняем ребёнку, почему важна взаимопомощь, с Красной Шапочкой рассказываем об осторожности и безопасности, с Коньком-Горбунком – о внутренней силе.

Кроме этого, совместное чтение или даже сочинение сказок помогает детям и родителям установить особую связь, сблизиться, лучше понять друг друга.

Что такое хорошо, а что такое плохо

Язык сказки понятен детям, он позволяет доступно объяснить малышу основы правильного поведения. Персонажи сказок помогают родителю, своими поступками и действиями они раскрывают сложные философские понятия, которые в обычной жизни очень сложно объяснить ребёнку: допустим, провести границу между добром и злом, очертить победу одного над другим. 

Хорошие герои всегда славятся добротой по отношению к окружающим, трудолюбием, смекалкой, честностью, смелостью. Выбрав себе в кумиры какого-нибудь персонажа, идентифицируя себя с ним, ребенок перенимает высокие нравственные качества, учится находить правильные решения. 

Безусловно, большую роль играют и комментарии, которые дают родители во время совместного чтения. Ведь именно мнение мамы и папы, так или иначе, является для ребёнка авторитетным. 

Психологи замечают: «Для чтения сказок важно выбрать „правильное” время, когда ребёнок будет спокоен и в хорошем настроении. Например, перед сном, когда есть возможность обсудить сказку. Читать нужно с удовольствием и не отвлекаться, это принесёт больше пользы в воспитательном аспекте и положительных эмоций у ребёнка. Важно и отношение родителя к сказке. Если вы тоже чувствуете этот волшебный мир, то и расскажите сказку интересней».


Источник фото: freepik

Через сказочный мир к реальному 

Сказка дарит ребёнку целостный взгляд на мир. Перелистывая страницы яркой книги или слушая, как мама или папа рассказывает любимую историю, ребёнок учится анализировать сюжет, сопоставляет его с реальной жизнью, делает выводы, обращает внимание на детали.

Наверняка вы замечали, что, бывает, взрослый повторяет одну и ту же хорошо известную всем сказку – например, про колобка – в тысячный раз, но вдруг пропускает, казалось бы, незначительный поворот сюжета или фразу какого-нибудь героя, и малыш его поправляет или дополняет. Это происходит именно потому, что для ребёнка каждая мелочь равна кирпичику, из которого строится сказочный мир. 

Дети дошкольного возраста часто воспринимают этот удивительный мир как реальность. Они переносят сказочные предметы в привычное окружение, переплетают городские пейзажи с таинственными королевствами. 

Так, сказка моделирует простую и вместе с тем важную для дальнейшего развития картину мира, формирует мировоззрение и одновременно умение фантазировать.

Сказка как помощник психолога 

Временами детские психологи рекомендуют использовать сказку для того, чтобы помочь малышу справиться со страхами, комплексами или даже тревогой. Такая сказкотерапия способствует решению многих психологических проблем. Ребёнок примеряет на себя образ близкого для него сказочного персонажа, который в дальнейшем служит посредником между малышом и взрослым – родителем или психологом, и через которого возможно показать, как правильно и грамотно проживать эмоции и чувства или даже объяснить на примере «Гадкого утёнка», как важно осознавать, что все мы разные. 

Подбирая сказку для ребёнка, следует учитывать особенности эмоционального развития малыша. 

Если обращать внимание на нелюбимых и любимых героев ребёнка, можно вовремя выявить и скорректировать возможные психологические проблемы.

Ведь сказка не только учит радоваться добру. Во внимание берутся и те испытания, через которые героям приходится проходить. Ребёнок, представив образы, учится понимать внутренний мир персонажей, сопереживать им и верить в силы добра. А критическое мышление, которое формируют такие сказки, поможет малышу разобраться в практических функциях простейших правил безопасности.

Учиться интереснее в сказочном мире 

Сказка завораживает ребёнка волшебством и магической красотой. В своём воображении малыш странствует в фантастическом мире среди героев или даже представляет себя на их месте, то есть оказывается внутри социальной ситуации, заключённой в рамки повествования. Психологи замечают, что именно такая включённость развивает важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки: 

  • образное мышление,

  • активную речь,

  • умение связно выразить мысль,

  • творческие способности и фантазию,

  • внимание,

  • все виды памяти,

  • умение правильно использовать мимику.

Проживая сказочный сюжет, малыш учится сопоставлять, анализировать, делать выводы, используя не скучный дидактический материал, а погружаясь в мир удивительных героев, мир красочный и живой. 

Реплики персонажей тренируют артикуляционный аппарат и обогащают словарный запас – дети, которым с раннего возраста читали сказки, быстрее начинают говорить. Формируется навык правильного произношения слов и развивается культура речи или, к примеру, вырабатывается органичное и правильное употребление пословиц и поговорок, которое также погружает малыша в пространство народной культуры. 

В дальнейшем так называемый сказочный материал как проигрываемый сюжет позволит ребёнку раскрыть потенциал и заинтересованность в разных видах искусства – к примеру, рисовании, театре, литературе, – почувствовать творческую свободу и со временем осознать, что он герой не сказочного мира, а своего собственного. Признак настоящей сказки – хороший конец. Именно семья должна проложить начальный путь к будущему ребёнка.


Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев Перейти на проект

Рожаем вместе: как подготови...

Перинатальный психолог Татьяна Кулиш рассказала нам о подготовке к родам и о главных факторах, которые должны учесть молодые родители.

Накопительная аллергия — что...

Можно ли, перенося контакты с раздражителем в течение многих лет, накопить его в достаточном количестве и внезапно заполучить острую аллергическую реакцию? А если нет, то почему взрослый человек вдруг реагирует, к примеру, на продукт, который он пробовал многократно, ринитом и опухшими глазами? Накопительная аллергия — вот уже много лет предмет медицинских и научных дискуссий.

Аллергический ринит

Насморк, вызванный ОРВИ или простудой, — одно из самых распространенных заболеваний. Однако течь из носа может не только из-за действия вирусов и бактерий на наш организм. Аллергический ринит — одна из возможных причин выделений. Как же отличить простуду от аллергии? Какое лечение потребуется? К какому врачу стоит обращаться? Ответы на все эти вопросы мы подготовили для вас.

Гипогонадизм у современных ж...

Стоит начать с того, что название данного заболевания произошло от двух греческих слов: gonе — «рождение» и aden — «железа», а также приставки hypo, обозначающей на том же греческом «меньше нормы». Следовательно, гипогонадизм — это состояние, при котором нарушается образование половых гормонов и возникает недостаточность половых желез.

Лекарственная аллергия: симп...

Вы, наверное, помните, что один из первых вопросов на приеме у врача — «нет ли у вас аллергии на лекарственные препараты?». Большинство пациентов отвечают отрицательно, но это не всегда означает, что реакция на определенные средства у человека действительно отсутствует. Он может о ней просто не знать.