Часто можно увидеть в компании мам или на женском форуме зарисовки на тему «Сама, дура, виновата». Когда какая-то женщина делится чем-то трудным для неё: усталостью, с которой не может совладать, плохими отношениями с мужем, с родственниками, тем, что у неё проблемы в отношениях с ребёнком, а ей прилетает: «Ну так ты же сама это выбрала, надо было выбирать хорошего мужа/правильно общаться с его родственниками/правильно воспитывать ребёнка. А ты всё сделала не так. Сама виновата». Часто эти слова ещё заворачиваются в красивую обёртку околопсихологических рассуждений в духе: «Ну и где тут твоя ответственность, как ты себе сама организовала такую жизнь?». И вроде такое послание верно, но почему-то, когда слышишь такое в свой адрес, то правильного собеседника послать хочется.
В материнстве эта история приобретает огромные размеры, потому что трудностей много, поддержка очень необходима, а вместо неё в тебя летит «сама виновата». И когда тебе сто раз скажут, что ты сама виновата, то поневоле поверишь в это и усомнишься в себе.
Для меня тут существует очень важный ориентир: до конца нести ответственность мы можем только за то, что выбрали по доброй воле и знали всё о последствиях. То есть если мы подписываем договор по ипотеке, то там чёрным по белому написано, что нам придётся раз в месяц платить довольно крупную сумму. Там очень подробно описано начисление процентов, страховки и прочие прелести. И мы спокойно идём и платим. Мы можем возмущаться на эту тему, мол, дорого нынче своё жильё иметь, но тем не менее каждый месяц идём и отдаём свои кровные.
С материнством всё сложнее. За него каждая из нас платит свою цену, и эти расценки ни в одном документе не указаны и не прописаны. Кто-то даже предполагать не мог, насколько тяжело для неё будет жить в социальной изоляции и почти 3 года курсировать от детской площадки до подъезда и обратно. Кому-то невыносимо постоянно слышать это «мамамамамам». А есть мамы, которые спустя 3 года больше всего боятся снова выходить на работу, потому что за время декрета растеряли очень много профессиональных навыков.
Нас не предупреждают на входе в роддом: «Так, девочки, за розовые пяточки и пахучую макушку вы заплатите очень дорогими для вас вещами: возможностью побыть в одиночестве, удовлетворить свои основные потребности, а кто-то и карьерой заплатит!». В лучшем случае нам расскажут, что матери болезненно рожают и мало спят. А в худшем – распишут красивую радугу и розовых единорогов на ней в таком виде: «Дети – это так прекрасно, ты сразу забудешь про боль, недосып, свою дурацкую карьеру и отдашься материнству без остатка».
И вот ты рожаешь своего любимого и долгожданного ребёнка, и вместе с ним тебе выставляется счёт: забудь про свою самореализацию, ишь чего захотела – работать, а с ребёнком кто сидеть будет? Терпи недосып длиной в несколько лет, потрескавшиеся соски, поднимай коляску на 3 этаж без лифта, соблюдай диету кормящих матерей, потому что у младенца на любую еду, кроме гречки, сыпь на попе и понос. А ещё будь вечно виноватой перед всеми: врачами, учителями, бабушками, подругами, потому что всё неправильно делаешь, но при этом улыбайся и излучай счастье!
И ты стоишь такая с этим свёртком в руках и говоришь: «Э-э-э, а почему меня никто не предупредил, что материнство настолько трудно и тяжело, почему мне никто даже не намекнул, что мне придётся многим пожертвовать?!».
Нести ответственность и делать осознанный выбор можно только тогда, когда видишь и принимаешь все риски, связанные со своим выбором. Наш же выбор родительства часто продиктован дезинформацией либо значительным преувеличением положительных сторон материнства и преуменьшением отрицательных.
Когда я открыто говорю о том, что материнство – это не малиновое варенье, мне регулярно сыплются комментарии в стиле: «Перестаньте пугать молодых мамочек, а то рожать перестанут». Хотя на самом деле цель освещения разных сторон родительства – это возможность сделать осознанный выбор и как раз-таки взять в свои руки ответственности столько, сколько в состоянии унести.
Вспоминая себя юной 24-летней мамой, мне становится очень жаль себя. Розовые очки очень быстро лопнули и разбились стёклами вовнутрь. И я действительно чувствовала себя очень виноватой, что не улыбаюсь и не могу радоваться материнству так, как положено радоваться правильной матери. Я всё время ждала, когда же станет легче?! Через 6 месяцев?! Через год?! Через три?! А легче не становилось. И при попытках рассказать об этом в меня прилетало: «Сама виновата, ты это сама выбрала, теперь расхлёбывай!». Нет. Многие из нас как раз-таки не выбирают себе бессонных ночей, невозможности поесть и сходить в туалет. Мы очень хотим этих розовых пяточек и блаженного единения с детьми. Мы очень ждём того самого счастья, про которое нам рассказывают рекламные картинки в женских консультациях и которое описывают наши мамы, пережившие своё родительство 20 лет назад. Иногда мы подозреваем, что всё не так гладко, спрашиваем у детных знакомых, мол, ну как с детьми-то, сложно? Они обычно вздыхают и говорят, что нелегко, конечно, но это такое счастье, такое счастье! У нас нет опыта родительства, когда мы рожаем своих первых детей, мы не можем предусмотреть все риски, поэтому мы открыто верим, когда нам говорят: «Родишь и сразу полюбишь! Дети первые месяцы только спят и кушают. Я, как родила, сразу про боль и забыла» и т. д. А самая востребованная реклама – та, на которой розовощёкие пупсы и счастливые матери. И за это доверие потом получаем: «Сама, дура, виновата, что верила!».
Я за честное освещение плюсов и минусов родительства, чтобы каждая женщина могла решить для себя, когда она готова к материнству и какой буфер для себя необходимо подготовить, чтобы было легче. Никто из нас не пойдёт в поход в неудобной обуви, хоть там и красиво, и интересно, но мы все знаем (даже те, кто идут в поход впервые!) и не скрываем, что по горам удобнее ходить в ботинках, а в рюкзаке надо иметь компас, воду, запас еды и тёплые вещи. И только про родительство мы говорим: «Это так прекрасно, так чудесно, дети – это сплошное счастье, родишь и сразу полюбишь», а про тёмные стороны этого периода жизни умалчиваем!
Сейчас, когда моим детям 9 лет и 4 года, я могу осмысленно говорить об их раннем возрасте. И мне повезло, я испытала с ними много приятных эмоций, я радовалась их успехам, умилялась пухлым щёчкам и первому «мама». Но вместе с этим я пережила много трудностей, к которым не была готова и даже не подозревала, что так бывает. И если бы я знала о них заранее, мне было бы легче, и, возможно, я бы смогла получить больше радости от своего материнства. Но случилось так, как случилось. От многих, кто пел мне про «дети – это счастье», я потом слышала «сама, дура, виновата» в разных вариациях. Помогло ли мне это обвинение? Конечно. Я отфильтровала список своих друзей.
Материнство – это как поход длиною в жизнь. Можно идти вперёд, задрав голову, любоваться голубым небом или прекрасными звёздами, но при этом чувствовать адскую боль от сбитых ног, голодать и испытывать жажду. И при этом говорить, что всё прекрасно и вам нравится. А можно честно сказать: «Дороги неизведанные, горы высокие, красивые равнины и воздух пьянит, но иногда становится страшно, одиноко и тяжело. И на этой дороге мне здорово пригодилось то-то и то-то». Зная трудности, мы не прекращаем ходить в походы, получать новые профессии, пробовать новое. Так почему же, узнавая про трудности материнства, мы должны, по мнению многих, всё бросить и перестать рожать детей?!