Меня перекрывает виной: я слишком много работаю и так мало уделяю внимание детям. Мои знакомые водят детей в несколько секций, на ночь читают им сказки, а по выходным они всей семьёй ходят в лес или играют дома в настольные игры, если погода нелётная. А что делаю я?! Меня хватает только на то, чтобы поднять их с утра, предложить завтрак, посокрушаться, что завтрак отвергнут, и отправить их в садик и школу. А вечером, не менее умаянная, я получаю своих умотавшихся детей, кормлю их ужином, стираю их вещи, а потом расталкиваю по койкам. Я им даже читаю очень редко, чаще просто мычу колыбельную да пялюсь в телефон, пока мелкий ворочается рядом. Старший засыпает сам. Ну что я за мать?!
Нам часто кажется, что для того, чтобы быть хорошими мамами, нам надо как минимум всю свою жизнь посвятить детям, наступить на хвост своим мечтам, личному времени и потребностям. Какой там список требований к хорошей маме?! У меня это длинная портянка про то, что обязательно нужно выслушивать детей, что нельзя на них злиться (они от этого портятся), что нужно как-то специально с ними играть, читать им книги, водить в кружки и секции, устраивать выставки их прекрасных работ в гостиной и, конечно, очень сильно любить. У моей более требовательной знакомой в список маминой хорошести входит обязательное обучение её дочки чтению в 4 года, а у кого-то – английский с пелёнок, скрипка и художественная гимнастика. Если вот этого всего нет, то всё – ты не мать, ты ехидна и вообще: «Зачем ребёнка рожала, если не хочешь им заниматься?».
В этом образе присутствует какая-то надрывность, суета и обязательный подвиг во имя ребёнка. Мы боимся опоздать, недоразвить, упустить момент, не успеть насладиться их детством и т. д. Поэтому, только открыв глаза, мы уже думаем о том, чем сегодня будем заниматься с ребёнком и как ещё наполнять его драгоценное детство. Помнится, одна моя знакомая использовала любой момент для организации образовательного процесса и причинения пользы своей дочке. Даже когда та дулась и черкала на листе бумаги, мама с упорством самого лучшего педагога учила её рисовать геометрические фигуры и называть их.
И в этой беготне за титулом «Мать года» мы очень редко замечаем наших реальных детей. Мой младший сын подползает ко мне, прикладывается рядом в тот момент, когда я слушаю очередной учебный вебинар. Он пристраивается на коленях, и я машинально глажу его по спине. Я даже не обращаю внимания на это. Потом он обвивает мою шею руками и тихонько говорит: «Люблю маму». Я чмокаю его в нос, после чего он, хохоча, убегает играть в свою комнату. Я даже не успела заметить, как сейчас модно говорить – отрефлексировать, что я такого сделала, что мой ребёнок, как заряженная батарейка, убежал делать самолётик и раскрашивать его во все цвета радуги. А похоже, сделала очень много.
Недавно на очередной учёбе я узнала о том, как случаются психологические травмы и почему одни люди способны пережить войны и лишения и остаться живыми, а другие ломаются от малейшего ветерка своей жизни. И оказывается, что самые устойчивые из нас не были воспитаны какими-то особенными техниками и, может быть, даже не учили английский с 3 лет. На многих кричали мамы и даже били папы, но в их жизни обязательно были мамины объятия, её тёплые руки, «чмок» в нос, припасённая в кармане конфетка, щекоталки на диване вечером, блины на кухне в выходной, любимая тарелка, которую мама никому не давала, а берегла для тебя.
Самые тёплые и ресурсные воспоминания нашего собственного детства чаще всего связаны совсем не с особенным воспитанием, не с кучей секций или игрушек. Они связаны с объятиями и взглядами, когда мама наклонялась к твоей голове, брала в свои руки твои детские щёки и говорила: «Ты моя лапочка». Это могла быть всего секунда, которая потом всю жизнь будет согревать твоё сердце.
Хорошая мама – это та, которая смотрит на своего ребёнка и обнимает его. Всё остальное опционально, по возможности. Все эти секции и кружки, тонна игрушек и обязательные сказки на ночь могут быть полезными, но, к сожалению, не могут заменить сиюминутной теплоты. Той, которая рождается мгновенно из самого материнского сердца и целиком помещается в ребёнка, без подготовки, без оговорок и модных психологических техник.
Сегодня я опять много работаю. Старший, вздыхая, раскладывает учебники у себя на столе, деловито ставит чайник. Младший смотрит мультики. Проходя мимо них, мне очень хочется коснуться их волос, поцеловать младшего и обнять старшего. Всего минута. Я возвращаюсь к работе и слышу, как старший что-то напевает, глядя в свои учебники, а младший крутится около него, тыкая пальцем в какую-то картинку. Сегодня я хорошая мать, а «Матерью года», возможно, стану попозже.