В прошлом году дочка моей подруги пошла в первый класс. И мама сразу совершила большую глупость: дала ей с собой деньги, чтобы дочурка покупала себе в школьном буфете разные вкусности. На мой взгляд, сумма была для ребенка – особенно в таком возрасте и с нулевым опытом обращения с деньгами – просто запредельная: тысяча рублей. Мама наивно рассчитывала, что девочке хватит этих денег больше чем на неделю. И провела для дочки подробный инструктаж: что покупать, когда и сколько.
Естественно, девочка из маминых слов не запомнила ничего, хотя послушно кивала головой. В первый же день накупила себе на глазах у сверстников баунти, чупа-чупс и парочку прочей вкусной гадости. Кое-что съела сама, кое-что раздала подругам, сразу «приобретя» несколько новых, а потом счастье кончилось. Правда, для домашних взрослых это оказалось незаметным. Мама и папа продолжали считать, что все в порядке, так как дочка явно стеснялась делиться с ними своими первыми школьными проблемами. Ну а я видела иное – просто потому, что именно я сидела с девочкой после школы, а родители общались с ней только по вечерам и выходным.
Причину того, почему девочка при расспросах о школе резко скучнела и замыкалась, удалось выяснить только через несколько дней. Ей явно хотелось с кем-то поделиться, и наименее страшным взрослым в этих обстоятельствах оказалась именно я.
Оказалось, несколько мальчишек из 1 (!!!) класса требовали от нее каждый день покупать сладости именно им. Причем, хитрюги такие, не отняли у нее деньги – понимали, что это будет наказуемо, – а пересчитали оставшуюся наличность до копейки (что-то около 700 рублей) и контролировали ежедневные расходы таким образом, чтобы самой девочке и ее подруге ничего не оставалось. Все купленное по их заказу в буфете она немедленно отдавала им. Стратегическое планирование было на высоте: мальчики заранее распланировали, кому и что покупать, чтобы денег хватило на возможно больший срок, и пригрозили девочке страшными последствиями, если она расскажет учительнице или родителям.
Я еле уговорила доверившегося мне ребенка отказаться от скрытности – разгорелся скандал, деньги родители мальчиков вернули.
Осталась проблема: что делать с полным неумением детей обращаться с деньгами и с неумением родителей этот процесс организовать. При этом проблема эта не чисто чья-то семейная и даже не общероссийская, скорее – общемировая.
Как было – уже не будет
Я лично не помню в собственном детстве какой-либо проблемы обращения с деньгами. В магазин с несложными поручениями типа купить хлеба и молока меня начали отпускать лет в пять, благо путь туда не требовал перехода улицы. И я гордо тащила вкуснейший хлеб и пакет молока домой без всяких проблем. Так что уже к школе я прекрасно знала, что сколько стоит и даже как это соотносится с нашим семейным бюджетом.
На школьные завтраки я получала денег по минимуму, строго чтобы хватило на один день. Из этих денег я оставляла половину в заначку, на остальные покупала какой-нибудь дешевой еды, причем не в школе, где все это было дороговато, а по пути, в каком-нибудь ларьке или магазине. Скопленное тратила по своему усмотрению и в основном тайком, чтобы родители не уменьшили ежедневную выдачу. В основном это были полезные вещи – книжки, на которые приходилось копить дольше всего, смешные стерки, ручки со стирающимися чернилами и так далее.
По моим наблюдениям, большинство детей в моем классе были равно продвинуты в денежном отношении независимо от того, много давали им родители денег или в обрез. Своего рода всеобщая детская финансовая грамотность.
Источник фото:
В наши дни ситуация изменилась кардинально. О самостоятельном походе малышей по магазинам приходится забыть, особенно в мегаполисах и крупных городах. И самим отпускать страшно, и, в случае чего, органы опеки могут возникнуть, как черт из табакерки: а что это вы ребенка такой опасности подвергаете? Совместные визиты в торговые точки мам-пап-детей обычно выливаются в канюченье типа «купи мне это и вон то» или в завистливое рысканье детских глазенок по полкам с недоступными на данный момент товарами. И хорошо еще, если ребенок сумел правильно понять, почему ему именно в этот момент нельзя купить понравившуюся вещь или еду.
Естественный вопрос: как приучать ребенка к деньгам, когда начинать их ему давать и, наконец, в каком количестве? Да чтобы не навредить, не привить дурных привычек, чтобы подготовить к первым (а потом и постоянным) столкновениям интересов детей и взрослых, касающихся денег...
Эксперимент на троих
Похоже, стандартных ответов на эти вопросы не существует. Каждый ищет свои способы, и каждый при этом понимает, что, раз деньги являются неотъемлемой частью современного общества, приучать к ним все равно придется. Чаще всего это делается методом проб и ошибок. И чужой опыт в этом деле может подсказать лишь общее направление действий, но отнюдь не конкретное их воплощение: все это сугубо индивидуально.
Я лично, пока решала эту проблему для своей семьи, наткнулась на весьма причудливые примеры. Одна мама, например, своим двум дочерям 11 и 13 лет давала все необходимые им деньги сразу на месяц и в личное пользование. Траты семьи были подсчитаны на год вперед, включая покупку одежды, обуви, гаджетов, еды и прочие потребности. Была выделена общая неделимая семейная часть, а все, что тратится на каждого индивидуально, было поделено на всех членов семьи и на 12, выдавалось на руки наличными. Девочки должны были планировать и осуществлять все расходы сами и не обращаться к родителям за деньгами сверх выделенной суммы, так как их неоткуда было взять. Мама считает, что эксперимент удался. После некоторой первоначальной неразберихи с тратами на «вот это хочу немедленно» и последующим дефицитом средств на нужные покупки расходы девочек пришли в приемлемую норму, а опыт трат по собственному разумению оказался бесценным.
Однако мои дети гораздо младше, да и вообще не факт, что я когда-нибудь решусь на подобный шаг. Тем не менее пример моей подруги, столкнувшейся с рэкетом уже в первом классе в весьма престижной гимназии, показал, что какой-то опыт обращения с деньгами моим детям обязательно нужен. И я решилась: этим летом выделила на детей определенную сумму на карманные расходы. Старшая девочка в свои 11 лет – по вышеприведенному примеру – получила всю выделенную на лето сумму сразу. Она немедленно почувствовала себя богатой, так как ее брату и сестре 6 и 7 лет та же сумма выдавалась равными порциями раз в 4-5 дней.
Ранее у нее же был опыт обращения с деньгами в виде ежедневных выдач на завтраки в школе, так что мы решили попробовать организовать для нее еще и опыт планирования затрат на длительное время. Малышам же пришлось привыкать к волшебному ощущению возможности личных трат с нуля. Детям было сказано, что деньги они могут тратить на свое усмотрение, и был приведен небольшой инструктаж по поводу безопасности их хранения и обращения.
Первоначально дети почувствовали себя чуть ли не всемогущими. Выданные суммы казались им гигантскими, так как они не умели пока соотносить стоимость разных товаров и свои возможности. Однако этот недостаток исчез на первой же неделе самостоятельных затрат. Дети буквально влет выучили цены на мороженое, вкусные напитки, сладости и разные булочки, причем совершали покупки именно там, где каждый товар был хоть на копейку дешевле. При этом, похоже, их завораживал сам процесс покупки, который они рассматривали как очередную игру.
Источник фото:
Затем им пришла в голову идея «копить». Получаемые от меня суммы младшие делили на несколько частей. Одну тратили немедленно на что-то вкусное или срочно необходимое, другую оставляли на заначку. Но выдержать и не потратить для них оказалось крайне трудно, и они плавно перешли к идее «банка». Мол, дальше положишь – ближе возьмешь. «Банком» выступили я и дедушка. Мы получили строгие инструкции: вложенные деньги не отдавать до определенного срока, на слезные просьбы не реагировать. Иначе «банк» детям придется сменить.
Затем в их лексиконе появилось понятие «долг». Взять в долг, отдать… Маленькие в это просто играли. Но вскоре, к моему ужасу, старшая заговорила о процентах (без применения самого термина, просто описывала процесс). А также о возможности продажи малышам… своих игрушек.
К тому времени с ней случилась беда. Чувствуя себя всесильной с большой, по ее мерке, суммой в кармане, она таскала все деньги с собой, несмотря на наши предупреждения, что это опасно (могут украсть или она сама потеряет) и нерационально, ведь так деньги гораздо быстрее тратятся.
Девочка от нудных взрослых только отмахивалась и радовалась своим покупкам. Жадности она не проявляла и нередко покупала подарки для младших, просто так: и чтобы побаловать, и чтобы показать, насколько она выше их по положению в семье. Тогда-то у нее и пропал ее кошелек. Его банально украли. Слез было море, надежды на компенсацию с нашей стороны не оправдались, а вернуть ощущение финансового благополучия хотелось. Вот и пошли в ход вновь изобретенные ею финансовые рецепты времен раннего капитализма. Причем, похоже, большую часть их она выдумала сама, не воспользовавшись при этом богатым опытом всего человечества.
С одной стороны, мы обрадовались, что в семье растет финансовый гений. Но, с другой, все это грозило разрушить родственные и вполне мирные отношения братьев и сестер и перевести их в разряд деловых, чего мне очень не хотелось. Пришлось провести ряд разъяснительных бесед в надежде, что девочка сама откажется от собственных нововведений, видя наше недовольство, насмешки и нарекания.
Частично такая тактика увенчалась успехом, кое-что пришлось прямо запретить (хотя очень этого не хотелось), но у девочки возник вопрос: где взять деньги, если они очень нужны? Да еще и не прибегая к финансовым махинациям и не манипулируя малышами, давно желавшими заполучить от нее кое-какие игрушки и вещи?
Естественный шаг – дать ребенку заработать. Как? Платить за исполнение домашних обязанностей мы не собирались и сразу сказали, что труд в семье делится на всех. Сторонний заработок исключался полностью.
Пришлось придумать для нее работу по занятиям с малышами. До этого я сама учила детей читать бегло, по очереди читая с ними книжки «абзац через абзац». Теперь мы со старшей малышей поделили и чередовали их каждый день. А девочка за свое учительство получает примерно столько же в неделю, сколько полагалось и младшим на каждую регулярную выдачу. Работает пока добросовестно: даже если сильно устает от беготни и плавания, уроки не пропускает, помочь или освободить от работы пока не просит.
Товарно-денежные отношения наладились, семейная идиллия тоже восстановилась. И процесс плавно пошел дальше. Что в итоге из него выйдет, пока не знаю. Занимаемся мы этим всего пару месяцев. Когда начнется школа, можно будет придумать что-то еще. Но, надеюсь, первые уроки финансовой грамотности детьми получены. И включают они не только непростую науку о том, что где купить дешевле, но и о стоимости самих денег. О том, что достаются они взрослым не просто так – деньги платят за работу. Причем всегда меньше, чем хотелось бы...)))