Изображение
У моего сына Серёжи появились проблемы из-за дружбы с мальчиком Степаном. Серёжа сообщил мне, что вместе со Степаном они плохо ведут себя на уроке и заставляют учителей обращать на себя внимание. Мне кажется, что этот его Степан растёт настоящим хулиганом.
Серёжа говорит, что Степан заставляет его делать какие-то странные вещи, иначе Степан выгонит его из своего "клуба". Недавно из-за Степана моему сыну пришлось есть упавшие листья. А до этого они убегали далеко от школьной площадки и получали за это выговор от учителей.
Но это ещё не всё. Серёжа говорит, что Степан проявляет жестокость и агрессию по отношению к другим детям. Особенно ему нравится бить и пинать девочек. Также Серёжа рассказал мне, что Степан говорит какие-то страшные вещи – например, зачем-то пугает "тысячами смертей".
Прежде чем закончить, я хотела бы признаться, что мой сын не идеален. Он так сильно привязывается к другим детям и копирует их поведение, что я начинаю переживать из-за этого. Психологически он слабый ребёнок, поэтому он подчиняется приказам других детей.
Однако в одном я точно уверена: Серёжа никогда не был злым ребёнком и сам бы никогда не поступил так, как ведёт себя Степан. Мы с мужем потратили много времени на то, чтобы научить Серёжу не вести себя агрессивно. Теперь у него есть маленькая сестричка, и он никогда не позволяет себе жестокости по отношению к ней.Как мы действуем сейчас? Мы не запрещаем Серёже играть со Степаном, однако мы учим его думать о своих поступках. Мы стараемся объяснить, что Степан не является его "боссом" и что Серёже не обязательно играть с ним, он должен заниматься на перемене тем, что ему нравится.
Сын в ответ говорит, что ему не нравится играть со Степаном, но игнорировать его у Серёжи не получается. Мы уже разговаривали с учительницей и просили её помочь Серёже утвердиться в коллективе. Возможно, это звучит очень глупо, ведь ему всего шесть лет, однако я не хочу, чтобы у него были какие-то проблемы в своём коллективе.
Изображение
Ответ детского психолога
На самом деле вы уже сделали большой шаг для решения проблемы вашего сына. Однако вы находитесь только в самом начале пути, вам нужно будет провернуть с ребёнком большую работу. Вам нужно больше говорить с ребёнком о его проблеме, а также практиковать поведение Серёжи.
Дело не в конкретном мальчике Степане. Таких Степанов Серёжа будет встречать и в начальной школе, и в старших классах, и во взрослой жизни на работе. Такие Степаны будут постоянно окружать его. По мере взросления Серёжа должен учиться выявлять подобных Степанов и учиться общаться с ними на должном уровне, стараясь ограничивать взаимодействие.
Степан заставляет Серёжу чувствовать себя плохо, некомфортно, неудобно. А мы все хотим, чтобы вокруг нас были только такие люди, от которых нам становится хорошо. Поэтому здесь главным является вопрос его связи со Степаном.
Детям необходимы общение и взаимосвязь, им нужны дружба, чувство добра, чувство привязанности к кому-то. А у Серёжи, скорее всего, есть ещё и чувство страха – страха, связанного с поиском новых друзей. Ваш сын подсознательно боится, что если Степан перестанет быть его другом, то он не сможет завести ещё одного, нового друга. При этом Серёже неважно, что дружба со Степаном приносит ему неудобство. Ведь для ребёнка лучше плохие связи, чем полное отсутствие отношений.
Начните обсуждать с Серёжей других его сверстников. Спросите, как он относится к каждому однокласснику, мальчику и девочке. Если Серёжа рассказывает вам, что выполнил какое-то школьное задание с другим ребёнком, то попросите его рассказать подробности. Нравится ли ему учиться или играть с этим ребёнком. Аккуратно подталкивайте Серёжу к общению с другими детьми. Но делайте это очень тактично.
Одновременно с этим предлагайте Серёже общаться со Степаном правильно. Если Степан ещё раз предложит съесть листочек, то предложите сыну отказаться от этой затеи и предложить Степану новую игру с другими ребятами, которые Серёже нравятся.
Попробуйте с Серёжей потренироваться, как он будет отвечать Степану. Для этого сделайте вид, что вы – Степан, и предложите Серёже делать то, что обычно ему говорит этот "плохой" мальчик. Наконец, посмотрите за реакцией Серёжи и прокомментируйте её. Затем повторите это несколько раз.
Будьте искренними с ребёнком. Объясните ему, что проблемы со Степаном есть не только у него. Точно такой же Степан есть у вас на работе, в офисе или где-то ещё. Расскажите ребёнку о своей проблеме, о том, как вы реагируете на неё.
Наконец, вы можете помочь ребёнку ближе общаться с другими сверстниками. Устраивайте совместные игры с внеклассными друзьями Серёжи, а также с теми одноклассниками, с которыми у него нет проблем. Пригласите этих детей к себе домой. Так, благодаря вашей поддержке, постепенно Серёжа научится противостоять Степану.
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!
Чем быстрее ребенок научится сам разрешать такие ситуации, тем лучше)