Понятие человеческого капитала как совокупного показателя профессионального опыта, знаний и навыков, социальных и экономических потребностей, используемых для решения задач общества и индивида, появившееся более полувека назад, сегодня в свете технологических изменений приобретает новое развитие и актуальность. Важность образования как одного из определяющих факторов человеческого капитала отмечают во многих научных исследованиях, однако сегодня можно наблюдать потерю высшим образованием своего авторитета из-за увеличивающегося несоответствия задач рынка труда, находящегося под прессом технологических изменений, и компетенций выпускников вузов. В связи с быстро меняющимся технологическим и профессиональным контекстом многие слои общества все чаще сталкиваются с тем, что среднее и высшее образование, которое позволяло им быть конкурентными определенное время, вдруг перестает представлять ценность для работодателя и рынка труда.
Образование является одним из основных факторов в определении человеческого капитала, заложенных в базис понятия при его формулировании Гэри Беккером (Беккер, 1964), наравне с накоплением производственного опыта. Позднее в понятие человеческого капитала были включены, помимо профессионального опыта и образования, другие важные факторы: потребительские расходы человека и расходы государства на потребительские потребности граждан – питание, здравоохранение, образование, жилье и прочие показатели. Но, несмотря на многогранность и различные трактовки понятия человеческого капитала, образование остается ключевым компонентом, определяющим его суть (Макмахон, 2017).
Сегодня учеными по всему миру ведутся многочисленные исследования, рассматривающие самый широкий сектор вопросов взаимозависимости высшего образования и уровня человеческого капитала, например:
Наглядным показателем является премия за высшее образование, традиционно рассчитываемая с помощью уравнения Минцера, показывающая превышение заработной платы сотрудников, имеющих высшее образование, над уровнем заработной платы не имеющих его.
В среднем заработная плата людей с высшим образованием в Российской Федерации на 78% выше, чем заработная плата людей, не имеющих высшего образования.
Самыми заметными и очевидными факторами, влияющими на человеческий капитал, становятся технологические изменения. Беспрецедентная скорость развития технологий заставляет многих исследователей и практиков в области образования говорить об увеличивающихся направлениях взаимосвязи человеческого капитала и технологических изменений. Можно обозначить некоторые из них:
Человеческий капитал играет ключевую роль в развитии цифровой экономики и часто упоминаемой популярной экономики знаний. Наука и государство понимают роль знаний и навыков, получаемых в университетах и средних учебных заведениях, в формировании человеческого капитала.
В связи со скоростью изменений и приростом новых знаний особое значение приобретают не только институализированное высшее, среднее и общее образование, но и навык быстрого переобучения, получения краткого и среднесрочного дополнительного образования, что позволяет предотвратить потери человеческого капитала или уменьшение его конкурентного значения.
Эта необходимость постоянного, незаканчивающегося получения новых знаний, обучения новым технологиям становится константным и очевидным явлением.
Человеческий капитал, понимаемый как интенсивный производительный и социальный фактор, обеспечивает относительную конкурентоспособность активного населения на рынке труда (Нуреев, 2011). В связи с быстро меняющимся технологическим и профессиональным контекстом многие слои общества все чаще сталкиваются с тем, что среднее и высшее образование, которое позволяло им быть конкурентными определенное время, вдруг перестает представлять ценность для работодателя и рынка труда. Поэтому показатель образования и вес в общем значении человеческого капитала для отдельных индивидов и целых социальных групп может быстро терять свою ценность.
Появление новых компетенций, направлений деятельности и прежде не существовавших рыночных ниш, так же как и исчезновение некоторых профессий, формирует новый блок образовательных проблем и социальных вопросов при рассмотрении человеческого капитала:
Перед высшим образованием стоит вызов, ответ на который принципиально определит развитие человеческого капитала государств и мировой экономики на ближайшие годы. Максимальная реализация человеческого потенциала возможна через образовательную и культурную среду, благодаря которой динамичная технологическая неопределенность и изменчивость становится не угрозой, а инструментом развития личностей и человеческого капитала в целом.
Список литературы
По работе мне нужно было всё это изучать...если честно мозг просто взрывался, думала никак не усвою информацию. А помог только грамотный коуч со всем этим разобраться)) Ну и конечно я ещё теанин от эвалара принимала. Кстати для всех умственных работников это незаменимая добавка.
Ответить Добавить ответ
Комментарии (2)