Выпуск №4, Тема: "Семейная политика и ее влияние на рождаемость в России"
Выпуск №4, Тема: "Семейная политика и ее влияние на рождаемость в России"
Президент НКО «Фонд содействия решению стратегических проблем национального развития»
Государственное экономическое стимулирование рождаемости является стержнем демографической политики развитых стран. Это важное условие решения демографических проблем, которым в развитых государствах уделяется большое значение. В Скандинавии, например, на экономическое стимулирование рождаемости расходуется до 4% ВВП. Однако даже при таких затратах среди развитых стран пока нет ни одной, в которой рождаемость удалось бы поднять до уровня, превышающего порог простого воспроизводства населения. В то же время в докапиталистических, развивающихся странах, где никаких мер стимулирования не применяется, рождаемость была и остается достаточно высокой. В чем причина?
Низкая рождаемость в развитых капиталистических странах вызвана теми невосполнимыми затратами денег, здоровья и времени, которых дети требуют от своих родителей. Другими словами, семьи в капиталистических государствах не готовы идти на серьезное увеличение своих расходов, осознавая, что рождение каждого нового ребенка снижает качество жизни семьи в целом. Многодетные семьи в массе своей сегодня живут хуже бездетных, среди них наибольший процент малообеспеченных (т. е. живущих в нищете). Убыточность детей есть главная и единственная причина малодетности.
Между тем сто и более лет назад в России средняя семья имела по семь детей. При этом маленькие дети также требовали от родителей денег, труда, времени и здоровья. Однако позже, после того как дети вырастали, эти затраты с лихвой покрывались доходами от труда взрослых детей в родительском крестьянском хозяйстве, и многодетные, так называемые крепкие семьи жили лучше бездетных семей, в большем достатке. Превышение родительских доходов над расходами и есть экономическое условие высокой рождаемости.
По нашим расчетам, в современной России, имея средний по стране заработок, двухдетная семья в среднем на воспитание ребенка от 0 до 17 лет затрачивает около 4 млн рублей. В крупных городах эти затраты, конечно, гораздо выше. Материнский капитал и другие государственные пособия на детей уменьшают этот убыток примерно до 3,5 млн рублей, однако не делают труд родителей прибыльным, не становятся для них источником благосостояния в будущем. Причиной рождения детей в подобных современных условиях является исключительно биологическая потребность, которая удовлетворяется рождением одного-двух детей. Как показывает международный опыт, такое положение вещей не может не только стимулировать многодетность, но и обеспечить уровень простого воспроизводства.
В настоящее время в России такая мера демографической политики, как многократное увеличение материнского капитала, неосуществима. Необходимых материальных средств в государственном бюджете нет, их нельзя получить путем повышения налогов на бизнес или взять из государственных доходов от нефти и газа. Реальным источником средств на стимулирование многодетности нам представляются доходы детей, воспитанных в многодетных семьях. Этот источник исправно работал в России вплоть до 30-х годов XX века. Работает он и сегодня в Средней Азии, в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки. Родители содержат маленьких детей, взрослые дети работают на собственных родителей и содержат их в старости. Иметь детей в таких экономических условиях жизненно необходимо. Рождаемость в развивающихся странах составляет до семи человек на одну женщину, население удваивается в течение жизни одного поколения. Как результат — численность населения в таких странах, как Индия, Пакистан, Китай, Бразилия, превышает миллиард человек.
В масштабах государства в развитых странах взрослые дети также содержат старшее поколение. Этому служит пенсионная система. Часть средств, заработанных детьми, при посредничестве пенсионного фонда передается старшему поколению в период его нетрудоспособности. Однако пенсионная система России в ее нынешнем виде не стимулирует, а подавляет рождаемость, так как пенсия каждого не зависит от наличия детей и определяется только его собственной зарплатой и рабочим стажем.
Заменяя собой детей, делая детей ненужными как гарантию достойной старости, государственное пенсионное обеспечение подрывает собственную финансовую базу. Стабильно уменьшающееся число молодых работников вынуждено кормить стабильно увеличивающееся число пенсионеров, и перед властью встает необходимость непопулярных мер по повышению пенсионного возраста. Между тем подобные меры приводят лишь к временному решению проблемы, так как остается нерешенной основная проблема — низкая рождаемость и перевернутая пирамида возрастов. Пенсионный возраст приходится поднимать и поднимать, в конечном результате он может стать выше средней продолжительности жизни граждан страны, и пенсия потеряет всякое значение.
Решение проблемы может состоять в том, чтобы пенсия родителей составлялась из пенсионных отчислений собственных детей. В настоящее время эти отчисления составляют 22% от заработной платы, и в течение жизни работник (его работодатель) отчисляет в ПФ более 4 млн рублей. Эти деньги покроют расходы на воспитание ребенка, что обеспечит безубыточность родительского труда. Для того чтобы родительский труд был не просто безубыточным, а приносил прибыль и стал конкурентоспособным, по сравнению с трудом производственным, размер пенсионных отчислений должен быть увеличен до 29%, т. е. до уровня, существовавшего в СССР. Ограничения на размер пенсионных взносов и размер пенсий должны быть сняты. Тогда прибыльность родительского труда станет очевидной.
Проблема бездетных пенсионеров может быть решена следующим образом. Граждане, которые предпочитают расходовать деньги на себя, а не на детей, и по этой причине детей не имеют, будут иметь возможность использовать в старости в качестве пенсии сделанные ими самими накопления. Удержание части заработка для страхования по старости в случае отсутствия детей можно сделать обязательным. Разумеется, после рождения ребенка эти деньги государство должно вернуть застрахованному лицу. Как же быть тем гражданам, которые не могут иметь детей по медицинским причинам? Они могут пройти курс лечения, усыновить детей-сирот. Либо, если бесплодие неизлечимо, таким гражданам может быть назначена государственная пенсия.
Пенсионное решение демографической проблемы имеет то преимущество, что завязано на конечный результат, тогда как в случае высоких детских пособий родитель получает свои деньги независимо от того, кого он воспитал — успешного предпринимателя, академика или пьяницу. Чем больше родительские вложения в качественное воспитание и образование своих детей, тем выше может оказаться его пенсия.
Безусловно, такая система пенсионного обеспечения должна вводиться постепенно, при сохранении старой, государственной пенсионной системы.
Сначала, сразу после принятия закона о семейной пенсионной системе, ею могут быть охвачены только немногочисленные третьи и последующие дети. Остальные по-прежнему могут перечислять деньги в пенсионный фонд, который будет распределять их в соответствии с собственными правилами. Затем, с лагом в 20 лет, система может быть распространена на вторых, а затем и первых детей. Благодаря этому не пострадают бездетные пенсионеры, которые строили свое репродуктивное поведение в совершенно других условиях. При этом молодые граждане смогут планировать свои семьи уже в соответствии с новыми реалиями, имея в виду, что через 20 лет их ребенок сможет начать обеспечивать им безбедную старость. Очевидно, что такая мера сможет стимулировать рождаемость без привлечения бюджетных средств.
Проблема переходного периода состоит в том, что часть работников не сможет вносить деньги в пенсионный фонд и их собственная пенсия будет образовываться из взносов других граждан, что будет уменьшать пенсии последних. За счет пенсионных отчислений других граждан образуются и повышенные (до 75% от зарплаты) пенсии государственных служащих.
Благодаря малому числу семей с тремя и более детьми (2,6% от числа семей, включая бездетных, по данным переписи 2002 года) понижение пенсий будет невелико. Включение вторых детей (26,9% от числа семей) в число плательщиков семейной пенсии собственным родителям приведет уже к заметному, 30%-му снижению размера государственной пенсии и такому же увеличению семейной пенсии. Суммарная пенсия при этом не изменится. Полный переход к семейной пенсии и ликвидация пенсионного фонда приведут уже к увеличению пенсии на 10%, так как именно этот процент пенсионный фонд расходует на собственное содержание. Увеличение собираемости налогов увеличит пенсию еще больше. Распределение пенсий по категориям получателей претерпит кардинальные изменения.
Вместе с государственной пенсией, как нам видится, должны исчезнуть и повышенные пенсии министров, депутатов Государственной Думы, мировых судей и других привилегированных пенсионеров. Добавки к их семейным пенсиям в случае их сохранения придется выплачивать из бюджета. Точно так же персональные надбавки могут выплачиваться частными компаниями пенсионерам, имеющим перед ними особые заслуги. Из бюджета Министерства обороны станут выплачиваться надбавки к пенсиям военных. Поскольку семейная пенсия выплачивается с момента выхода ребенка на работу, исчезнет понятие пенсионного возраста и могут быть отменены льготы по раннему выходу на пенсию. Впрочем, пенсионные льготы и преференции вполне можно заменить увеличенными зарплатами.
Индивидуальные предприниматели и другие категории граждан, освобожденные от уплаты взносов в пенсионный фонд, не будут иметь освобождения от уплаты пенсионных взносов собственным родителям.
Отсроченность и предсказуемость таких перемен позволит подготовить к ним граждан страны. При этом наилучшей подготовкой, как кажется, станет наращивание будущей семейной пенсии благодаря рождению новых детей.
Восстановление экономической выгоды от рождения детей возобновит рост численности населения по гиперболическому закону, тогда как продолжение существующего порядка вещей приведет к депопуляции России в достаточно короткие сроки.
Современные меры по стимулированию рождаемости часто приводят к тому, что государственные средства уходят в традиционно многодетные регионы, которые в дополнительном стимулировании не нуждаются. При введении новой пенсионной системы традиционно многодетные родители из числа, допустим, кавказских или кочевых национальностей будут получать деньги не от правительства, а от собственных детей, причем только от тех, кто имеет белую зарплату и платит налоги.
Пенсионные отчисления при подобной системе не будут подвержены инфляции, следовательно, не будут нуждаться в регулярной индексации, поскольку обеспечены произведенными товарами и сами не инфляционны.
Этот подход может быть реализован вначале в качестве пилотного. Подобно тому, как некоторым видам деятельности предоставлялись налоговые льготы, родителям трех и более детей может быть предоставлено право получения пособия в размере пенсионных отчислений от зарплаты их собственных детей при том условии, что и родители, и дети проживают в России или в каком-то ее регионе, например в Дальневосточном федеральном округе.
Проведение пенсионной реформы, направленной на увеличение рождаемости, дело достаточно сложное, однако не сложнее, чем изменение общественного строя в 1917 или 1991 году. Результаты же этой реформы для России нам видятся гораздо более значимыми. Произойдет не только увеличение численности населения, но и качественное улучшение его состава. Выгоду от долгосрочных вложений в детей в первую очередь поймут образованные, успешные люди. Рождаемость возрастет в первую очередь именно среди социально ответственных слоев населения. Станет больше энергичных, успешных, талантливых людей. Россия сможет в полной мере использовать свое преимущество в территориях, богатствах недр и других ресурсах.
Вот источники о которых я говорил. Но, электронной версии я не совсем нашёл. Хотелось узнать Ваш источник и ознакомится материалом.
Платная пенсионная система: Предложение о переходе на финансируемую система Ханс-Вернер Синн в: ifo Studien 47, 1, 2001 С. 77 - 94.
Пенсия и дети: совершенствование по Парето с неоднородными предпочтениями Кристиан Гаггермайер И.А. Нюрнберг, 2006
Алессандро Чиньо, Мартин Вердинг Дети и пенсии MIT Press, 2007
Комментарии (1)