Вход на сайт
Регистрация
или
CAPTCHA
Регистрация кабинета врача и/или психолога
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Воспитание

Наказываем: правильно или нет?

Автор
Елизавета Букина
Елизавета Букина
Блогер
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
28 августа 17 в 00:00
2
Наказываем: правильно или нет?

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Ты что делаешь, паршивец? – кричит молодая женщина на малыша, кинувшего камень в птичью стайку, слетевшуюся к ее ногам за вкусными зернышками, которые та рассыпает щедрой рукой. Ругаемый мальчишка ни в кого не попал, но все равно явно доволен и на попреки не реагирует.

Не трогай моего сына! – вступается за ребенка подоспевшая с соседней скамейки мамаша. – Права не имеешь! Есть претензии – скажи мне, я сама решу, стоит мой мальчик наказания или нет.

Женщина, явно не ожидавшая такой реакции, сначала опешила, но потом предложила: ну так поругайте сами, ведь именно ваш ребенок кинул в птиц камень!..

Ну и что? Он же ни в кого не попал! Ребенок познает мир в действии, не надо ему мешать.

И ожидаемое от подобной мамаши: своих рожай и воспитывай, а к чужим не лезь...

Современный тренд: не наказывать

Наверняка вы тоже сталкивались с подобными ситуациями, когда мамы встают стеной на защиту любимого чада, даже если оно вполне заслуживает порицания, а то и существенного наказания. Пожалуй, можно оценить это как своего рода тренд. Ведь такого рода сценки встречаются все чаще и чаще.

 Современные продвинутые мамы с подачи современных продвинутых психологов считают, что ребенок – даже если он действительно виноват – ни в коем случае не должен подвергаться наказанию.

Современные продвинутые мамы с подачи современных продвинутых психологов считают, что ребенок – даже если он действительно виноват – ни в коем случае не должен подвергаться наказанию. Вообще никогда и никакому. Потому что (цитирую) «наказание всегда направлено… на причинение физической или эмоционально-психологической боли в расчете на то, что у ребенка (как и у взрослого) выработается условный рефлекс» и он в дальнейшем станет слушаться.

Наказываем: правильно или нет?

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Однако вместо этого, считает ряд специалистов, вырабатывается не рефлекс на послушание, а рефлекс страха на наказующего. Мол, ребенок начинает бояться родителей и других взрослых, и это нивелирует в дальнейшем любые воспитательные усилия.

Поэтому наказывать нельзя. Если ребенок что-то сделал плохо и вам хочется его наказать, такие специалисты вместо наказания советуют ему… посочувствовать. Присоединиться к нему в сопереживаниях!

Читаю такие советы и так и вижу картинку. Ребенок тащит котенка за хвост, а мама рядышком причитает: «Не переживай, солнышко! Я понимаю, ты сам болеешь душой за котеночка и стараешься, чтобы ему стало хорошо...»

Домострой и «раз-два-три»

Порой мне кажется, что мир сошел с ума. Не потому, что встречаются советчики с подобными рекомендациями: в конце концов, полных психов и слегка повернутых чудиков во все времена хватало. А потому, что рекомендации типа «не наказывать совсем, никогда и ни в какой форме» постепенно становятся общепризнанными. И бедные мамы, честно стараясь им следовать, получают на выходе маленьких (а потом и больших) капризных чудовищ, на которых не действуют никакие увещевания. И они опять кидаются за советом к психологам и опять сталкиваются с вывертами современной «педологии», которые полностью отрицают многовековой опыт человеков по воспитанию своих отпрысков.

Насчет «чудовищ», увы, не преувеличение. Кем иным может вырасти ребенок, если у него с пеленок вырабатывается свой условный рефлекс на отсутствие наказаний: виноват – значит, тебе ничего за это не будет, никогда и ни при каких условиях.

 Порой мне кажется, что мир сошел с ума: рекомендации типа «не наказывать совсем, никогда и ни в какой форме» постепенно становятся общепризнанными.

Правда, и к домостроевским рекомендациям я возвращаться отнюдь не призываю. Как там, давайте вспомним: «Казни сына своего от юности его и покоит тя на старость твою и даст красоту души твоей; и не ослабляй, бия младенца: аще бо жезлом биеши его, не умрет, но здравие будет, ты бо, бия его по телу, а душу его избавляеши».

Наказываем: правильно или нет?

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Это ведь тоже своего рода «педология», только 600-летней давности. Раз авторы сборника столь страстно требовали непременных телесных наказаний для детей, значит, общество даже того времени не слишком-то следовало их рекомендациям и старалось, как и во все времена, соблюдать какую-то золотую середину.

Но что является такой золотой серединой в наши дни? Приведу зарисовочку из собственного опыта. Мы как-то сидели с нашей семилетней малышкой на уроке музыки, и девочка вдруг закапризничала. Замечаниями привести ее в чувство не получалось, и я начала считать зловещим тоном: «Рраз... два... два с половиной...». Этого оказалось достаточно: девочка пришла в себя и дозанималась весь урок вполне спокойно.

Учительница потом спросила меня потихоньку, а что было бы после слова «три». И я не смогла ответить. Она усмехнулась и заметила: сколько ни спрашивала, большинство взрослых ничего конкретного после «три» даже не предполагает. Но ведь на детей действует, причем почти на всех!

А ведь и правда: с самого младшего возраста мы приучаем детей, что наше терпение кончено. Каким был первый антистимул после «тройки», никто уже, наверное, и не помнит. У одних – легкий шлепок или щипок, у других – лишение сладостей или мультиков, у третьих – стояние в углу или скучное сидение на стуле... Но это всегда было какое-то наказание, которое помогло выработать у детей четкий рефлекс: лучше взрослых до «тройки» не доводить – хуже будет.

Судя по моим наблюдениям – как за своими детьми, так и за чужими – рефлекс этот действует годами и даже десятилетиями, что лишний раз подтверждает неправоту «специалистов», полностью его отрицающих.

В итоге, как ни странно, в определенной степени я соглашусь с Домостроем: приучать детей к нашей реакции на их поведение следует с самого нежного возраста. Как к позитивной, так и к негативной. Цель – научить ребенка воспринимать минимальное воздействие с нашей стороны как четкий сигнал: этого делать не следует, а это, наоборот, хорошо.

Собственно, именно так издавна принято действовать в хороших семьях. На мой взгляд, не стоит рушить эту традицию. Особенно когда рекомендации дипломированных специалистов расходятся и с этой традицией, и с элементарным здравым смыслом.


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Подпишитесь на «Аист на крыше»

Нравится то, что читаете? Подпишитесь на рассылку Подпишитесь!

Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Комментарии2
Отслеживать комментарии

При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
Отправить
Ответ Максиму
Неавторизованный пользователь Авторизованный пользователь
Интересные статьи
Внимание!

Закрыть