Распространенная картина: годовалый младенчик на руках у мамы нежится от счастья под южным солнышком и вдруг начинает дико орать, когда мама пытается опустить его ножки в море или, не дай бог, окунуться вместе с ним. Максимум, на что согласен малыш, – плескаться в надувном бассейне площадью в полметра, вода в котором уже через час употребления способна довести до обморока любого санинспектора.
С ростом ребенка ситуация меняется незначительно. Боязнь воды переходит в боязнь глубины. Любое море, любой пляжный берег в любой летний день выглядят одинаково: толпа народу с детьми и без сгрудилась на мелководье и плещется с риском заработать травму от тычка соседским локтем. А за 10 сантиметров от глубины, где до дна средневысокому пляжнику уже не достать, – полная свобода: один-два человека на километр вокруг, не больше.
При этом ничто не меняется ни от сезона к сезону, ни от страны к стране. Хоть в Сочи с Анапой и Крымом, хоть в Болгарии или Турции, хоть на пляжах Испании, Греции и Черногории – все одно к одному: львиная доля морских счастливцев плавать просто не умеют. И дети у них такие же растут. Во всяком случае, если судить по их (детей) внешнему виду и поведению.
А теперь без ложной скромности похвастаюсь: на этом фоне наша разновозрастная ватага выглядит просто морскими котиками. Я заплываю на приличную глубину, начинаю манить свою стайку к себе, а те в ответ прыгают в воду и лихо гребут ко мне все вчетвером, обгоняя друг друга и быстро пересекая невидимую черту прибрежной детско-взрослой толчеи. И тут пляж застывает в удивлении и зависти, а спасатели нервно вздрагивают и начинают метаться по берегу со свистками в зубах, особенно если на море наблюдается хоть малейшее волнение.
Отплавав в чистой водичке в дальней глубине, погонявшись друг за другом и изобразив дельфинов, ныряющих за сокровищами в виде песка и ракушек, добываемых со дна моря, наши выходят на берег и делают вид, что совсем не обращают внимания на реакцию окружающих. Но все равно видно, что им это лестно и приятно. Даже мелкому крохе двух лет от роду, не говоря уже о старшей с ее солидными 11 годами…
После каждого нашего заплыва очередная мама или бабушка тащит отпрыска в воду и с переменным успехом начинает показывать ему основы науки держаться на воде, которую он освоить заведомо не в состоянии, потому как взрослые совершают максимальное количество ошибок на каждый квадратный сантиметр детского тела. Во всяком случае, на мой непрофессиональный взгляд.
Тренером по плаванию я, естественно, не являюсь. Но успешно обучила плавать всю свою гоп-компанию, причем обычно хватало мне для этого с каждым не более двух-трех недель. Правда, начинала я каждый раз максимально рано, в годик-полтора, как только удавалось выбираться с нашим очередным малышом к южным морям.
К концу первой же недели знакомства с морем малыш начинал общаться с ним, как с большим живым другом-товарищем для игр и забав. К концу второй – осваивал науку лежать на спинке, барахтаться по-собачьи, нырять в полной уверенности, что его вовремя подхватят и подтолкнут. И вообще, включал море в свой ближний и надежный семейный круг.
С первым малышом все это получилось у нас как-то само собой. А потом я начала читать специальную литературу и поняла, что действовала совершенно правильно. Пришлось только чуть-чуть себя подкорректировать. Поделюсь с вами сим процессом.
Начинаем в ванной и у компьютера
О том, что в очередной отпуск можно будет поехать к морю, обычно известно задолго до события. Готовиться к нему мы начинаем месяца за 3-4, а то и раньше. Периодически собираемся у ноутбука, смотрим старые снимки и видео, на которых море, солнце, брызги, радость. Если нет своих, можно «присвоить» из Интернета.
Обсуждаем, вспоминаем, предвкушаем повторение. Малыш непременно присутствует и привыкает связывать вид моря с чем-то радостным и приятным. Скоро он сам просит показать ему все это еще и еще раз. А в ванной начинает играть в море и плавание. Иногда – сам, иногда – с нашей подсказки.
Самое забавное обычно – делать в воде бульки: дуть в воду с силой, сначала сверху, потом из-под поверхности. Правда, без брызг и периодического наводнения при этом не обойтись. Особенно когда запихиваем в ванну сразу двоих. Был эксперимент и с тремя, но уж лучше бы мы на него не решались: полванны оказалось на полу. Двое – самое то.
Старший малыш, уже попробовавший моря, с важностью учит «новичка», как правильно булькать и что при этом делать с носом, в который то и дело норовит забиться вода. Под конец подготовки малыш должен уметь делать бульки по вашей команде.
Бегаем и брызгаемся
В первый же день на юге осторожно знакомим малыша с морем. К воде сразу не пускаем, хоть он и рвется. Говорим: вечером или завтра, если будешь себя хорошо вести. Этого вполне достаточно, чтобы ребенок рвался к запретной сверкающей игрушке. Правда, и в этом случае первое знакомство может оказаться пугающим – ведь море слишком большое, слишком мокрое и непривычно холодное.
Поэтому первый наш шаг навстречу морю – держаться за руки и носиться вдоль кромки, периодически забегая в водичку, брызгать ножками и вместе визжать от восторга. Длительность – не более нескольких секунд за раз, чтобы малыш не успел осознать и испугаться, но почувствовал, что это весело, и захотел еще. Чуть позже можно кружить малыша вокруг себя, чтобы часть круга приходилось на берег, а остальное – на мелкую водичку. Периодичность – раз в 20-30 минут, в зависимости от степени жаркости воздуха и температуры воды.
Маленькая хитрость: взрослый всегда должен бежать со стороны моря, загораживая его от малыша и не давая пугаться. Еще лучше, если взрослых двое. Тогда малыша можно брать за руки с двух сторон и не только бегать, но еще и начинать периодически подбрасывать его повыше под какое-нибудь «ух, полетели!», а затем плюхать в воду – иногда даже краем попы – «в ямку бух!». Опять-таки с визгом и смехом. Если вокруг прыгают брат или сестра – еще лучше. Повторяю, все это – вдоль кромки воды, ни в коем случае не заходя пока в воду.
Окружающим все это, конечно, не всегда нравится. Кого-то мы раздражаем шумом, кого-то походя обрызгиваем, не успевая извиняться, но этот этап, на мой взгляд, просто необходим. Длительность – пара дней, не больше, чтобы ребенку не успело надоесть.
Шлепаем ножками
Следующая задача – окунуть ребенка в воду
так, чтобы он ни в коем случае не испугался. Берем в охапку, спинкой прижимаем к себе и одновременно обнимаем, держим под мышками. Ручки у малыша свободны, ножки тоже. И он, и я сухие. Это сулит не слишком приятные минуты в виде холодного «душа» на сухое разогретое тело, но, увы, без этого не обойтись.
Если сначала окунуться самой и только после этого брать малыша, ему будет неприятно, может даже испугаться. Так что терпим и идем. Обхватив ребенка в кольцо ласковых и теплых рук, начинаем спиной (это обязательно!) вместе с малышом пятиться в воду. Периодически вместе наклоняемся и командуем что-нибудь вроде: «шлеп-шлеп по водичке», «ножками-ручками», «вот так», «еще-еще»...
Голос – радостный и со стороны явно немного дебильный, децибелы на максимуме, но так надо. Ребенок взвизги поддерживает с удовольствием. По воде шлепает изо всей силы, обрызгивая и себя, и окружающих. Взрослому надо приготовиться к неприятным минутам, знакомым каждому, кого неожиданно обрызгивали холодной водичкой. Надо терпеть и веселиться.
Длительность – от нескольких секунд. С каждым разом все дольше. Ребенок должен проситься в воду сам. В конце дня желательно хоть раз окунуться с малышом всем телом – пока без ныряний – и немедленно выйти.
Еще денек-другой на повторение, с обязательным совместным уханьем в воду сначала до шейки, потом и с головой, и все – малыш больше моря не боится. Все время тянет в воду и со снисходительностью поглядывает на сухопутных сверстников, уныло ковыряющихся в надувных мини-бассейнчиках на берегу.
Приступаем к плаванью
Следующий этап – показать ребенку, что море его любит, держит и ласково качает. Заходим с малышом на руках так, чтобы взрослому было чуть выше пояса или под грудь. Сажаем малыша к себе на одно колено и начинаем его подбрасывать чуть-чуть вверх, чтобы он всплывал и опять опускался, при этом что-нибудь ласковое приговариваем. Типа «вниз – вверх», «качаемся – кувыркаемся», смысл неважен, лишь бы было громко и оживленно.
В конце дня переходим от качаний на коленке к плавному покачиванию на руке, желательно в почти горизонтальном положении. Играем в «ямки-бух», когда «ямка» на полсекунды оказывается под водой, периодически ребенок окунается с головой и булькает вместе с вами.
Для следующего шага желателен второй взрослый, которому ребенок безусловно доверяет. Вода нам немного выше пояса. Ставим под водой малыша ножками к себе на чуть согнутые колени. Партнер – примерно в метре от нас. Говорим: толкайся к папе (дяде, тете, сестричке – неважно, все равно, к кому). Малыш толкается, мы коленками его немного подталкиваем снизу, он тянется ручками, на секунду зависает в воде и попадает в протянутые руки партнера.
Момент зависания страшно нравится, его хочется растянуть подольше, и папа или другой партнер в этом помогает. Он постепенно отходит сантиметров на 10 подальше. Потом на полметра, еще и еще – и малыш сам не понимает, что он к папе уже плывет сам, без поддержки, используя инерцию толчка и ласковую силу воды.
Обычно на этот прием уходит от двух-трех до пяти-шести суток. К концу этого срока малыш спокойно проплывает
несколько метров, и все – дело в шляпе. Дальше надо только постепенно наращивать разрыв между взрослыми. Лучше всего иметь несколько партнеров про запас, чтобы ребенок мог выбирать, к кому плыть, в том числе под водой. Можно от папы к маме, можно наоборот, можно к дедушке или бабушке, или к сестре и брату – если они достаточно большие, чтобы поймать и не разрушить уверенность к себе. Можно брать с собой мячик, но лишь тогда, когда малыш уже хорошо плавает.
Все сопровождается веселым шумом, криками и даже воплями, так что к концу «урока» все немного очумевают, а окружающие нередко реагируют достаточно нервно. Но из воды малыш выходит уже со слезами и все время тянется обратно, а мы сдерживаем и требуем сначала согреться. После чего ребенок начинает то и дело трогать себя и окружающих, проверяя, насколько мы и он теплые – мол, пора обратно в воду. Кстати, вылезать на берег надо, когда малыш чуть-чуть недоиграл и ему явно хочется еще – чтобы его все время тянуло обратно.
Все эти приемы еще ни разу не давали осечек ни в нашем семействе, ни с друзьями и знакомыми, которым я помогала приучать к плаванию их детей. Надеюсь, помогут они и вам. Или вы придумаете что-то свое. Тем более что лето в России, похоже, только начинается. А поездка на юг доступна не только летом, но и осенью и даже зимой.
Коварные «помощники»
А теперь немного об ошибках. К счастью, не моих. И поначалу я их как таковые не рассматривала. Однако когда почитала разную литературу, поняла, что мне удалось их счастливо избегнуть. И вам советую.
Такой красивый, такой опасный
Нельзя приучать ребенка к надувному бассейну, хотя все детские врачи категорически не советуют обратного. Говорят, купать младенца в открытом море ни в коем случае нельзя. Ну, тут уж позволю себе положиться на собственный опыт, а не на их слова из учебников.
В надувном бассейне вода быстро нагревается и становится грязной. Дети нередко туда писают и потом сидят в смеси морской воды и собственной мочи, периодически пробуя все это на вкус. Они сидят в бассейне долго и, как бы ни была тепла вода, успевают переохладиться, после чего заболевают надолго – и привет, море.
Маленький надувной бассейн создает у ребенка ощущение замкнутого теплого водяного комфорта. Попадая после него в море, он сильно пугается.
Такой глупый, такой опасный
Детям ни в коем случае нельзя давать привыкать к плавательному кругу, как бы красиво и безопасно он ни выглядел. Это обманка. Хотя и весьма привлекательная для любого ребенка. Мои уже давно умеют плавать, но до сих пор, завидя очередного «дельфинчика» или «крокодила», ноют, просят купить.
Запомните: с кругом ребенок никогда не почувствует, что вода его держит сама. У него навсегда сохранится недоверие к морю и тяга к надувным суррогатам, даже если во взрослом состоянии он уже не будет себе в этом признаваться.
Круги опасны. Они могут прохудиться и затонуть вместе с ребенком. Его, скорее всего, спасут, но испугается он надолго.
При малейшем ветре и недосмотре со стороны взрослых ребенка на круге может унести в море. Я сама несколько раз притаскивала таких «оторвавшихся» от берега детей с круглыми от ужаса глазами и возвращала их благодарным родителям.
Хуже круга только надувной матрас. На мой взгляд, это вообще для самоубийц.
Долой нарукавники!
Из той же серии – надувные нарукавники и спасательные жилеты. Они создают иллюзию безопасности и не дают детям учиться плавать. Без них малыши в море чувствуют себя голыми и брошенными.
Вообще все, что держит ребенка на воде, должно быть под большим подозрением. Если уж совсем нельзя без них обойтись, выбирайте только предметы, которые уворачиваются от ребенка, стоит тому хоть чуть-чуть зазеваться. Цель – добиться, чтобы в воде он надеялся только на себя и море.
И последнее. Никогда не стоит злиться на детей, если вы или кто-то другой сумели испугать их морем. Никогда не стоит заставлять их идти в воду или на глубину. Пусть сидят на берегу или на самом мелководье, сколько хотят. Когда-нибудь им все-таки захочется в море. Во всяком случае, надо на это надеяться.
Удачи!