Источник фото:
В прошлом учебном году на уроках физкультуры в России погибли 211 детей. По текущему учебному году полной информации пока не опубликовано, но нет-нет да и проскальзывают в новостных лентах сообщения о трагедиях, случившихся на занятиях.
Приведу лишь несколько фактов. На уроке физкультуры в спортзале одной из школ Невского района Петербурга мальчик 14 лет почувствовал себя плохо, его увезла скорая. Следующим утром он умер. В Тюменской области по неизвестным причинам прямо на уроке физкультуры умер 13-летний подросток. Новосибирск: во время бега стало плохо 10-летнему мальчику. Он упал и потерял сознание, медработник пыталась помочь, но откачать не удалось.
Помимо смертельных исходов есть и множество травм. Однако в связи с тем, что случаи менее громкие, особого резонанса в обществе они не вызывают. Так, в одной из школ Новой Москвы на уроке физкультуры мальчик получил перелом позвоночника после неудачного силового кувырка на мате. В Чите третьеклассницу доставили в больницу с переломом позвоночника после урока физкультуры, после чего школа пыталась убедить родителей, что перелом… врожденный.
И такие случаи можно приводить десятками.
Не знаю, как вас, а меня эти факты приводят в ужас, тем более что они повторяются, словно под копирку, по всей стране – от Петербурга до Сибири и Дальнего Востока.
Я не понимаю, как с этим быть. Как уберечь своих девочек? Дошло до того,что недавно я в качестве профилактики провела со своими девицами инструктаж по технике безопасности на физкультуре – конечно, как смогла, предварительно начитавшись Интернета.
Не знаю уж, насколько убедительной мне удалось быть, но я постаралась донести до наших девочек простую мысль: если какое-то действие на физкультуре кажется опасным, вызывает страх, ни в коем случае не надо его делать. Необходимо отказаться.
Правда, главный мой посыл наверняка не будет приветствоваться в школе, потому что он основывается на… неповиновении учителю. А если учитель будет ругать – заявить, что мама и папа не разрешили делать упражнения, которые могут быть опасными хотя бы потенциально.
Пусть уж лучше учителя разбираются с нами, чем с детьми.
Иван кивает на Петра
Источник фото:
Однако это все равно полумеры: родители не смогут обеспечить физкультурную безопасность детей, если не поменять что-то кардинально в самой школе. Нужны какие-то системные решения.
А что по этому поводу говорят специалисты?
Чиновники, увы, кивают на ведомственные барьеры. Школа в лице министра Ольги Васильевой утверждает, что вся проблема в… отсутствии у педагогов информации о здоровье детей, которые приходят в школу. Раньше существовали группы здоровья и нагрузка не могла быть больше положенной. Но теперь… «Персональная защита данных к чему привела – у нас нет медицинских карт, мы не знаем, чем болен ребенок», – утверждает министр.
При этом педагоги кивают и на медиков, и на родителей. Мол, семья скрывает от школы информацию о проблемах со здоровьем у ребенка, даже если это касается, например, сердечной недостаточности. А медики в школе меры принимать не могут. Да и нет их, медиков. Мол, в школы они якобы не идут, так как там условия работы гораздо хуже, чем в поликлиниках и стационарах. (Интересно: а в нашей школе медработник есть, медкабинет есть. И в соседних тоже...)
Но громче всех на эту тему высказываются только родители пострадавших детей и… правоохранительные органы. Первые обвиняют во всем, как водится, школу в целом и конкретных учителей в частности. Вторые активно их в этом поддерживают, возбуждая уголовные дела и привлекая лиц, ответственных за случившееся.
На мой взгляд, именно ответственных, а не виновных. Потому что в большинстве трагедий виноват, увы, случай. Сегодня этот ребенок попался на его коварные мины, завтра – другой, третий, сотый...
Правда, медики пытаются нас, родителей, утешить и заявляют, что на самом деле проблема уже решается. Они надеются, что с 1 января 2018-го ситуация начнет меняться кардинально. И связывают это с приказом Минздрава «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних», в результате исполнения которого школы начнут получать всю информацию о состоянии здоровья учеников.
И в образовательном, и в медицинском ведомствах убеждены, что это поможет составлять правильный рацион питания и рассчитывать оптимальную физическую нагрузку ребенка.
Но я лично в этом сильно сомневаюсь. И вот почему.
Не в коня корм
Вряд ли есть уроки, которые большинство наших детей ненавидят больше физкультуры. И не потому, что на них скучно. Просто большинство школьников – за исключением части спортивно продвинутых – чувствуют себя на физре ущербными неудачниками. И по-другому, увы, быть не может.
Дело в том, что школьная программа по физкультуре ориентирована на здоровых детей, число каковых в России не превышает… 12%!!! Это данные Роспотребнадзора, опубликованные совсем недавно. Разумеется, ведомство имеет в виду абсолютно здоровых детей. К ним можно приплюсовать тех, у кого отклонения от нормы небольшие. Здоровые абсолютно и здоровые «с натяжкой» – тот контингент, который легко осваивает школьную программу по физкультуре.
Но ведь по ней занимаются не 20-30% почти и совсем здоровых детей и подростков, а практически все 100%! В том числе дети с хроническими заболеваниями, каковых, по данным того же Роспотребнадзора, в стране более 50%!
Физическая нагрузка, которая рассчитана на здоровых детей, больных и ослабленных только калечит. Недаром то же ведомство отмечает: за последние 10 лет частота нарушений здоровья детей увеличилась в 1,5 раза, а хронических болезней – в 2. Особенно печально это выглядит в старших классах. В 7-9 лет «только» половина школьников страдает хроническими болезнями. А в старших классах – уже много более 60%!
Не знаю, может быть, я и дилетант, но, согласитесь, трудно не сделать вывод, что это следствие не только обычных учебных нагрузок, но и возросших физических. Ведь число уроков физры в школах увеличилось, и нагрузка, соответственно, тоже.
Не навреди!
Источник фото:
Так что же, долой физкультуру? Ни в коем случае! Лишать детей физической нагрузки, и без того явно недостаточной в условиях почти полной гиподинамии, смерти подобно, в этом я уверена. Равно как и нагружать на физре сверх посильной каждому ребенку меры – тоже. Противоречия в этом утверждении нет. Просто я считаю, что главное внимание в школе надо уделять… лечебной физкультуре.
Сейчас кабинеты лечебной физры существуют при поликлиниках. Дети могут ходить в них бесплатно примерно на 10 занятий, при необходимости – чуть больше. Но все равно лишь на короткое время. В том числе и потому, что расписание в них крайне неудобное, с учебным не стыкуется в принципе.
Считается, что после 2-3 недель занятий по 2 раза в неделю дети потом в состоянии повторять нужные им упражнения дома. Но вряд ли ошибусь, если скажу, что почти никто этого не делает.
Между тем лечебная физкультура дает удивительный эффект именно при длительном применении и постоянном внимании со стороны инструктора. Организовать это в бесплатных лечебных учреждениях невозможно, в частных клиниках – очень дорого. В идеале было бы иметь такие группы здоровья в школах. Но, увы! Они пока никак не соотносятся с программой по физкультуре.
Согласитесь, ведь это же нонсенс: заставлять всех детей работать на физкультуре так же, как это могут только 12% здоровых! Почему бы не дать им в рамках уроков физкультуры то, в чем они больше всего нуждаются? Нагрузку, которая станет для них лечебной и позволит подтянуться со временем до уровня сильных учеников?
Этой стороной проблемы у нас, к сожалению, практически не занимаются. Чаще делают упор на медицинскую составляющую проблемы, считают, что справиться с ней без полного раскрытия медицинской информации для школы невозможно.
В свое время у меня была очень хороший тренер по фитнесу. Она работала и с группой, и индивидуально, и иногда делилась своими наблюдениями, особенно когда встречалась с вопиющими случаями. Так вот, она была убеждена, что большинство заданий на уроках физкультуры для девочек… противопоказаны. Особенно в той части, которая касается гимнастики. Что выполнять их могут только дети, хорошо подготовленные и физически крепкие.
В качестве примера она приводила девушек из нашей группы, которые уже во взрослом возрасте вынуждены были исправлять аномалии в своей фигуре, полученные благодаря прекрасным школьным годам.
Поначалу я ей не верила. Но когда мои собственные дети начали приобретать на уроках физры в школе печальный опыт, вынуждена была эти тренерские мастер-классы вспомнить. Поговорила с учителем физкультуры в школе своих девочек, и та мои сомнения подтвердила. Однако сказала, что сделать ничего не может. Мол, программа есть программа, выделять из класса группу слабых и организовывать для них особые занятия никто ей не позволит.
А, собственно, почему? И почему так уж обязательно называть таких детей слабыми? Они совсем не слабаки. Просто у таких девочек и мальчиков – свой ритм роста и взросления. К нему нужно просто приноровиться. Нужно учитывать физические особенности всех детей, а не только тех, кому посчастливилось заиметь и сохранить отменное здоровье.
В конце концов, только при таком подходе слабые и не совсем здоровые дети имеют шанс выправиться, вырасти и сравняться со своими более удачливыми в физическом развитии сверстниками.
Единственное, на мой взгляд, что для этого нужно – принять определенные оргмеры и разрешить школам самостоятельно регулировать этот вопрос в зависимости от здоровья всех своих учеников. Даже денег дополнительных не потребуется – было бы желание!
Кстати, для физически сильных и здоровых детей такой подход тоже будет только на пользу. Ведь тогда на уроках физкультуры они смогут соревноваться с равными себе, а не только хвалиться своими успехами перед «задохликами»...