Насмешки, издевательства, оскорбления, а то и прямые нападения на учителей с кулаками, холодным и огнестрельным оружием уже давно превратились в проблему национального масштаба.
Сводки с места боевых действий
Вот свежая информация: в одном из лицеев Ленинградской области два семиклассника нарисовали карикатуры на своих учителей и разместили эти мемы в социальных сетях.
Может, самим ребятам их рисунки и казались дружескими шаржами, но учительницы решили по-другому. Они обиделись, причём настолько, что пожаловались… в прокуратуру. А одного из юных художников и его маму вызвали на школьный педсовет, где мальчику доходчиво объяснили, как плохо он поступил. И он вроде как это осознал, потому что извинился.
Не буду пересказывать всю историю в подробностях. Разобраться в том, кто виноват, а кто прав, не так просто. Конечно, любой педагог вам скажет, что если учителя, увидев детскую карикатуру на себя в соцсетях, обратились в прокуратуру, то они тем самым расписались в своей профессиональной непригодности. Но педагог с опытом, в том числе с печальным опытом травли со стороны учеников, скажет, что, видимо, дети довели учительниц до отчаянного состояния. И кто из этих двух педагогов ближе к истине, понять тоже непросто.
Тем более в тот же самый день пришло сообщение из Москвы, где 16-летний ученик, состоящий на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних, явился в школу с канцелярским ножом (с таким, которым в 2001 году террористы убили пилотов, а потом направили самолёты на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке). Сначала подросток угрожал ножом учителям, а потом грозился покончить с собой. В конце концов, полицейским удалось его обезвредить и передать врачам.
Обе истории завершились более или менее благополучно – во всяком случае, все остались живы-здоровы. Но так, увы, бывает не всегда…
Стреляют, режут, тихо травят…
Сообщения об угрозах учителям и даже о нападениях на них приходят с пугающей регулярностью. Вот лишь самая краткая сводка боёв за минувший учебный год.
Источник фото:
В сентябре прошлого года в Ивантеевке (Московская область) 15-летний ученик явился в школу с топором для разделки мяса и с травматическим пистолетом. С криком и угрозами убить свою учительницу он два раза выстрелил в потолок, а затем изо всех сил её ударил и стал взрывать принесённые с собой петарды.
В ноябре прошлого года 18-летний студент одного из московских колледжей ударил несколько раз ножом своего преподавателя по ОБЖ, отчего тот скончался. Студент сделал селфи на месте убийства и убежал, после чего успел выложить снимки в соцсеть, прежде чем его задержала полиция.
В январе нынешнего года в одной из школ Перми ученик 10 класса и его несовершеннолетний приятель заявились на урок в 4 класс, где нанесли ножевые ранения учительнице и 9 ученикам.
В том же месяце в Улан-Удэ (столица Бурятии) девятиклассник ворвался в класс с топором и бутылкой с «коктейлем Молотова». Набросился на учительницу и пытавшихся её защитить учеников, а затем поджёг помещение класса.
Уверен, про недавнюю, октябрьскую трагедию в Керчи, когда студент четвёртого курса политехнического колледжа убил 5 преподавателей и 15 учащихся, все хорошо помнят. Меньше известно о том, что вслед за этим событием сотрудники ФСБ предотвратили ещё ряд нападений на средние учебные заведения страны…
Все эти ранения, убийства, поджоги – громкие, резонансные дела. А вот про то, как ученики травят своих учителей, СМИ почти не рассказывают. Но это вовсе не означает, будто такого явления нет или оно встречается крайне редко.
Исследование, которое недавно провела в 72 регионах России проектно-учебная лаборатория образовательной журналистики НИУ Высшей школы экономики, показало: с травлей в той или иной степени сталкиваются 70 процентов учителей, причём от 2 до 5 процентов сталкиваются с ней часто. 28 процентов учителей жалуются на оскорбительные комментарии интимного характера, около 43 процентов – на буллинг в социальных сетях. По данным исследователей, чаще всего травят своих педагогов ученики 6-9 классов.
И ещё один факт: примерно треть учителей делятся наболевшим с коллегами, с семьёй, 23 процента никому не рассказывают о том, какому давлению они подвергаются, и лишь 13 процентов обращались за помощью к психологам.
Источник фото:
Учительница, бедная моя!..
Говорят, до революции учителя, в том числе молоденькие «учительши», а ещё врачи, могли безбоязненно появляться в самых криминогенных районах больших городов, даже ночью. Самые отъявленные бандиты знали: нельзя поднимать руку на тех, кто тебя учит и лечит.
Так что же случилось с нашими детьми? Отчего они теперь такие жестокие?
Мне кажется, есть 5 причин, которые во многом объясняют, почему сегодня российские учителя превращаются для учеников в живую мишень.
Первое – низкие зарплаты. В официальных отчётах, которые идут наверх, учителя имеют доход наравне чуть ли не с топ-менеджерами нефтяных компаний, а судя по кино, живут в квартирах, как у министров. В реальности всё по-другому. В провинции учительница может получать 20, 15 и даже 10-12 тысяч рублей. В Москве за ставку (18 часов в неделю, что при советской власти считалось нормой) платят в среднем 30 тысяч.
То же исследование, проведённое НИУ ВШЭ, чётко показало: над малообеспеченными учителями издеваются вдвое чаще, чем над теми, кто имеет хотя бы более или менее приличный достаток. Социологи признаются, что участники опроса нередко отмечали в анкетах пункты: «иногда не хватает на еду», «хватает на еду, но не хватает на одежду». Для детишек сегодняшнего потребительского общества это однозначные сигналы: бедный – значит, неудачник, лузер, отстой. Над таким и посмеяться не грех.
Второе – неоправданно высокая учительская нагрузка. Когда школьный преподаватель работает на полторы, а то и на две ставки и при этом на нём висят ещё другие обязанности, в том числе вал отчётности, он через год-другой-третий выгорает. Появляется усталость в лице, меркнет взгляд, в отношении к детям проявляется равнодушие, а то и раздражение. Короче, педагог превращается в загнанную лошадь. А «загнанных лошадей пристреливают, не правда ли»?
Третье – замалчивание проблемы. Учителя стесняются говорить о травле и угрозах публично, а школьные директора боятся выносить сор из избы, поскольку от этого пострадает репутация школы, да к тому же зачастят проверяющие. Ученики об этом знают, а если не знают – чувствуют. Так в детях возникает ощущение безнаказанности.
Четвёртое – вирус агрессивности, который присущ многим детям. Не случайно диктаторские преступные режимы часто вербовали юнцов, чтобы они выполняли самую грязную преступную работу. Многим подросткам очень хочется быть сильными, сильнее взрослых, а такие понятия, как доброта, великодушие, толерантность им ещё незнакомы и кажутся слабостью.
Пятое: детская агрессивность – отражение нашего взрослого мира. В этом мире живут наши нескончаемые сериалы про преступников и полицейских, где всегда побеждает сила: сила кулака и калашникова. В этом мире правит наша манера общаться с теми, кто хотя бы на полступеньки ниже тебя на социальной лестнице, через губу, хамовато-пренебрежительно. В этом мире всегда есть готовность взорваться и показать, кто здесь хозяин: наорать, обматерить, ударить… Таково лишь начало списка, который бесконечен.
…Насмешки, издевательства, оскорбления, а то и прямые нападения на учителей с кулаками, холодным и огнестрельным оружием уже давно превратились в проблему национального масштаба. Ещё в 2014 году в Государственной думе обсуждали законопроект о защите учителей. А потом всё обсуждениями и закончилось. Но разве государство не обязано защищать своих работников?..
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!
Учителем работать просто страшно. И как они выживают в этом аду?
Смотря какие учителя. Вспоминаю своих. Над хорошими учителями никто не издевался. Издевались всегда над довольно противными и малокомпетентными. Иногда , конечно, не очень заслужено. Но в целом. Над хорошими учителями никто не смеялся, над ними не издевались и никто их не третировал.
Как вы определили статус хорошего учителя? Законы для всех едины
В Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ ФЗ необходимо внести изменения, позволяющие понять руководителям сообществ в соц. сетях, что есть вредная для психического и физического здоровья детей информация. Необходимо создать условия благоприятному информационному интернет климату для общения и развития детей, посредством приведения Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ ФЗ в соответствие перечнем вредной информации, запрещенной для распространения среди детей Федеральным законом от 29.12.2010 N 436-ФЗ ФЗ (статья 5). Руководители интернет сообществ должны понимать, что от публикуемого ими контента зависит психическое и физическое здоровье детей, и что публикации их сообществ не должны содержать информации, причиняющей вред детям. Неслучайно сам Президент отметил, что бойня в Керчи произошла в первую очередь из-ФЗ за того, что в сети гуляет очень много деструктивного контента. Федеральный закон 27.07.2006 N 149-ФЗ ФЗ необходимо дополнить формулировками, благодаря которым руководители сообществ поймут о публикации следующей недопустимой для информационного пространства информацией: -ФЗ порнография (не зависимо с детьми или без детей); -ФЗ нецензурная брань; -ФЗ пропаганда ненависти, жестокости, насилия; -ФЗ информация отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи; -ФЗ пропаганда бездетного образа жизни, и ненависти и отвращения к детям (данный пункт необходимо дополнить и в Федеральном законе от 29.12.2010 N 436-ФЗ ФЗ). Внесение изменений в Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ ФЗ поможет руководителям сообществ понять рамки нормального здорового контента, не причиняющего вред здоровью детей. За нарушений требований законодательства должны быть предусмотрены ответственность и порядок работы по таким нарушениям, от штрафов и удаления информации, до блокировки.
Полностью согласна с Вашим мнением, Андрей. Вопрос , что мешает принять эти законы ?Ответ содержится в одной мудрой книге:"Весь мир лежит во власти Злого" (1 Иоанна 5:19). Злой - это Сатана, который развивает в людях дух , сильно влияющий на их мышление и дела.это дух эгоизма и гордости. Он проникает везде , как воздух, которым дышат люди.Дух Сатаны подстрекает людей поступать все более эгоистично и жестоко. Ни человек, ни правительства, ни народы не в состоянии справиться с этой могущественной личностью. Это под силу только Создателю, который обещает в скором времени уничтожить самого Сатану и его систему:"... Они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань (войну) в оный великий день Бога Вседержителя" (Откровение 16:14).
А где же пункт - влияние отношения взросльх (родителей) к учителям? Если мама кричит: "Я ту Валентину Петровну уничтожу за то, что у моего Васиньки 2!", то Васинька идет и исполняет посьл "любящей" маман((