В первой статье на эту тему я уже писала, как помочь ребенку выбрать удобную и уверенную позу, использовать жесты и голос. ( «Поза и жесты. Учим ребенка отвечать у доски. Часть 1» )
Но все это – только начальный этап. Настоящую уверенность любому человеку, независимо от возраста, придает осознание, что он точно знает, что сказать. Поэтому нужно нарабатывать выражения, формировать и запоминать подходящие словесные конструкции, учиться выстраивать сложные, логически правильные предложения.
1. Упражнение «Расскажи о предмете»
Ребенок встает, занимает позицию перед воображаемой «аудиторией». Вы должны придумать для него некое слово – одушевленный предмет или нет, неважно. Это может быть «стол», «собака», «дерево», «картофель». И ребенок должен рассказать все, что знает об этом слове – желательно, длинными, сложными предложениями. Начиная, конечно, с коротких. Например: «Собака — это животное, у него четыре ноги. Оно лает и бегает. Собаки бывают черные, белые, пятнистые. У нас есть собака, ее зовут Джули, я с ней играю и хожу гулять…» И так далее. Когда описание предмета уже будет полным, подскажите, что можно рассказывать истории, в которых это понятие фигурирует. Внимательно слушайте и поправляйте ребенка, когда он использует неправильные склонения или из-за грамматики нарушает логику в предложении. Просто изменяйте сказанное им так, чтобы это звучало правильно. Неважно, что ребенку еще предстоит изучать и склонения, и падежи. Главное, чтобы он запоминал правильные конструкции и как можно чаще произносил их. Именно в этом и заключается суть правильного развития речи. Если ребенку пока что слишком сложно рассказывать о загаданном предмете, попросите его описать свой вчерашний день или какую-то поездку.
2. Упражнение «Придумай историю»
Это упражнение на развитие фантазии. Потому дайте ребенку немного расслабиться – присядьте с ним на мягкие подушки на полу, подключите к игре других родственников. Начните рассказывать некую историю. С каждого участника – по одному предложению. Но в итоге должен получиться связный рассказ. «В одном лесу, под большим деревом, жил сердитый лохматый человечек…» Следите за тем, чтобы ребенок не «сачковал» и не продолжал историю слишком простыми предложениями. Попросите его побольше описывать предметы и существ, которых он вводит в повествование. При затруднениях предлагайте: «Огромный? Бескрайний? Пылающий?» Объясняйте, что означают эти слова. В итоге упражнение поможет и расширить словарный запас, и научит выстраивать предложения, и разовьет фантазию за счет большого количества описательных слов. В конце игры предложите ребенку самостоятельно повторить придуманную вами историю. А для этого – попросите снова встать «перед аудиторией», использовать жесты, интонацию и тембр голоса.
Источник фото:
shutterstock.com
3. Упражнение «Пишем стихотворение»
Одно из любимых упражнений у моих учеников. И их, и меня, честно говоря, каждый раз поражает магия слов, когда буквально «из ничего» в конце игры получается интереснейшее стихотворение. Конечно, лучше всего, когда участвуют сразу несколько детей. А если вы занимаетесь с ребенком вдвоем – просто придумывайте по очереди. Итак, берем листок или доску. В конце страницы через большие отступы пишем четыре слова: два загадаете вы, два – ваш ученик.
Вот так, например:
весна
зеленый
поет
прекрасный
Затем ребенок должен придумать рифму к каждому из этих слов. Не пугайтесь, это вовсе не так сложно, как кажется. Пусть не стесняется и произносит все, что придет в голову – именно так, кстати, придумывали рифмы многие известные поэты. В особенно сложных ситуация можно и подсказать. Пишем рифму прямо под словом. В итоге, получится вот так:
весна
красна
зеленый
опаленный
поет
идет
прекрасный
ненастный
Теперь – придумываем фразу, которая оканчивается на нужное нам слово «весна». Это будет первая строка нашего стихотворения. Затем придумаем вторую строку с концовкой «красна». Важно, чтобы каждое новое предложение хотя бы приблизительно подходило по смыслу, и в итоге рождалась некая поэтическая история. Попробуем:
К нам во двор пришла весна
Солнечна, улыбчива, красна
И клен у окон вновь зеленый
А осенью был словно опаленный
На ветке стриж с утра поет
А мишка по лесу идет
На небе вид всегда прекрасный
Хоть из-за дождика ненастный
Именно это стихотворение я «собирала» одна, поэтому слова вспомнились достаточно сложные. Хотя и во время занятий с детьми – придумываются стихи ничуть не хуже. В конце упражнения попросите ребенка прочитать то, что получилось – конечно, с использованием жестов и интонации.
Главное - не забывайте, что ваши занятия просто игра, которую вы должны устроить весело и увлекательно, но с большой пользой для ребенка. Так что, не давите на детей. Сделайте так, чтобы вы все вместе получили удовольствие.
В следующий раз будем учиться спорить, отстаивать свою точку зрения и развивать уверенность в себе - нестандартными способами.
Продолжение читайте в материале «Искусство спора. Учим ребенка отвечать у доски. Часть 3.»
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!
Почему ответам у доски уделяется столько внимания? Ребенок находится в привычном месте, в окружении одноклассников, которых он знает и с которыми общается на равных. лучше бы написали о том, как ребенку справиться с бяознью публичных выступлений. Это схожая тема, но намного шире.
Научить ребенка отвечать у доски - это прямая обязанность учителя. И не надо перекладывать это на плечи родителей. У них и так забот невпроворот.
Очень правильные советы для родителей.Много детей не могут проявить свои способности из-за закомплексованности. боятся насмешек не очень умных одноклассников.
И все таки это история про публичные выступления, а не про ответы у доски. Конечно, это рабочие советы для новеньких в школе, но таких не много.
Чего докопались? Ответ у доски - и есть форма публичного выступления! И да, на плечи родителей вообще ничего перекладывать не надо - отдать ребенка в школу и забыть как страшный сон! Потом встретить и передать его в армию или замуж.