Грозный родом из детства.
Этот русский царь внушал страх и ужас современникам, отвращение потомкам. Хотя именно он первым венчался царем, расширил вдвое пределы державы, собирал земские соборы и написал новый Судебник. Но именно для него не нашлось места на памятнике «Тысячелетие Руси». Не хотел царь-освободитель Александр Второй и его либеральные сподвижники ассоциировать Россию с садистом и психопатом, пусть облеченным властью и с государственными заслугами.
Тайна царя с задатками великого правителя, ставшего психопатом и угробившим собственного сына, это тайна его детских лет.
Поздний наследник
Иван Васильевич 1У, Иоанн Грозный вовсе не появился бы на свет, если бы первая жена его отца Василия Третьего Соломонида Сабурова не оказалась бесплодной. Двадцать лет брака и никаких детей, а Василий Третий не только мечтал о потомстве и, как пишут летописцы, с грустью озирал гнезда, где резвились птенцы, ему еще о державе было надо думать. Нужен был наследник для Руси, только что выбравшейся из пут татарского ига.
Великий князь положил глаз на молоденькую Елену Глинскую, из знатной семьи литовских перебежчиков из Польши в Московию.
Бесплодную Соломониду насильно постригли в монахини, так в те православные времена оформляли развод. Великий князь женился на восемнадцатилетней Елене. Говорили, монахиня-княгиня прокляла мужа и его потомство.
Первенца пришлось ждать еще четыре года. Мальчика нарекли Иоанном, в честь святого Иоанна Предтечи. Счастливому отцу шел пятьдесят второй год, не молодой, даже по нынешним временам. Он умер через четыре года, успев родить еще одного сына и назначить перед смертью опекунский совет.
В водовороте дворцовых интриг
Маленький Иван взошел на престол в четырехлетнем возрасте. На плечи мальчика возложили непосильную ношу, хотя еще и не надели шапку Мономаха.
Борьба за власть началась в Кремле немедленно. Опекунский совет против братьев почившего великого князя Василия Ш. Елена Глинская со своим любимцем Телепневым Оболенский против Опекунского совета. Казни, темницы, опалы. Маленький мальчик не мог не видеть, как отправляют по тюрьмам дядей и дедушек, как меняются обитатели Кремлевского каменного дворца, отстроенного отцом.
Делами заправлял фаворит матери - князь Телепнев Оболенский. Бояре, сжав зубы, угождают могущественному фавориту и чужеземке, которая и русским платьем пренебрегает. Но эти двое хотя бы ласковы с мальчишками, Иваном и его братом Юрием, который, судя по всему, страдал аутизмом (князь Курбский писал: «безумен, без памяти, бессловесен), только тогда не знали такого диагноза. С маленькими княжатами нянчится родная сестра фаворита матери Агриппина Челяднина, назначенная в мамки еще его умирающим отцом.
Через пять лет после смерти Василия «юная летами и цветущая здравием» Елена Глинская, мать восьмилетнего Ивана умирает. Опять говорили про проклятие Соломониды, но многие подозревали яд. Уже в ХХ веке исследователи найдут в останках Глинской невиданное содержание ртути. Но в те времена ртуть входила в состав лекарств и косметики. Так что истинная причина смерти матери Ивана остается тайной.
На похоронах мальчик уже круглый сирота жмется к Челядниной и Телепневу Оболенскому – двум людям, которые ассоциируются у него с матерью и отцом. Через неделю рыдающего Ивана буквально вырвут из объятий мамушки Челядниной, уведут в темницу фаворита матери, именно его она прочила в опекуны Ивану. Мамку постригут в монахини, ее брата уморят голодом в подземелье.
На глазах восьмилетнего мальчика в княжеские палаты вернутся совсем недавно опальные Шуйские, Вельские, Милославские. И закружится карусель невиданного воровства и невиданного двоемыслия.
Маленький садист
Маленького князя обряжают, как торжественную куклу в парчу и золотые бармы, выводят в палаты на посольские приемы и прочие торжества. Его окружают почетом и раболепием. Ребенок-государь важно сидит на троне, принимает иноземных послов и боярские челобитья. Ему кланяются до земли, целуют руку. Князья и бояре величают себя его холопами.
Но после окончание торжеств, мальчика водворяют обратно во внутренние покои, к брату Юрию и мир меняется кардинально. Через двадцать пять лет в письме Курбскому Иоанн, уже Грозный напишет: «Нас с братом Юрием начали воспитывать как иностранцев или как нищих. Какой нужды не натерпелись мы в одежде и в пище: ни в чем нам воли не было, ни в чем не поступали с нами так, как следует поступать с детьми. Одно припомню: бывало, мы играем, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, локтем опершись о постель нашего отца, ногу на нее положив». Тот самый враг его матери Шуйский унижает не только мальчика, он пытается унизить его отца. А детская память – долгая. Они не только унижают, они воруют. И это тоже врежется в детскую память. И он опять напишет врагу-другу Курбскому горестные строки: «По смерти матери нашей Елены, остались мы с братом Юрием круглыми сиротами; подданные наши хотение свое улучили, нашли царство без правителя; об нас, государях своих, заботиться не стали, начали хлопотать только о приобретении богатства и славы, начали враждовать друг с другом. И сколько зла они наделали! Сколько бояр и воевод, доброхотов отца нашего умертвили! Дворы, села и имения дядей наших взяли себе и водворились в них... Что сказать о казне родителей? Все расхитили лукавым умыслом...»
Воруют, унижают, но самое страшное, заодно потакают детским прихотям и шалостям. Зачастую очень жестоким. Лет в 12 подросток пристрастился к жестоким экспериментам - начал бросать с высоты кремлевских башен собак и кошек. Потом травить диких животных свирепыми псами. Потом охотиться на людей.
Князь Курбский безжалостно описывает отрочество и юность своего бывшего государя: «Воспитывали его великие, гордые бояре на свою и своих детей беду; они соперничали друг с другом, лаская всякой его страсти, угождая ему во всяком наслаждении. Когда же он стал приходить в возраст, лет около двенадцати, то прежде всего начал проливать кровь бессловесных животных, бросая их с крыльца на пагубу. На пятнадцатом же году стал он и над людьми тешиться. Собравши около себя молодых юношей и сродников названных бояр, скакал он с ними на конях по улицам и рынкам, бил и грабил простых людей…»
Просвещенный психопат
Маловероятно, что детство Ивана Грозного было настолько беспросветным. Может и забывали покормить, занятые внутридворцовыми распрями вельможи, но вряд ли морили голодом. Может, и одевали не так роскошно, как на приемах в Грановитой палате, но не обряжали в нищенские лохмотья.
Его, как минимум, хорошо учили. Из Ивана вырос один из образованнейших государей своего времени. Феноменальная память, богословская эрудиция, наизусть цитировал при случае Библию или Святых отцов. Любил писать. Академик Лихачев признает его лучшим русским публицистом эпохи. До наших дней дошли музыка и текст службы праздника Владимирской Богоматери, канона Архангелу Михаилу, автором которых считают царя Иоанна, прозванного Грозным.
Но формирование юной личности определили не учителя или молитвы, а заговоры, интриги, лесть и унижения. Он стал подозрительным, пугливым, мстительным, жестоким и коварным.
В историю талантливый царь вошел как садист, психопат и кровопийца, как полоумный тиран, невзирая на все его таланты и государственные свершения. Таким он вырос из детства.
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!
Ничто не ново под луной...Как боролись за власть при Иване Грозном, так и теперь борются! Да и методы почти те же остались!
Ну что ж, как растили ребенка, такого царя и получили! Было бы даже странно, если бы вырос мудрый и добрый в таких условиях!