Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Образование

Сколько баллов нужно для оценки знаний

Автор
Марианна Баконина
Марианна Баконина
Кандидат политических наук, тележурналист
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
8 сентября 18 в 11:30
Сколько баллов нужно для оценки знаний

В России заговорили о переходе на 12-балльную шкалу школьных оценок. Как будто только нехватка вариантов отметок не позволяет учить хорошо?

Системы школьных оценок в мире и впрямь разные. Можно ставить буквы с плюсиками и минусиками, как в США или Афганистане. Можно считать единицу высшим баллом, а шестерку – неудом, как в Германии. А можно, как в Исландии, ввести десятибалльную шкалу, но меньше пятерки никому и никогда не ставить, знать про себя, что пятерка – эквивалент единицы, но выводить пять ради сохранения душевного равновесия учащихся. Можно как угодно, только как это изменит качество знания выпускников российских школ, зачастую удручающее?

Планы Рособрнадзора

Рособрнадзор в канун нового учебного года задумался о переходе на 12-балльную систему оценки знаний школьников, чтобы точнее и качественнее измерять уровень подготовки того или иного ученика.

Разнообразные прогрессисты от образования идею в целом поддержали, мол, отметки от пятерки до единицы – позавчерашний день, надо внедрить что-нибудь новенькое, неизведанное.

Консерваторы рассуждают о том, что отказываться от привычных отметок – дело бесполезное, а хороший учитель и сам знает, как можно поощрить выдающегося ученика за выдающуюся работу, не выходя за рамки привычной пятибалльной системы координат.

Откуда берутся участники всевозможных опросов и конкурсов, например, красоты, всерьез рассуждающие о дуэли Пушкина с Лермонтовым, о том, что Луна – планета Солнечной системы, а в список стран с названием из двух частей уверенно включают Нью-Йорк?

Скептики настаивают на том, что все надо хорошенько обсудить, а заодно переобучить учителей и родителей, чтобы не вышло, как на Украине, где на 12 баллов перешли, но даже учителя не могут толком объяснить, почему кому-то 12, а кому-то 10, что вообще-то тоже пятерка.

Три пишем, два в уме

Единая система школьных оценок в России, точнее в СССР, была внедрена в 1944 году Постановлением Совета народных комиссаров, а критерии выставления того или иного балла установлены в Приказе Народного комиссара просвещения. И вот как трактовал каждую оценку образовательный циркуляр Страны Советов:

Балл 5

Ставится в случае, когда учащийся исчерпывающе знает весь программный материал, отлично понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) дает правильные, сознательные и уверенные ответы. В различных практических заданиях умеет самостоятельно пользоваться полученными знаниями. В устных ответах и письменных работах пользуется литературно правильным языком и не допускает ошибок.

Балл 4

Ставится в случае, когда учащийся знает весь требуемый программой материал, хорошо понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) отвечает без затруднений. Умеет применять полученные знания в практических заданиях. В устных ответах пользуется литературным языком и не делает грубых ошибок. В письменных работах допускает только незначительные ошибки.

Сколько баллов нужно для оценки знаний

Источник фото:  shutterstock.com

Балл 3

Ставится в случае, когда учащийся обнаруживает знание основного программного учебного материала. При применении знаний на практике испытывает некоторые затруднения и преодолевает их с небольшой помощью учителя. В устных ответах допускает ошибки при изложении материала и в построении речи. В письменных работах делает ошибки.

Балл 2

Ставится в случае, когда ученик обнаруживает незнание большой части программного материала, отвечает, как правило, лишь при помощи наводящих вопросов учителя, неуверенно. В письменных работах допускает частые и грубые ошибки.

Балл 1

Ставится в случае, когда учащийся обнаруживает полное незнание проходимого учебного материала.

Все изложено четко и последовательно. Сейчас эти критерии существенно изменились, но об этом чуть позже.

Сначала простое: кто и когда в последний раз видел двойку или единицу в итоговом табеле или, тем более, в аттестате о среднем образовании? Судя по бумагам, у нас нет учащихся, которые «обнаруживают полное незнание материала». И совершенно непонятно, откуда берутся участники всевозможных опросов и конкурсов, например, красоты, всерьез рассуждающие о дуэли Пушкина с Лермонтовым, о том, что Луна – планета Солнечной системы, а в список стран с названием из двух частей уверенно включают Нью-Йорк?

На самом деле их больше, но меньше

На самом деле оценок в пятибалльной шкале больше, чем пять. Учителя при выставлении текущих отметок активно используют плюсы и минусы. Особо эмоциональные педагоги могут влепить двойку с тремя минусами или кол с плюсом. Так что проблема вовсе не в недостаточно разнообразной шкале отметок, как верят или делают вид, что верят, в Рособрнадзоре. Проблема в том, что выставляя ту или иную оценку, далеко не всегда учителя руководствуются критериями, разработанными Наркомпросом в далеком 1944-м, или теми, что разработаны уже в Российской Федерации и выглядят куда более гуманно: 5 означает, что ученик овладел более чем 90% материала, 4 – более 70%, 3 – усвоил более половины пройденного, 2 – менее половины. Оценки 1 в этой системе координат нет, то есть как-то обозначить, что ученик вовсе ничего не знает, попросту невозможно. Это согласно действующей инструкции.

В реальной школе все совсем иначе. Двоек в четверти практически не ставят, в году – тоже. То есть цена у тройки разная. Есть твердая и уверенная, а есть та, что учителя называют «три пишем, два в уме».

По успеваемости учеников оценивают работу самого учителя. Преподаватели, выходит, ставят отметки сами себе. Так зачем им придираться к ученикам, если их же самих за двойки и будут наказывать?

Тройки и четверки – тоже весьма относительные. Есть троечники, знающие на хорошо, но хулиганистые, а есть четверки, поставленные за старательность и прилежание. У любой отметки 5 тоже очень разное качество. Так могут оценить и действительно выдающиеся знания, а могут поставить отличную отметку по иным резонам – знает-то ученик хорошо, но не факт, что на пять, зато… мама активно работает в родительском комитете, папа помог школе с ремонтом, знания у ученика по конкретному предмету на четверку, но по другим, говорят, он идет на золотую медаль.

Очень, даже слишком часто отметки выставляются не за реальные знания, а по совершенно посторонним причинам и резонам. Иногда просто ради повышения успеваемости. Ведь именно по успеваемости учеников оценивают работу самого учителя. Преподаватели, выходит, ставят отметки сами себе. Так зачем им придираться к ученикам, если их же самих за двойки и будут наказывать? В системе координат, построенной в современной российской школе, упущен очень важный момент: в учебном процессе участвуют две стороны, и балбеса, упорно не желающего учиться, не сможет обучить никакой ни Сухомлинский, ни Ушинский, ни Песталоцци.

А шкала отметок может быть любой. Можно буквы выставлять с плюсами и минусами, как в США и Афганистане, можно заменить пятерку на единицу. Можно перейти на 100-балльную или даже 1000-балльную систему. К качеству знаний и уровню образования это отношения не имеет.

Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть