Источник фото: lookstudio на Freepik
Школьники, у которых не развита мотивация к обучению, дети с недостаточно сформированными общими способностями, ученики с неразвитыми умениями и навыками учебы – все это признаки неуспевающих.
Школьный период достаточно непростой: умственная и физическая нагрузка, смена обстановки, изменение режима дня ребенка. Эти и многие другие обстоятельства влекут за собой большой риск возникновения актуальной проблемы современных детей – так называемой школьной неуспешности.
В чем разница между неуспеваемостью и дезадаптацией? К сожалению, эти понятия взаимосвязаны, без одного не будет и другого. Светлана Фролова, кандидат психологических наук, поможет родителям разобраться в причинах нарушения процесса приспособления ученика к условиям школьной среды и расскажет об основных индивидуальных программах коррекции.
Дезадаптация ребенка в школе: что это и как с ней справиться
Сталкивались ли вы с таким понятием, как «трудный ученик»? Чаще всего такой ярлык учителя вешают из-за неприспособленности ребенка к школьной жизни, которая негативно влияет на его успеваемость, отношения с окружающими, психику и физическое здоровье.
Обычно дезадаптация в школе происходит у первоклассников. Ребенок привык к детсадовскому или домашнему укладу жизни, но когда он попадает в школу, где действует жесткий распорядок дня, учителя требуют дисциплины и ставят оценки, будущий ученик теряется и переживает шок. Неуспех в обучении по программам, постоянные стрессы по отдельным предметам, взаимодействие с новыми педагогами – с такими последствиями сталкивается ученик, а также его родители, если ребенок заранее не был подготовлен к изменениям. Но проблемы можно решить, если вовремя распознать причину и принять меры.
Дезадаптация чаще всего возникает в переходные периоды: при поступлении в школу, переходе из начальной школы в среднюю, смене школы или учителя, на фоне проблем в семье и конфликтов с другими учениками. Рассмотрим причины, которые приводят к трудностям в обучении:
-
Школьный фактор: отсутствие индивидуального подхода к ребенку; неадекватность воспитательных мер; несправедливое, грубое отношение учителя; занижение оценок.
-
Семейный фактор: дисгармония и тяжелый эмоциональный климат в семье; трудовая незанятость или чрезмерная занятость родителей; алкоголизм одного или обоих родителей; хронические, в том числе психические заболевания членов семьи; отторжение ребенка родителями, его заброшенность, запущенность; гиперопека со стороны родителей, вседозволенность.
-
Средовой фактор: влияние среды сверстников, улицы; наличие искаженного образа лидера, кумира; притягательность острых ощущений и новых впечатлений.
-
Социальный фактор: приобретает особое значение в период социально-экономической и политической нестабильности общества.
-
Соматический фактор: наличие тяжелых соматических заболеваний.
-
Психический фактор: тяжелые психические заболевания; проявление патологических черт характера (возбудимость, дисгармоничность, неустойчивость, аутичность); патологическое протекание пубертатного кризиса; наличие невротических реакций и реактивных депрессий, неврозов; задержка психического развития, особенно в сочетании с педагогической запущенностью; резидуально-органические поражения ЦНС с искажением познавательных процессов, гипердинамическим синдромом.
-
Коррекционно-профилактический фактор: наличие или отсутствие коррекционной и (или) профилактической работы.
-
Фактор асинхронного развития когнитивных функций: несформированность (задержка развития) психических функций ребенка (например, мелкая моторика, зрительно-пространственная ориентировка, темп переработки и объем запоминания слуховой и зрительной информации, регуляторные трудности).
Каждый случай требует индивидуального решения. В любом случае проблему можно решить только совместными действиями психолога, учителя и родителей. Важно учесть все нюансы: тип нервной системы, школьные взаимоотношения и успеваемость, стиль воспитания и семейные ценности. Стоит проводить профилактику дезадаптации – это поможет ребенку избежать проблем.
Источник фото: zinkevych на Freepik
-
Обычно готовность к учебе формируется в 7–8 лет. Не стоит отдавать ребенка в школу раньше.
-
Подробно расскажите ребенку, что его ждет в школе, покажите на своем примере, что учиться – это здорово.
-
Личный родительский опыт поможет ребенку быстрее адаптироваться в новой для него среде.
-
Не забывайте в домашних условиях развивать память, внимание, логическое мышление, чтобы ребенок «с первой минуты» был готов включиться в учебный процесс.
-
При возникновении каких-либо трудностей не стесняйтесь обратиться к специалисту.
Профилактика школьной дезадаптации
Любовь и поддержка близких – это то, что нужно для эффективной адаптации. Без взрослых ребенок не справится. В помощи важно взаимодействие близких, учителей и специалистов.
1. Поддержка и психологическая помощь. Главная задача – взаимодействие семьи, школы и специалистов. Прежде всего ребенок нуждается в квалифицированной психологической поддержке. Специалист поможет прояснить и сформулировать причины дезадаптации, а затем совместно с семьей составить маршрут к решениям. Учителя также должны помочь школьнику адаптироваться: поддерживать доброжелательную атмосферу на уроках и относиться к проблемам ребенка с пониманием.
2. Хобби, спорт и увлечение. Постарайтесь найти для всей семьи общее увлечение, которое поможет ребенку абстрагироваться от школьных проблем и с удовольствием проводить время с близкими. Новый опыт поможет обрести уверенность в себе.
3. Помощь школы. Рассказывайте учителю о неприятностях своего ребенка. Профилактика дезадаптации в школе включает в себя создание компенсационных учебных классов и, при необходимости, использование психологических консультаций. Возможен и другой вариант – смена формата обучения или введение дополнительных занятий в режиме онлайн.
Сама школа – фактор, который способствует появлению дезадаптации. Учителя неразрывно связаны с процессом формирования положительных условий для адаптации ученика. Необходимо ориентироваться на создание комфорта, благоприятного эмоционального климата в классе. Однако, чтобы полностью избежать возникновения школьной дезадаптации, родители, педагоги и психологи должны помнить, что каждый из учеников требует подхода, который соответствует его индивидуальным особенностям.
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!
Мне кажется , что хороший школьник может вырасти только из подготовленного дошкольника. Иными словами , нужно ребенком заниматься с самого раннего возраста . Книжки читать , развивать.. тогда и потом проблем не будет
Тоже был период когда ребёнок совершенно не хотел учиться...оно и понятно, сейчас школьная программа просто бешеная и банально детям не хватает сил. Мы убрали множество кружков, стали больше времени проводить вместе. А ещё даю мишки эвалар мультивитамины. Они прекрасно поддерживают когнитивные функции. Сейчас уже никаких проблем нет.
Ребёнок мне признался что не хотел ходить в школу банально из-за того что не мог ничего запомнить... естественно меня это насторожило. Стали много врачей посещать, нашли дефицит йода, больше особо ничего. Сейчас курсами даю витамишки мульти, ситуация постепенно выравнивается. Как раз в составе йод, холин присутствуют. И успеваемость стала лучше, и в целом больше энергии и сил.