Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Полезные советы

Семейная политика во Франции

Автор
Виржини де Люка Барюсс
Виржини де Люка Барюсс
Директором института демографии Университета Париж 1 Пантеон -Сорбонна
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
18 октября 17 в 00:00
Семейная политика во Франции

Франция в области семейной политики давно уже стала эталоном для многих стран. Практика и статистика показывают, что независимо от того, какие изменения происходят в политике и экономике страны, это никак не влияет на демографическую ситуацию в стране. И даже экономические кризисы нового тысячелетия не заставили французов рожать меньше детей, чем раньше.

Социологические опросы показывают, что граждане не боятся заводить столько детей, сколько им хочется, поскольку уверены, что все затраты на воспитание и обучение детей будут компенсированы государством.

О том, на чем основан такой успех французской семейной политики, мы поговорили с директором института демографии Университета Париж 1 Пантеон-Сорбонна Виржини де Люка Барюсс.

Интервью с Виржини де Люка Барюсс

Семейная политика во Франции

Виржини, сейчас французская семейная политика считается одной из самых успешных в Европе. Так ли это на самом деле?

– Часто говорят, что семейная политика во Франции очень успешна и успешнее других стран. Да, на самом деле это правда, нашей системе не одно столетие, и у нас было время, чтобы эта система устоялась. Но у этого есть и оборотная сторона, потому что существует много семейных ассоциаций, которые следят за тем, чтобы она не менялась, чтобы то, что было создано и чего добились, то и сохранялось.

То есть сейчас это достаточно статичная история?

– Все привязаны к нормам, которые были выведены очень давно, и французы не готовы с ними расставаться. И это не всегда хорошо, поскольку все-таки мир меняется и иногда действительно необходимо, чтобы даже самые лучшие, зарекомендовавшие себя меры развивались. Были, например, попытки изменения семейных пособий, но это вызвало такие эмоции, что даже на уровне проекта этот вопрос так и не стали рассматривать.

Означает ли это, что изменения невозможны и вы достигли совершенства?

– Я могу лишь констатировать, что эта политика очень поддерживается населением. При этом она эффективна, так как достигает поставленных целей.

И все-таки, можно ли оценить эффективность реализуемой во Франции семейной политики? Есть ли явные результаты?

– Есть попытки оценки. Например, через сравнения. Проводился сравнительный анализ ситуации в Италии и во Франции. Он показали, что сейчас во Франции больше семей, которые переходят к рождению второго ребенка. И этот переход связан именно с гармонизацией профессиональной и семейной жизни.

Еще одна большая составляющая нашей семейной политики – это образование. В некоторых странах дети ходят в школу только утром. Работающим женщинам в таких странах сложнее гармонизировать свою профессиональную жизнь с семьей, чем французским женщинам, поскольку в наших школах дети находятся целый день под наблюдением учителей и профессиональных воспитателей. Это оказывает влияние на родителей, на их желание иметь вторых, третьих детей.

Семейная политика – это всегда комплекс мер. С одной стороны, это система семейных пособий, с другой – организация ухода за маленькими детьми. Но я считаю, что эффект, который дают эти меры, не такой значительный, какой нам хотелось бы видеть с точки зрения демографии.

Для России характерна не очень высокая вариативность мер по уходу за маленькими детьми. Это государственный детский сад или частный детский сад. Государственного института лицензированных нянь в нашей стране пока не существует. Насколько я знаю, во Франции другая ситуация: у молодых родителей есть возможность выбрать, как именно организовать уход за своим ребенком.

– Да, это так. У французских женщин есть достаточно широкий выбор, как именно они хотели бы организовать уход за своим ребенком, чтобы это не мешало продолжению их профессионального развития. Есть ясли, которые курируются разными общественными организациями. Есть детские сады, в которых применяются индивидуальные сертифицированные государством программы. Есть социальные работники, которые могут брать на себя уход за двумя, максимум тремя детьми. Есть сертифицированные няни и кормилицы. В конце концов, французские женщины, как и русские, могут обращаться за помощью к бабушкам и дедушкам.

Однако из всего этого разнообразия привлечение социального работника – это наиболее распространенный способ организации ухода за маленькими детьми. Ясли стоят очень дорого, поэтому люди предпочитают выбирать форму присмотра за ребенком бабушками, дедушками или няней, которая может наблюдать за тремя детьми сразу и которая имеет специальный сертификат.

Считается, что дети должны воспитываться в коллективе, и иногда семьи организуют ассоциацию семей, а мэрия предоставляет место для организации такого рода занятий. Родители по очереди присматривают за детьми. Такая форма организации дошкольного воспитания детей существует достаточно давно во Франции.

Но есть и еще один тезис, который серьезно обсуждается и много раз менял свое название. Это так называемое «родительское пособие на образование». Оно позволяет женщине оставить работу максимум на три года и самостоятельно заниматься воспитанием своего ребенка. Это оплачиваемый отпуск, женщины получают ежемесячное пособие, достаточно ощутимое. Рассчитано оно, прежде всего, на женщин с низким доходом. Однако для тех, кто принадлежит к среднему классу, это не очень интересно.

Это явление сейчас очень серьезно исследуется и подвергается анализу с точки зрения гендерного аспекта распределения ролей в семье. Многие ученые склоняются к той точке зрения, что такое пособие на практике усиливает социальное и гендерное неравенство в обществе. Отсюда возникает вопрос: нужно ли вообще разделять отпуск, связанный с рождением ребенка, между отцом и матерью.

В нашей стране такой вопрос остро пока не стоит.

– Для нас это актуально еще и с той точки зрения, что во Франции разрешены однополые браки, и статистика теперь ведется по трем категориям: браки и семьи, где партнеры имеют разный пол, браки между партнерами женского пола и браки между партнерами мужского пола. Для каждой из этих категорий одни и те же меры семейной политики иногда работают совершенно по-разному.

Согласно отчетам Организации экономического сотрудничества и развития, одним из ключевых факторов при принятии решения о рождении детей является оценка затрат на их рождение и воспитание. Какие меры во Франции позволяют сократить эти затраты?

– Конечно, в первую очередь семейные пособия позволяют уменьшить затраты на ребенка. Их размер меняется в зависимости от числа детей в семье. Пособия выплачиваются, уже начиная с первого ребенка, увеличиваются при рождении второго и значительным образом увеличиваются при рождении третьего.

Существуют также специфические пособия, одномоментные, которые даются в начале школьного учебного года. Пособия, которые, например, связаны с затратами на питание в школах, с затратами на обучение в школе и также с так называемым семейным коэффициентом – подсчетом налогов. И число детей, состав семьи принимаются во внимание при расчете.

Если семьям со средним достатком не очень интересны пособия, материальная поддержка, то какие есть способы нематериального стимулирования рождаемости?

– В данном случае речь идет о специфическом научном дискурсе, о том, какая существует форма зависимости количества детей от доходов семьи. Большие семьи – это семьи, которые в обществе как бы образуют Y-образную форму. Многодетные семьи находятся как раз на крайних точках этой буквы: больше всех рожают самые богатые и самые бедные семьи. Как это ни парадоксально.

И на это нельзя повлиять? Как заставить средний класс рожать?

– Такие наблюдения появились давно, еще в XIX веке. Именно тогда началось снижение рождаемости и появилась сильная поляризация в обществе. Именно тогда появилось наблюдение, что рожают чаще всего бедные семьи, где сохраняется старая форма семейной жизни, и богатые семьи, которые стараются дистанцироваться от принятых в обществе моделей поведения.

Если говорить еще точнее, то распределение многодетности имеет форму колокола. То есть Y – это перевернутый колокол, где основной тип семьи – посередине, а многодетные богатые и бедные семьи – на двух «хвостах». Их количество на самом деле не очень большое. Но чем беднее то или иное сообщество – тем больше в нем многодетных семей. Богатые же выбирают образ жизни с большим количеством детей, потому что это не соответствует общепринятой модели. Бедные же семьи сохраняют старую модель формирования семьи, где семейные ценности и роль внутренней поддержки довольно большие. Плюс, конечно, стимулом является возможность получения пособий, которые незначительны для среднего класса, но для бедных семей играют большую роль.

Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть