Вход на сайт
Регистрация
или
CAPTCHA
Регистрация кабинета врача и/или психолога
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Здоровье

С молоком чужой матери – все о донорстве грудного молока

Автор
Юлия Воробьева
Юлия Воробьева
Журналист
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
1 июня 21 в 10:00
3
С молоком чужой матери – все о донорстве грудного молока

Источник фото: Baby фото создан(а) shurkin_son - ru.freepik.com

По историческим книгам и фильмам мы знаем, что у младенцев монарших особ, помимо многочисленных нянек, были еще и кормилицы, на чьем молоке они благополучно доросли до общего стола. Хотя в те времена докорм от другой матери был распространен и среди простолюдинов, если родная физически не могла выкормить малыша. В наше время эта традиция практически канула в Лету из-за доступности удобных быстрорастворимых смесей. Однако стараниями неравнодушных людей грудное молоко постепенно возвращает себе репутацию незаменимого продукта. В Америке и Европе абсолютно официально работают молочные банки, а в России вот уже несколько лет существует добровольческое движение «Молочная мама» ( www.milkmama.info, @milkdonor), которое поддерживает идею безвозмездного обмена донорским грудным молоком. О том, как работает этот удивительный проект, нам рассказала его основательница и бессменный координатор Ольга Родичева.  

Но нам регулярно поступают грозные письма от производителей смесей с обещаниями подать на нас в суд. Дело в том, что мы периодически публикуем сведения о нарушении кодекса ВОЗ с их стороны.

Расскажите, как вам пришла идея организовать обмен донорским молоком?

– Начнем с того, что мои старшие дети выросли на искусственном вскармливании. Мне казалось, что это обусловлено банальным отсутствием знаний и определенной поддержки. Будучи беременной третьим ребенком, я твердо для себя решила, что буду кормить грудью. К этому моменту я уже много лет отработала маркетологом в пищевой промышленности. Не буду сейчас говорить ничего плохого про смеси, но у меня уже не было иллюзий – я не хотела этим кормить своего малыша.

Только вот я еще ничего не знала о том, что у меня гипоплазия и что я физически не могу выкормить ребенка исключительно грудью. Я очень много читала, готовилась и делала все, как полагается, но молока катастрофически не хватало. Для меня это стало настоящим шоком.

Посмотрев на все мои мучения, наша доула сказала: «Если вы уж совсем не хотите кормить смесью, попробуйте поискать донорское молоко. Вряд ли, конечно, но вдруг вам повезет». Тогда я впервые услышала о концепции донорского молока. Я написала об этом в ЖЖ – в одном из сообществ мам. Вы не поверите, отклик был невероятный! На этом история и закончилась бы, но начали писать женщины из других городов. Буквально вчера тебе писала женщина из условного Саратова, которая может поделиться, а сегодня – другая женщина из Саратова, которой нужно это молоко. Не состыковать их было бы просто не по-человечески. С этого и начался неформальный молочный обмен в России.

У незнакомых людей никто ничего не берет. Вы знаете, мама-донор тоже не станет раздавать свое драгоценное молоко непонятно кому.

– Расскажите, как организован весь процесс?

– На сайте есть 2 кнопки: «Подарить молоко» и «Найти молоко». После нажатия человек заполняет форму заявки и отправляет ее. Ему сразу на почту приходит уведомление, что его заявка принята. Дежурный администратор заходит в базу, при необходимости что-то уточняет. Для получателей существует дополнительная процедура проверки.

– Какая?

– А этого я вам не скажу. (Улыбается) Наши люди очень изобретательны, а мы ищем молоко только для детей.

– А что, кому-то еще может потребоваться грудное молоко???

– Да, спортсмены употребляют для наращивания мышц, косметологи используют в различных процедурах. Ну и всякие фетишисты и недобросовестные люди, назовем их так.

– И что происходит после заполнения заявки?

– Мы смотрим, есть ли в нашей базе подходящие доноры. Если таковых нет, начинаем поиски в социальных сетях. Когда донор найден, мы их стыкуем. Сначала мы были дилетантами – даже открыто контакты публиковали. Но со временем это превратилось в большую защищенную базу внутри сайта. Сейчас у нас целая команда администраторов, которые помогают семьям найти друг друга.

– И это все происходит на волонтерских началах?

– Абсолютно. Мы принципиально существуем как добровольческое движение. Мы никак на этом не зарабатываем. Да, у нас на сайте есть кнопка «Помочь проекту», но эти деньги идут на хостинг, техподдержку, приобретение книг по ГВ и обучение волонтеров.

С молоком чужой матери – все о донорстве грудного молока

Даже если мама-донор попала в так называемое серонегативное окно, надо понимать, что ВИЧ не выдерживает температурного воздействия. Любой вид пастеризации гарантированно его разрушает.

– Получается, что у каждой принимающей семьи есть своя мама-донор...

– Нет, у каждой принимающей семьи по 10-20 мам-доноров. Если ребенок полностью на донорском молоке, то в сутки ему нужен литр молока. Выделить дополнительно литр молока при всем желании не сможет ни одна женщина. Поэтому это большой труд для обеих сторон.

– Но все-таки... как можно взять молоко у незнакомых людей?

– У незнакомых людей никто ничего не берет. (Улыбается.) Вы знаете, мама-донор тоже не станет раздавать свое драгоценное молоко непонятно кому. Сначала семьи знакомятся, показывают друг другу документы, принимающая сторона показывает, что у них действительно есть ребенок. Мама-донор предоставляет анализы. Вообще, обсуждение образа жизни и состояния здоровья – это нормальная часть молочного обмена. Если быть честными, то даже западные банки грудного молока не проверяют его на наличие неинфекционных загрязнений (алкоголь, табак и т. п.), так что в этом вопросе у непосредственного молочного обмена между родителями есть преимущество. 

Мы всегда рекомендуем принимающей стороне съездить в гости и посмотреть, как живет мама-донор, понять, совпадают ли их взгляды на чистоту и хранение молока. Родители могут обсудить подробно все нюансы образа жизни, диету, привычки, принимаемые лекарства – любые вопросы, которые кажутся важными для обеих сторон. В конце концов, можно посмотреть странички в социальных сетях – порой это довольно исчерпывающий источник информации об образе жизни. Если что-то не нравится, никто не заставляет брать это молоко.

Но некоторые потом начинают дружить семьями, даже присылают нам свои совместные фотографии.

– Что нужно знать будущей маме-донору?

– Конечно, мама-донор должна пристально следить за своим здоровьем и своевременно информировать принимающую сторону о каких-либо проблемах. Это значительно уменьшает вероятность загрязнения грудного молока болезнетворными микроорганизмами и лекарственными препаратами, способными проникнуть в молоко. Также много внимания мы уделяем вопросам безопасного сцеживания, хранения и транспортировки – на нашем сайте опубликованы очень подробные инструкции.

Если человек отдает молоко бесплатно, он не станет разводить его водой или молоком животного происхождения. А за деньги – запросто.

– Самый распространенный миф или предрассудок, с которым вам приходится работать?

– Люди, далекие от этой темы, представляют себе маму-донора какую-то грязную асоциальную женщину, больную СПИДом, курящую наркоманку, которая сцеживает молоко в грязную тару в каком-нибудь подвале. Почему люди не думают также о коровах, из чьего молока делают смесь?

Если реально посмотреть на процесс донорства: нужно сцеживаться, маркировать, хранить – все это люди делают бесплатно. Или мама замораживает запасы для своего ребенка, излишками которых может поделиться с другими. Она что, для своего ребенка будет делать все в грязной посуде?

Когда я жила в Москве, я много общалась с мамами-донорами лично, поэтому могу с уверенностью сказать, что эти женщины – наиболее социально ответственные, альтруистично настроенные члены нашего общества. Да, они из разных слоев населения, но в плане чистоты они прямо трясутся над этим донорским молоком.

С молоком чужой матери – все о донорстве грудного молока

– А все-таки насколько это безопасно?

– Результаты исследований позволяют утверждать, что при вскармливании смесью риски для здоровья ребенка существенно выше, чем при докорме донорским молоком. Но, конечно, очень важно соблюдать принципы безопасного обмена. Если вы получаете молоко из ненадежного источника, то пастеризация по Холдеру вам в помощь. Это эффективный способ уничтожить все известные вирусы и микроорганизмы в донорском молоке.

– И даже ВИЧ?

– И даже ВИЧ. Да, это еще один момент, который очень страшит многих. Даже если мама-донор попала в так называемое серонегативное окно, надо понимать, что ВИЧ не выдерживает температурного воздействия. Любой вид пастеризации гарантированно его разрушает.

Лично я не знаю ни одного прецедента, чтобы через донорское молоко ребенок чем-то заразился. А вот со смесью скандалов полно: то в нее что-то недоложили, то в нее что-то переложили. В позапрошлом году в Европе отзывали партию смесей в связи с тем, что в ней была обнаружена сальмонелла.

– А остается ли что-то полезное в молоке после пастеризации?

– Во-первых, в отличие от смеси, в молоке не появляется ничего лишнего, чего не должно быть. Во-вторых, даже после пастеризации в нем остается много полезных веществ. На нашем сайте есть большая переводная статья, в которой сравниваются пастеризованное грудное молоко и смесь. Важно не путать пастеризацию с кипячением. Кипятить его не надо, иначе там действительно почти ничего не останется.

– Я знаю, что у вас стоит запрет на продажу молока через сайт. Почему?

– Да, это категорически запрещено. Мы считаем, что это один из эффективных способов обеспечения безопасности.

– Каким образом?

– Во-первых, это помогает исключить момент корысти. Если человек отдает молоко бесплатно, он не станет разводить его водой или молоком животного происхождения. А за деньги – запросто.

Во-вторых, это позволяет предотвратить попытки репродуктивной эксплуатации женщин. За деньги кто-то определенно станет принуждать свою жену сцеживаться. Ну и, как бы жестко это ни звучало, так мы исключаем приход в донорство представителей социально неблагополучных слоев, которые могут вынужденно сцеживаться ради заработка. И все мы понимаем, что чем ниже социальный статус, тем выше вероятность различных заболеваний.

За малейшие попытки заработать на передаче молока мы без разговоров отправляем в бан. И это не обязательно денежные отношения. Вариант «привезите мне памперсов» тоже не пройдет. Нам очень важно поддерживать безопасность этого неформального молочного обмена.

С молоком чужой матери – все о донорстве грудного молока

К нам нередко обращаются семьи, которых за донорским молоком направил именно педиатр. 

– То есть у вас есть некий черный список?

– Да, и он существует для обеих сторон. На самом деле туда попадает буквально 2-3 человека в год – в основном это люди, которые не умеют уважительно общаться. Иногда одна сторона начинает относиться к другой, как к обслуживающему персоналу.

Мы не настаиваем, но в памятке указываем, что обеспечение мамы-донора пакетами для молока – это все-таки забота принимающей стороны. Если люди обещают привезти пакеты и не привозят, мы разбираемся, почему так произошло. Мы делаем все, чтобы поддерживать атмосферу уважительного, доброжелательного и равноправного общения. Иногда этого приходится добиваться достаточно строгими мерами.

– Как можно оценить масштаб вашей деятельности?

– Скажем так: мы вышли на объем более 5 тонн молока в год. Мы стараемся это мониторить – просим мам-доноров сообщать нам данные о том, сколько молока они передали.

– Не всякая смесь подойдет конкретному малышу. Приходится подбирать. С донорским молоком так же?

– Дело в том, что смесь не является полноценным биологическим питанием – это очень грубая имитация. Посмотрите на ее скромный состав – это все, что смогли в ней синтезировать, и это то, что экономически укладывается в смету.

А грудное молоко – это биологическая норма, которая предназначена для ребенка. В нем более 1000 компонентов – если посчитать все бактерии и олигосахариды. А вообще, состав грудного молока до сих пор не расшифровали. Вот геном человека расшифровали, а состав грудного молока – нет.

Принимающим семьям мы предлагаем делать то, что делают в банках молока: смешивать молоко от разных мам-доноров, чтобы усреднить его состав – у кого-то оно более жирное, у кого-то – менее.

Бывают редкие случаи, когда у ребенка непереносимость белка коровьего молока. Тогда нужны мамы-доноры, придерживающиеся соответствующей диеты, потому что белок коровьего молока может проникать в грудное молоко. Но это не значит, что не подходит молоко – противопоказан белок коровьего молока. Иногда нам удается найти и таких доноров.

Родители имеют право знать о рисках ИВ. Так появляется хоть какая-то возможность управлять ситуацией. Если мама будет знать, что ее ребенок в группе риска по ожирению, значит, она будет в 10 раз внимательнее смотреть в эту сторону. 

– Вы упомянули про молочные банки. Расскажите, что вы знаете про опыт других стран?

– В Европе, Америке и Канаде эта практика довольно распространена. В первую очередь донорское молоко отправляется ослабленным и недоношенным деткам, которые находятся в отделениях интенсивной терапии и реанимации. И только если есть излишки молока, они его продают. Да, оно дорогое, но его можно официально купить. И оно уже прошло пастеризацию и полностью готово к употреблению. Молоко может сдать любая здоровая женщина: проводится скрининг, заполняется анкета – и все. После этого к ней приезжает курьер, привозит тару, лед – они даже почтой его отправляют.

– А у нас есть нечто подобное?

– У нас три молочных банка на стадии пилотного проекта: в Челябинске, Уфе и Москве. Все они расположены при медицинских учреждениях и работают в закрытом режиме. Туда нельзя прийти и сдать свое молоко. Они берут молоко только у тех женщин, которые лежат у них в стационаре со своими детьми. И отдают только детям из этого же стационара, которым донорское молоко прописывается врачом.

– Почему никто этим не занимается?

– Все упирается в бюрократию и те же СанПиН – у нас нет нормативной базы, чтобы официально открывать такие банки.

Причем сами врачи уже довольно позитивно относятся к этой идее. Адекватных педиатров, разбирающихся в лактационной медицине, становится все больше. К нам нередко обращаются семьи, которых за донорским молоком направил именно педиатр. А вот чиновников от здравоохранения очень сложно сдвинуть с мертвой точки. Хотя их опасения я тоже понимаю. В добровольческом движении все построено на доверии. Чиновникам от этого страшно – им непременно нужно всех контролировать.

– Вам когда-нибудь угрожали?

– В целом нет. Докорм донорским молоком ведь не запрещен никаким законом. Но нам регулярно поступают грозные письма от производителей смесей с обещаниями подать на нас в суд. Дело в том, что мы периодически публикуем сведения о нарушении кодекса ВОЗ с их стороны.

И вот мы уже 7 лет ждем, когда же на нас подадут в суд, но они так ни разу этого не сделали. А так был бы прекрасный пиар для нашего проекта, мы с удовольствием позвали бы журналистов.

Еще у нас есть одна сложность: в своем Instagram мы публикуем фотографии женщин, кормящих грудью, за что периодически вылетаем в теневой бан. Хотя, согласно правилам социальной сети, такие фотографии разрешены. Но нас банит робот. Кстати сказать, американская техподдержка нам с этим периодически помогает, а русские как-то раз сказали: «Не хотите, чтобы вас банили за эти фотографии, не публикуйте их». Как говорится, без комментариев...

– Вы часто упоминаете, что после ИВ у ваших старших детей появились определенные проблемы. Можете ли вы об этом что-то рассказать?

– Они уже взрослые люди, поэтому с моей стороны было бы неэтично это обсуждать. Могу сказать, что часть этих проблем мы разгребаем до сих пор. И когда они еще были детьми, на мои вопросы врачи разводили руками и говорили: «Ну а что вы хотите от ребенка, который вырос на смеси?» Тогда для меня это было прямо удивительным аргументом. И вот с того момента я стала задумываться и искать информацию.

Если говорить в целом, то надо понимать, что ИВ – совсем не безопасно. Есть целый ряд серьезных заболеваний, риск развития которых возрастает именно при искусственном вскармливании. Это астма, ожирение, сахарный диабет, аллергия, заболевания дыхательных путей, кишечные инфекции, сердечно-сосудистые заболевания и даже рак.

Проблема в том, что это тщательно замалчивают. Например, ВОЗ требует, чтобы на каждой банке смеси были указаны риски ИВ. Вы хоть раз их видели?

– Нет...

– Я тоже. Никто из производителей об этом не пишет. И очень зря. Если уж родители вынуждены докармливать ребенка смесью, они имеют право знать об этих рисках. Так появляется хоть какая-то возможность управлять ситуацией. Если мама будет знать, что ее ребенок в группе риска по ожирению, значит, она будет в 10 раз внимательнее. Поэтому я убеждена, что информирование родителей могло бы очень помочь сохранить здоровье многих детей.

Фото из личного архива героини.

Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Комментарии3
Отслеживать комментарии

При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
Отправить
Ответ Максиму
Неавторизованный пользователь Авторизованный пользователь
Подпишитесь на «Аист на крыше»

Нравится то, что читаете? Подпишитесь на рассылку Подпишитесь!

Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть