Юлия Прокофьева – психолог горячей линии проекта «Аист на крыше». Ежедневно она помогает женщинам разобраться в таких сложных вопросах, как тяготы материнства, усталость от собственных детей, сложности замужества… Юля может говорить с обратившимися к ней за помощью на одном языке, потому что владеет информацией не только из пособий по психологии. Она понимает, о чем идет речь, на собственном примере, консультируя как специалист, как жена и, главное, как мама двух девочек.
Главное – живое общение
«Изначально я шла в эту профессию, а в частности, работать на горячей линии, потому что я – человек, настроенный на активную помощь другим людям. Эта деятельность всегда меня наполняла и вдохновляет до сих пор. С опытом, конечно, пришло смирение перед тем, что не всегда можно помочь. Иногда это невозможно и потому, что человек сам себе помогать не хочет. А без этого никак»,
По мнению Юлии, главное в работе горячей линии – это живое общение и живой интерес к обратившемуся.
«Главное, что ты можешь дать человеку за эти 40-50 минут разговора, – это РЕАЛЬНОЕ участие в его жизни, живой интерес и открытость. Каждый раз это новая встреча, за которой проживается какая-то новая жизнь. Переоценить значимость подобной работы лично для меня сложно… Я и как специалист, и как мама, которой не понаслышке знакомо такое понятие, как выгорание, расту вместе с каждым новым клиентом».
На линию звонят разные люди с разными проблемами. В основном, конечно, это женщины, для помощи которым и создан наш проект.
«Часто звонят с тем, что ребенок не слушается. Обычно речь идет о детях 3-5 лет. Причем в садике и с бабушками проблем нет, а вот маме приходится повторять по несколько раз одно и то же. В конечном итоге женщина срывается, кричит, потом чувствует за это вину и так далее по кругу. Люди спрашивают, что делать в этой ситуации? Тогда я, в свою очередь, прошу рассказать, где и как это происходит, что в этот момент творится с самой мамой, как именно звучат ее просьбы, обращенные к ребенку...»
Как признается психолог, мамы часто элементарно боятся проявить родительскую власть, а иногда и вовсе ее не ощущают. Диалог с ребенком превращается в упрашивание сделать что-либо, в то время как сам малыш перестает ощущать границы. А это важно. В доме у самой Юлии, например, границы между взрослыми и детьми расставлены очень четко.
А как это работает у вас?
«После еды дети должны покинуть кухню, чтобы дать возможность нам с мужем спокойно поесть. Поведение за столом очень важно. Не хочешь есть – не надо, я не заставляю, но тогда дальше будешь ходить голодной до следующего приема пищи. Именно поэтому проблемы, как накормить детей, у меня нет. Тут, конечно, речь идет о малышах после 4 лет. Но и накормить совсем маленького малоежку не так сложно, как кажется. Можно, например, это делать в игровой форме… Под сказку про птичек за окном. Почему нет?»
Так же просто и четко, как с едой, у Юли обстоят дела и с детским сном. С одной стороны, все работает как часы, с другой – все построено на доброте и понимании. Иначе, по мнению специалиста, в семье быть не может и не должно.
«В девять часов, после одного мультика или сказки, а также после кружки теплого молока с медом мои дети оказываются в своих кроватях. Речь идет о некотором постоянстве и даже о ритуалах. Все знают, во сколько к чему готовиться, и знают, что будет дальше, шаг за шагом. По этой причине, за счет отлаженности, со стороны детей никакого сопротивления не возникает. У нас есть такой ритуал, как почесать спинку дочке, есть ритуал объятий и поглаживаний. Это все очень важные вещи! Когда в семье изначально установлены добрые отношения, когда есть взаимопонимание, воспитательный процесс идет очень легко».
Но и без стресса, конечно же, никуда…
«В ситуации накала ребенку нужно четко говорить, что он должен сделать. "Раздеваешься и идёшь мыть руки", никаких упрашиваний. В противном случае в голове возникает связка: обида – злость – вина – агрессия, то есть ребенок начинает восприниматься женщиной, как маленький садист, и вот тогда уже срыва не избежать. Родители всегда должны помнить и понимать, что они – родители, и в данной ситуации они у руля».
Относительно игр с детьми и уборки у Юлии, как у мамы двоих детей, тоже есть свои рекомендации.
«Я пришла к тому, что у вещей должны быть свои места. Нужно тратить минимум времени и энергии на их поиски. У меня отчасти прижилась система по методу Кон Мари. Это вертикальное хранение предметов удобно тем, что вещи всегда видны. А еще у этой системы есть своя философия: вещь должна радовать и вызывать положительные эмоции… Таким образом я избавилась от большей части ненужных вещей в своем доме. Что-то отдала, а что-то просто выкинула. В любом случае с их исчезновением у меня прибавилось энергии».
Игры с детьми – это увлекательно и, по мнению Юли, сильно снижает чувство вины, когда вдруг кажется, что слишком много занимаешься собой и слишком мало – своими малышами.
«Убирайте все гаджеты и играйте с ребенком как минимум полчаса в день, а лучше час и больше. В YouTube сейчас есть множество примеров игр для всех возрастов. У нас вот прижилась игра «Зеркало», когда родителю надо «отзеркалить» ребенка или, наоборот, ребенку – родителя. Также мы играем в поиск предметов определенного цвета в комнате… Это, кстати, отличный вариант для тех, у кого мало сил на игры, но развлечь и занять ребенка все равно очень хочется».
Личное пространство женщины
В качестве главного залога психологического здоровья матери Юля выделяет личное время женщины, ее свободу и ее интересы, которые, как ни странно, часто никак не граничат с интересами малышей.
«У мамы обязательно должно быть время, никак не связанное с детьми. В моем случае это танцы, я занимаюсь форро… Очень важны встречи с друзьями. Это и кино, и прогулки, и настольные игры. Личное время и выход в другие роли, не связанные с материнством, дают возможность избежать выгорания, вероятность которого лично в моем деле очень высока. Если не будет сторонних интересов и жажды узнавать что-то новое, будь то направление в танцах или книга, которую хочется обсудить с приятелями, никакой надежный партнер не поможет женщине, попросту потому, что у нее не будет мотива выползать из своей берлоги. Вот, например, моя приятельница организовала книжный клуб. Мы собираемся в нем раз в месяц и обмениваемся впечатлениями о прочитанном».
С супругом нашей героине очень повезло. «Закрепленные выходные» у Юли и ее мужа работают без исключений. У папы есть свое свободное время, а у мамы – свое.
«Когда я работаю вечерами, он занимается детьми. И наоборот. Это все вопросы договоренностей, вопросы открытости. Если что-то у кого-то меняется, это тоже всегда можно обсудить».На лайфхаки относительно воспитания двух девочек Юля не скупится, у нее их много. Делится как с подругами, так и с клиентами. Первое правило, по мнению психолога, звучит так: никогда нельзя забывать думать и о себе тоже.
«Если не удается нормально поспать ночью, ложитесь спать днем. Важнее сна для психики ничего нет. Выходя из дома, необходимо брать с собой еду и питье не только для ребенка, но и для себя. В моменты, когда напряжение зашкаливает, а идти еще долго и далеко, банальный глоток йогурта или даже воды может спасти положение, может помочь не сорваться на ребенка… В моменты сильной усталости нужно уметь расслабляться. Уборка может подождать, да и еду сейчас заказать проще и дешевле, чем покупать и готовить дома. Отношения с детьми важнее, чем отдраенная квартира, хотя и это иногда может быть способом переключиться, отдохнуть».
О чем говорят мужчины?
В практике Юлии на горячую линию за помощью обращались и мужчины. И, кстати, оказать им эту помощь вовремя иногда даже важнее, чем их женам.
«С чем они звонят? Они звонят с тревогой. Они переживают, они берут на себя ответственность за своих жен. Ведь женщинам иногда элементарно страшно звонить. Главное, что мы стараемся делать, когда обращаются мужчины, – так это поддерживать их в заботе о женах, хвалить их за это... В то же время я всегда стараюсь говорить о том, что да, действительно сейчас в их семье произошли перемены и теперь они не только пара, как раньше, но и родители. Теперь им необходимо время для того, чтобы адаптироваться к новым условиям и новым ролям. Я объясняю, что у женщины идет сильнейшая гормональная перестройка, что весь ее организм настраивается на ребенка, и если все идет как надо, если у ребенка нет неврологических нарушений, а у женщины есть возможность опереться на своего мужа, то в скором времени семья войдет в свой новый статус и жизнь пойдет своим чередом.
Если же где-то возник сбой, иногда это не пережитый кризис родов, иногда биологические факторы в сочетании с уникальным психологическим опытом женщины, то может начаться депрессия... И вот тогда я уже настоятельно рекомендую обратиться как минимум к перинатальному психологу, который сейчас есть почти в любой женской консультации. Далее можно обратиться к психотерапевту и даже прибегнуть к возможности медикаментозной поддержки. В конце разговора я всегда благодарю за доверие и предлагаю, чтобы на горячую линию позвонила уже непосредственно сама женщина».
Фотографии из личного архива героини.
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!