Кризисное состояние
Я думаю, что само по себе название "подростковый возраст" очень несправедливо. Гораздо лучше было бы это назвать "кризисом раннего возраста". Почему именно так? Потому что это не просто возраст. Это сплошное кризисное состояние. Именно в течение этого периода кажется, что ребенок становится неуспешным в огромном количестве областей жизни. В первую очередь у подростков начинаются проблемы с учебой.
Отсутствие ресурсов
Лично я была девочкой-умничкой и училась практически на одни пятерки, но в 14 лет внезапно скатилась в учебе до двоек в четвертях, до прогулов, до угроз отчисления и неаттестации. Однако я прекрасно понимала школьную программу, спокойно решала задачи, знала, как нужно выполнить домашнее задание, чтобы его приняли с восторгом, и объясняла подруге, которая училась гораздо лучше меня, непонятные ей предметы.
Я не стала внезапно тупой. Просто я не хотела и не могла учиться. Год назад моя мать сказала: "Желание учиться – главный показатель нормального внутреннего состояния". Почему так? Потому что обучение – это всегда что-то "сверх", всегда то, что мы специально привносим в свою жизнь, чтобы развиваться. Развитие возможно только тогда, когда предыдущий этап пройден и понят. Когда кончились пугающие вопросы. Когда силы еще есть, когда есть потребность в том, чтобы их тратить. А находящийся в кризисе ребенок, чьи силы сполна уходят на то, чтобы лечить себя изнутри, может иметь потребность в том, чтобы тратить эти силы на что-то еще?
Мне было плохо. Я тратила силы на то, чтобы встать с кровати и приехать в школу, на то, чтобы справиться с одноклассниками, которые меня гнобили, на то, чтобы не разреветься, думая о несчастной любви, на то, чтобы сдержать свои эмоции. Мое состояние привело к тому, что в попытке бегства от одиночества я вступала в дружеские отношения с людьми, грубо нарушающими мои
Изображение
Иные приоритеты
Но допустим, что я нашла бы силы. Как-нибудь вдруг они появились. Что бы я стала с ними делать? Направила бы их на изучение алгебры? Конечно, нет. Я бы попыталась наладить отношения с родителями, направила бы силы на то, чтобы помочь самой себе, на то, чтобы прибраться в комнате и не наорать на младших детей за то, что они забирают слишком много внимания мамы и папы. В списке "дел" учеба была бы чуть ниже "стать
Как не стоит реагировать
Помнится, у меня отбирали телефон за двойки. А еще лишали компьютера. Запрещали гулять после школы. Мне говорили: "Это все развлечения. Сначала делай дела, потом развлекайся". А вот так реагировать родителям действительно не стоит. Потому что все развлечения – это как раз попытка получить ресурсы или хотя бы не потратить их. Прокрастинация – признак не лени, а недостатка ресурсов. К тому же,
Мне становилось еще хуже, потому что я не получала той подпитки, которая помогала мне оставаться на плаву. Меня ругали. Но конфликты приводили только к появлению чувства вины, которое забирает еще больше сил. Мне говорили "Давай мы поможем", но предложенная помощь заключалась не в занятиях с папой математикой, в поиске репетитора. Мне предлагали учебный процесс, от которого я не могла бы сбежать. Разве это может помочь?
Как помочь ребенку
Во-первых, отстаньте от темы учебы. По крайней мере, временно. Если вы и дальше будете "приседать на мозги" ребенку, у вас получится только вызвать негатив. Затем, пожалуйста, отведите своего ребенка к психологу (лучше, конечно, к частному – от государственных психологов толку мало). Конечно, вы, может, и сами справились бы, да только у хорошего психолога есть диплом и годы, потраченные на то, чтобы разбираться во внутренних проблемах человека. Психолог сможет вам сказать, как нужно помочь ребенку, как компенсировать его боль, как придать ему сил. И только после того, как ребенок придет хотя бы в относительную норму, когда вы увидите, что он самостоятельно начинает тянуться к учебе – просто вдруг начинает делать уроки, с меньшей неохотой идет в школу, что-то познавательное читает – только тогда можно мягко, очень мягко предложить помощь. Не настаивать, а предложить. И если вы предложили помощь вовремя, ребенок обязательно ее примет.
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!
Это просто отсутствие желания и интереса...вина учителей тоже есть, не могут заинтересовать, потому что в наше детство такого не было, уроки проходили гораздо интереснее. Мы сейчас своему малышу мишки эвалар омега даём. Они поддерживают интеллектуальные способности на высоком уровне и тогда с успеваемостью гораздо меньше проблем. Очень советую родителям с подобными ситуациями.