Источник фото: freepik - ru.freepik.com
Первые слова ребенка: какие же они приятные и радостные для мам, пап, бабушек и дедушек. Пусть сперва нечеткие и непонятные, но такие важные и запоминающиеся, навсегда остающиеся в памяти. Тем более что со временем детки начинают развивать свою речь, с каждым годом звуки становятся все чище, а предложения длиннее. Однако некоторые малыши упорно молчат, постоянно путают звуки, невнятно произносят простые слова, когда их сверстники уже наперебой болтают и заучивают стишки. Другие вроде и пытаются говорить, но их речь могут разобрать только самые близкие родственники, а друзья и воспитатели совсем не могут понять их язык. А что говорят специалисты? Как должен строить предложения малыш в четыре года? Какие прилагательные и предлоги использовать в своей речи? В какой ситуации стоит говорить о нарушении речевого развития, а когда не нужно беспокоиться и стоит подождать. Как помочь ребенку разговориться, как не допустить психологической травмы. Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в нашем материале.
Для начала давайте разберемся, что же это за возраст - четыре года. Это, безусловно, – время новых открытий, активности, первых обязанностей. В этот период детки, как правило, очень энергичны, любознательны, любят все делать самостоятельно, активно отстаивают свою точку зрения. Также в четыре года мальчишки и девчонки начинают переживать и чувствовать новые эмоции – обиду, грусть, стыд. Физическое развитие заметно отличается от трехлеток. Детки могут ловко преодолевать полосы препятствий, ходить и стоять на цыпочках, на одной ноге больше десяти секунд, повторяют простые танцевальные движения, Координация движений в 4 года уже достаточна для того, чтобы перепрыгнуть через небольшую канавку, но пройти по узкой скамеечке малышу пока трудно.
Что касается речевого развития, то к четырем годам ребенок должен обладать следующими навыками:
- произносить все звуки четко. Возможны проблемы с шипящими и «р», в этом случае стоит проконсультироваться с логопедом.
- без задержки выговаривать многосложные слова. Однако нет ничего страшного, если ребенок не с первого раза верно произносит незнакомые многосложные слова. Дайте ему несколько попыток.
- уметь составлять рассказ о прошедшем дне либо о каком-либо событии, празднике из пяти–шести предложений.
- распространённо отвечать на поставленные вопросы.
- склонять слова.
- различать интонации взрослых.
- определять качества предметов (тонкий, быстрый, ловкий, хрупкий) и говорить о них.
- заучивать наизусть короткие стихотворения.
- уметь определять первый звук в названных взрослым словах.
В этом возрасте словарный запас ребенка примерно – 2000 – 2500 слов.
Беспокоиться стоит в том случае, если ребенок в четыре года не может построить простое предложение из двух – трех слов, преимущественно использует неречевые средства коммуникации (мимика, жесты). Кроме того, родителям стоит насторожиться, когда ребенок отвечает на вопросы, рассказывает истории, но понять его в четыре года практически невозможно. «Он ведь все понимает, но только сказать не может», - скажите вы. Однако здесь также можно говорить о задержке речевого развития. Вот когда еще стоит обратиться к специалисту:
- ребенок неправильно произносит многосложные слова, пропускает слоги, переставляет их в слове;
- отвечает односложно. Не может составлять распространённые предложения;
- словарный запас крохи заметно ограничен, преимущественно использует слова, которые семья применяет ежедневно в быту;
- малыш может путать слова, если они близки по звучанию, но разные по значению;
- четырехлетка не замечает грубых речевых ошибок у себя и окружающих;
- у ребенка слишком быстрая или, напротив, – слишком замедленная речь;
- заметен пропуск слогов, замена слов, схожих по звучанию.
При наличии таких признаков можно говорить о задержке речевого развития. Эта ситуация требует работы со специалистом. Как правило, такие нарушения диагностируются чаще у мальчиков, чем у девочек. Диагноз «задержка речевого развития» ставится примерно каждому десятому малышу. Здесь нет ничего страшного и криминального, нужно просто вовремя обратиться к специалисту и начать лечение.
Источник фото: freepik - ru.freepik.com
Возможные причины отставания:
- родовая травма
- гидроцефалия
- стремительные или преждевременные роды
- инфекционные или вирусные болезни у мамы во время вынашивания
- проблемы с моторикой органов артикуляции
- социальные проблемы, в частности, отсутствие общения со взрослыми
- травмы головы
- неврологические проблемы
- нарушение, связанные с развитием интеллекта, умственная отсталость
- наследственность. Если у родителей была продиагностирована «задержка речевого развития», то у ребенка могут возникнуть такие же трудности с произношением
- психологические травмы
- заболевание головного мозга
- дефекты слухового аппарата
- глухота
- аутизм, элективный мутизм, олигофрения
- стресс или перегрузка. Например, если весь день у малыша расписан, нет ни минуты свободного времени, то это может в том числе негативно сказаться и на развитии речи.
Как провести диагностику?
Небольшую проверку можно провести дома. Первое: попросите ребенка образовать множественное число (игрушка – игрушки, машинка – машинки). Затем попросите почитать какие-либо предметы домашнего интерьера (один стул, два стула). Потом спросите, как можно ласково назвать какой-нибудь предмет (кровать - кроватка, кукла – куколка). Также покажите сыну или дочке любимую игрушку и спросите про ее качества.
Так можно проверить наличие у малыша слов, обозначающих признаки окружающих предметов. Более тщательную и экспертную проверку проведет логопед.
Профилактика задержки развития речи
Во-первых, стоит всячески поощрять стремление детей разговаривать, рассказывать истории о прошедшем дне в садике, о прогулке или занятиях. Даже если вы заняты, ни в коем случае не прерывайте ребенка, а, напротив, внимательно слушайте его, задавайте вопросы, спрашивайте подробности. Если же малыш не стремится самостоятельно общаться, нужно просить его рассказать о полученных впечатлениях, об эмоциях, переживаниях. После прочтения любимых сказок стоит поговорить с сыном или дочерью о героях произведения, об их поступках, а также об уроках, которые можно извлечь после прочтения. Еще один важный момент – в этом возрасте необходимо развивать понятие о пространстве. Употреблять слова – справа, слева, позади, высоко и.т.д. Хорошее развитие могут оказать занятия логоритмикой. Нужно просто двигаться под ритмичную музыку, произнося различные звуки. Если ребенок выговаривает какие-либо звуки неправильно, необходимо мягко, но систематически указывать на ошибки, напоминать, как нужно говорить правильно. Не забывайте хвалить за успехи. Также ограничьте время, проведенное у телевизора, не разрешайте смотреть фильмы ужасов, боевики и триллеры. Лучше отправьтесь на прогулку и рассматривайте мир вокруг и обсуждайте, обсуждайте и еще раз обсуждайте.
Нелишней будет и специальная гимнастика. Вот несколько упражнений:
- постучать кончиком языка по зубкам
- поиграть язычком в прятки
- вытянуть изо рта напряженный язычок
- положить на нижнюю губу расслабленный кончик языка
- вытянуть губы вперед
- надуть щеки, а потом, наоборот, сильно их втянуть.
Больше полезных упражнений вы можете найти в интернете. Главное, выполнять их каждый день без пропусков, но стоит выбирать время. Не нужно выполнять упражнения, когда ребенок хочет есть или спать.
Как проходит лечение
В первую очередь, необходимо установить фактор, который вызывает задержку. Для начала обратитесь к педиатру, он даст направление к профильным специалистам:
- ЛОРу: врач осмотрит ребенка и определит, нет ли у него отита, аденоидов, тугоухости.
- Логопеду. Этот специалист расспросит маму о протекании беременности, о родах, возможных травмах при появлении на свет. Кроме того, логопед проверит моторное развитие, состояние речевого аппарата, слуховых и зрительных реакций, специфику коммуникативной деятельности ребенка.
- Невролог, в свою очередь, даст заключение после ряда исследований (электроэнцефалография, эхоэнцефалография, дуплексное сканирование артерий головы ребенка), которые необходимы для выявления поражений головного мозга.
- Психолог определит, нет ли у малыша тяжелых психологических травм, тормозящих и мешающих развитию речи. Также специалисты для диагностики используют денверский тест психомоторного развития, шкалу психомоторного развития по Гриффитс, шкалу раннего речевого развития, шкалу Бейли и другие методы.
Кроме того, очень важно вовремя определить, что у ребенка именно задержка речевого развития, а не общее нарушение развития – аутизм, элективный мутизм, олигофрения. Нужно отметить, что ребята, у которых диагностировали задержку речевого развития, будут поставлены на диспансерный учет. Врачи будут внимательно следить за успехами малыша, при необходимости корректировать лечение, предотвращать возможный рецидив. С большой вероятностью после прохождения специальной комиссии его направят в специализированный детский сад компенсирующей направленности или логопедическую группу. Пугаться не стоит: ребята с нарушениями речи каждый день занимаются с логопедом и нередко раньше остальных учатся читать, считать и даже писать.
Источник фото: freepik - ru.freepik.com
Коррекция, полезные занятия и лечение
Способы коррекционной помощи при задержке речевого развития зависят от причин, из-за которых произошло отставание в формировании речевых функций. Например, если имеет место быть социально-педагогический фактор, то в первую очередь крайне важна организация речевой среды, в которой будет стимулироваться речь ребенка. В случае же когда проблемы вызваны нарушениями функций мозга, то вместе с коррекционной логопедической работой нужно проводить лечение, прописанное врачом. Это может быть массаж, лечебная физкультура, рефлексотерапия, физиотерапия, прием определённых препаратов.
Источник фото: freepik - ru.freepik.com
Дополнительное внимание необходимо уделить развитию мелкой моторики - полезны будут игры с пластилином, глиной, тестом, рисование, пальчиковая гимнастика, игры с песком, крупами, водой, бисероплетение, пальчиковый театр, собирание мозаики, картонных пазлов, развивающих конструкторов, массаж ладошек и прочее.
До начала школьных дней
Если у вашего ребенка в 4 года диагностирована задержка речевого развития, не стоит отчаиваться и паниковать, необходимо собраться и понять, что впереди долгая и кропотливая работа. Но при помощи родителей и квалифицированных специалистов все трудности можно преодолеть. Также важно понимать, что неразрешенные проблемы с речью могут отразиться через несколько лет на усвоении школьной программы, это приведет к еще большему отставанию и возможным насмешкам со стороны одноклассников. Так что сейчас самое время помочь своему ребенку преодолеть сложившиеся трудности. Все в ваших руках!
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!
Это могут быть и какие-то дефицитные моменты в том числе. Например при нехватке йода тоже проблемы с речью бывают...мы с такой же проблемой сталкивались. Кстати по совету нутрициолога давали ребёнку витамишки мульти. Вот здесь есть в составе и йод, и холин, поэтому для речи полезно и даже для памяти и внимания.
4 года - это ещё не слишком большой возраст, есть возможность всё это исправить. К логопеду можно походить, к детскому неврологу. Нам ещё рекомендовали мишки эвалар мультивитамины...у них в составе цинк, витамин C, витамин Е. Это и для подготовки к школе играет большую роль, развивает усидчивость, память, внимание.