Вход на сайт
Регистрация
или
CAPTCHA
Регистрация кабинета врача и/или психолога
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Образование

Отбились от ручек

Автор
Сергей Ачильдиев
Сергей Ачильдиев
Литератор
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
18 июля 18 в 07:30
6
Отбились от ручек

Учёные проследили весь путь способов письма – от палочек для глиняных дощечек до клавиатуры компьютера, и пришли к горестному выводу. Наши дети пишут кое-как, а потому и думают не лучше.

Мы писали, мы писали…

Анна Григорьевна, знакомая учительница предпенсионного возраста, жалуется:

– Проверять письменные работы учеников всегда было делом долгим и трудным. Но теперь это просто каторга. Большинство пишет как курица лапой. Не только я, они сами не в силах разобрать свои каракули. Но дело даже не только в этом. Над иной работой сидишь битый час, пытаясь понять, что именно хотел сказать автор.

Я не поверил, решил сам посмотреть, что и как пишут её одиннадцатиклассники.

Мама дорогая! Если бы я не видел этих девочек и мальчиков, их светлые лица и умные глаза, я бы решил, что это писали маугли, вернувшиеся из джунглей, где они провели большую часть детства. Про грамматические ошибки, криво-уродливый почерк и удивительную схожесть совершенно разных букв я уж не говорю. Зачастую некоторых букв в словах вовсе не хватало, а другие поменялись друг с дружкой местами. В иных предложениях подлежащие, сказуемые и обстоятельства были расставлены самым причудливым образом.

Различные обследования в вузах показывают: студенты, конспектирующие лекции в тетради, усваивают материал лучше, чем их товарищи, делающие это в ноутбуке.

Нет, далеко не все работы были таковы. Однако и не одна-две, чтобы посчитать их досадным исключением из общего светлого правила.

Я не мог понять – почему этих ребят за столько лет не научили выражать свои мысли на бумаге чётко, ясно и грамотно? Анна Григорьевна мне объяснила:

– В компьютере они пишут гораздо лучше. И гораздо чаще. Всё дело в недостаточной практике письма на бумаге.

Да кто бы сомневался! Ведь, сидя за клавиатурой, не надо заботиться ни о почерке, потому что к твоим услугам любой шрифт любого размера, ни о грамматике, опечатках и даже смысловой логике – все твои огрехи машина подчеркнёт синей или красной волнистой линией.

Потом мы ещё долго разговаривали с Анной Григорьевной, и выяснилось, что на самом деле в последние годы, в связи с массовой компьютеризацией, проблема умения писать, выводя буквы на бумаге, стала поистине всепланетарной. А кроме того, эта проблема обрела самые неожиданные последствия.

Отбились от ручек

Источник фото:  shutterstock.com

Наука пока не в курсе дела

Специалисты, изучающие эту проблему, придерживаются двух диаметрально противоположных позиций.

Одни бьют тревогу. Они говорят, что письменная культура и, в частности, умение красиво, чётко писать способствуют развитию мелкой моторики, а та, в свою очередь, – развитию мозговой деятельности. Проще говоря, тот, кто много и хорошо пишет ручкой, тот много и хорошо думает. А ещё – лучше запоминает. Различные обследования в вузах показывают: студенты, конспектирующие лекции в тетради, усваивают материал лучше, чем их товарищи, делающие это в ноутбуке.

Татьяна Черниговская, профессор филологического факультета Санкт-Петербургского университета, дополняет: мелкая моторика, в том числе письмо, способствует также развитию устной речи.

Утрата навыков ручного письма – важная, если не главная, причина того, что средний показатель IQ среди молодых в последние полвека сначала перестал расти, а потом начал снижаться. Это по социологическим данным. А по наблюдениям миллионов взрослых – многие нынешние дети не только пишут плохо, но и с трудом могут высказать свои чувства.

Убогость устной речи – прямое следствие того, что родители мало общаются с детьми, и на школьных уроках дети слишком мало говорят, тем более участвуют в каких-либо обсуждениях.

Татьяна Черниговская предельно категорична: «Хотим остаться высшим видом на Земле? Значит, мы должны уметь красиво писать».

Научные оппоненты возражают. В наши дни, говорят они, мир переходит в принципиально иную эпоху – цифровой цивилизации. Информационные технологии, сама информация на наших глазах превращаются в суть жизни миллиардов людей. Конечно, когда из Петербурга в Москву едешь в карете, многое видишь, а когда по тому же маршруту мчишься в «Сапсане», успеваешь заметить только мелькающие перед глазами столбы. Но герой горьковской пьесы «На дне» ещё сто с лишним лет назад сказал: «В карете прошлого никуда не уедешь».

Оппоненты сторонников чистописания утверждают: мелкой моторики в жизни ребёнка хватает и без ручного письма. Дети всегда что-нибудь мастерят – рисуют, лепят, клеят, режут, пришивают, вырезают... Кстати, сидя за компьютером, они работают не одной рукой, как прежде, когда каждый ученик-«писатель» имел мозоль на среднем пальце, а сразу двумя. Если же современные дети плохо мыслят, то это прежде всего потому, что нынче учебный процесс подчинён не развитию логики и поиску аргументов, а натаскиванию на сдачу ЕГЭ. А убогость устной речи – прямое следствие того, что родители мало общаются с детьми, и на школьных уроках дети слишком мало говорят, тем более участвуют в каких-либо обсуждениях, где нужно отстаивать свои взгляды.

Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО, открыто признаёт: «Я не разделяю мнения тех, кто говорит о незаменимости письма для развития мозга или, к примеру, о том, что работа на компьютере отупляет. Напротив! Функционально, для мозга, письмо ручкой гораздо проще, чем набор текста на клавиатуре».

Отбились от ручек

Источник фото:  shutterstock.com

Пока одни дискутируют, другие действуют.

Недавно в США, в соответствии с новыми базовыми государственными стандартами образования (The Common Core State Standards), чистописание в начальных классах стало необязательным, на усмотрение учителя. А в Финляндии, где, как известно, система среднего и высшего образования одна из лучших в мире, решили вообще полностью отказаться от этого старомодного предмета. Теперь финские дети будут писать не от руки, а на компьютере. Да и у нас уроки чистописания сокращены до минимума, а к старшим классам ребята уже почти всё пишут в компьютере.

…Кто прав, кто ошибается – неизвестно. Как говорил герой советского популярного фильма, «Наука пока не в курсе дела».

Самая важная работа

Ну, и что теперь делать? Ждать, когда в науке победит та или иная точка зрения или когда учёные придут к консолидированному мнению? И сколько именно – год, два, десять?

Мы, взрослые, могли бы подождать. Да только дети наши ждать не могут – они растут каждый день. А потому… А потому имеет, наверное, смысл следовать всем рекомендациям.

Каллиграфия – медитация в движении кисти, связанной с вашим телом, душой, разумом. Нажатием кисти вы заполняетесь энергией, отпуская кисть – опустошаетесь.
  1. Будем больше внимания уделять мелкой моторике детей, особенно дошколят и учеников начальной школы. Работа руками очень хорошо помогает голове – это уже точно доказано.
    И с радостью украсим свою квартиру, дачу некоторыми (не всеми, а только, на ваш взгляд, лучшими) ребячьими работами из пластилина, материи и дерева, рисунками, макраме… Ребёнок чувствует, что вы его любите не только тогда, когда вы ему это говорите, когда его целуете, дарите подарки, но и когда признаёте в нём личность.

  2. Постараемся понять, что на самом деле чистописание – не скучный урок, а своего рода творчество – урок рисования. И относиться к этому уроку надо творчески. Причём независимо от того, сколько вам годков – шесть, восемь, тридцать или за пятьдесят.
    Ирина Хакамада, некогда профессионально занимавшаяся бизнесом и политикой, вот уже десять лет не менее профессионально занимается китайской каллиграфией. Вот что она пишет о своём увлечении:
    «Каллиграфия – медитация в движении кисти, связанной с вашим телом, душой, разумом. Нажатием кисти вы заполняетесь энергией, отпуская кисть – опустошаетесь. Нажали – вдох, плавно отпустили – выдох. Суетливый бег вашего потока сознания замедляется, и вы открываете неизведанный мир внутри себя. Мир будоражащий, безграничный и странно комфортный. Это и есть внутренняя свобода».

  3. И давайте постараемся в общении с детьми как можно реже заменять себя телевизором, компьютером, планшетом.

Будем расспрашивать детей, где они были, что видели, кто и что им сказал, а ещё – как они ко всему этому относятся. Давайте не поучать, не давить своим взрослым авторитетом, не навязывать сразу своё мнение. Давайте лучше на равных обсуждать с детьми увиденное, услышанное и прочитанное, дискутировать, спорить, давая понять, как важно уважать чужое мнение.

…Само собой, всё это огромная и очень трудная работа. Зато и очень важная. Самая важная на свете. Ну, скажите – что может быть в жизни важнее воспитания ребёнка?

Отбились от ручек

Источник фото:  shutterstock.com

Это интересно

«Одно на свете есть добро – // неочинённое перо», – писал Александр Полежаев, один из лучших поэтов пушкинской поры. Сегодня далеко не каждому из нас легко себе представить, что вся мировая литературная классика, начиная с «Повести временных лет» и до второй половины XIX века, была создана с помощью гусиного пера.

Гусиные перья верой и правдой служили всем – школярам и королям – на протяжении 1200 лет. Но после того как в 1803 году было запатентовано металлическое перо, дни недолговечных гусиных перьев были сочтены. Ещё наши бабушки и дедушки до войны писали такими ручками: палочка, а на конце – стальное перо №86. В Ленинграде эти ручки любовно называли «вставочками».

Конечно, в то время уже были в ходу и авторучки, их нередко ещё называли «вечным пером». Но авторучки мог позволить себе далеко не каждый, а потому их счастливые обладатели нередко имели обыкновение носить ручку в нагрудном кармане пиджака, причём рядом с тут же торчащей расчёской. Говорят, Анна Ахматова при виде таких граждан не могла удержаться от вопроса: «А где же ваша зубная щётка?».

Уже в 1960-х в СССР было налажено массовое производство авторучек, и они стали доступны даже многим школьникам. Автоматическое перо оставалось «вечным», но зачастую текло немилосердно, пачкая чернилами портфели, пеналы и школьную форму.

По-настоящему демократичным инструментом для письма стали шариковые ручки, хотя тоже не сразу. До начала 1970-х их ещё привозили в подарок из-за границы. Но потом стали штамповать миллионами и разрешили ими пользоваться даже школьникам. Ученики их сразу полюбили: никаких тебе мучительных «с нажимом» и «волосяных» – все линии в буквах одной толщины, да к тому же нет ни клякс, ни чернильных пятен на пальцах.


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Комментарии6
Отслеживать комментарии

При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
Отправить
Ответ Максиму
Неавторизованный пользователь Авторизованный пользователь
Подпишитесь на «Аист на крыше»

Нравится то, что читаете? Подпишитесь на рассылку Подпишитесь!

Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть