Учёные проследили весь путь способов письма – от палочек для глиняных дощечек до клавиатуры компьютера, и пришли к горестному выводу. Наши дети пишут кое-как, а потому и думают не лучше.
Мы писали, мы писали…
Анна Григорьевна, знакомая учительница предпенсионного возраста, жалуется:
– Проверять письменные работы учеников всегда было делом долгим и трудным. Но теперь это просто каторга. Большинство пишет как курица лапой. Не только я, они сами не в силах разобрать свои каракули. Но дело даже не только в этом. Над иной работой сидишь битый час, пытаясь понять, что именно хотел сказать автор.
Я не поверил, решил сам посмотреть, что и как пишут её одиннадцатиклассники.
Мама дорогая! Если бы я не видел этих девочек и мальчиков, их светлые лица и умные глаза, я бы решил, что это писали маугли, вернувшиеся из джунглей, где они провели большую часть детства. Про грамматические ошибки, криво-уродливый почерк и удивительную схожесть совершенно разных букв я уж не говорю. Зачастую некоторых букв в словах вовсе не хватало, а другие поменялись друг с дружкой местами. В иных предложениях подлежащие, сказуемые и обстоятельства были расставлены самым причудливым образом.
Нет, далеко не все работы были таковы. Однако и не одна-две, чтобы посчитать их досадным исключением из общего светлого правила.
Я не мог понять – почему этих ребят за столько лет не научили выражать свои мысли на бумаге чётко, ясно и грамотно? Анна Григорьевна мне объяснила:
– В компьютере они пишут гораздо лучше. И гораздо чаще. Всё дело в недостаточной практике письма на бумаге.
Да кто бы сомневался! Ведь, сидя за клавиатурой, не надо заботиться ни о почерке, потому что к твоим услугам любой шрифт любого размера, ни о грамматике, опечатках и даже смысловой логике – все твои огрехи машина подчеркнёт синей или красной волнистой линией.
Потом мы ещё долго разговаривали с Анной Григорьевной, и выяснилось, что на самом деле в последние годы, в связи с массовой компьютеризацией, проблема умения писать, выводя буквы на бумаге, стала поистине всепланетарной. А кроме того, эта проблема обрела самые неожиданные последствия.
Источник фото:
Наука пока не в курсе дела
Специалисты, изучающие эту проблему, придерживаются двух диаметрально противоположных позиций.
Одни бьют тревогу. Они говорят, что письменная культура и, в частности, умение красиво, чётко писать способствуют развитию мелкой моторики, а та, в свою очередь, – развитию мозговой деятельности. Проще говоря, тот, кто много и хорошо пишет ручкой, тот много и хорошо думает. А ещё – лучше запоминает. Различные обследования в вузах показывают: студенты, конспектирующие лекции в тетради, усваивают материал лучше, чем их товарищи, делающие это в ноутбуке.
Татьяна Черниговская, профессор филологического факультета Санкт-Петербургского университета, дополняет: мелкая моторика, в том числе письмо, способствует также развитию устной речи.
Утрата навыков ручного письма – важная, если не главная, причина того, что средний показатель IQ среди молодых в последние полвека сначала перестал расти, а потом начал снижаться. Это по социологическим данным. А по наблюдениям миллионов взрослых – многие нынешние дети не только пишут плохо, но и с трудом могут высказать свои чувства.
Татьяна Черниговская предельно категорична: «Хотим остаться высшим видом на Земле? Значит, мы должны уметь красиво писать».
Научные оппоненты возражают. В наши дни, говорят они, мир переходит в принципиально иную эпоху – цифровой цивилизации. Информационные технологии, сама информация на наших глазах превращаются в суть жизни миллиардов людей. Конечно, когда из Петербурга в Москву едешь в карете, многое видишь, а когда по тому же маршруту мчишься в «Сапсане», успеваешь заметить только мелькающие перед глазами столбы. Но герой горьковской пьесы «На дне» ещё сто с лишним лет назад сказал: «В карете прошлого никуда не уедешь».
Оппоненты сторонников чистописания утверждают: мелкой моторики в жизни ребёнка хватает и без ручного письма. Дети всегда что-нибудь мастерят – рисуют, лепят, клеят, режут, пришивают, вырезают... Кстати, сидя за компьютером, они работают не одной рукой, как прежде, когда каждый ученик-«писатель» имел мозоль на среднем пальце, а сразу двумя. Если же современные дети плохо мыслят, то это прежде всего потому, что нынче учебный процесс подчинён не развитию логики и поиску аргументов, а натаскиванию на сдачу ЕГЭ. А убогость устной речи – прямое следствие того, что родители мало общаются с детьми, и на школьных уроках дети слишком мало говорят, тем более участвуют в каких-либо обсуждениях, где нужно отстаивать свои взгляды.
Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО, открыто признаёт: «Я не разделяю мнения тех, кто говорит о незаменимости письма для развития мозга или, к примеру, о том, что работа на компьютере отупляет. Напротив! Функционально, для мозга, письмо ручкой гораздо проще, чем набор текста на клавиатуре».
Источник фото:
Пока одни дискутируют, другие действуют.
Недавно в США, в соответствии с новыми базовыми государственными стандартами образования (The Common Core State Standards), чистописание в начальных классах стало необязательным, на усмотрение учителя. А в Финляндии, где, как известно, система среднего и высшего образования одна из лучших в мире, решили вообще полностью отказаться от этого старомодного предмета. Теперь финские дети будут писать не от руки, а на компьютере. Да и у нас уроки чистописания сокращены до минимума, а к старшим классам ребята уже почти всё пишут в компьютере.
…Кто прав, кто ошибается – неизвестно. Как говорил герой советского популярного фильма, «Наука пока не в курсе дела».
Самая важная работа
Ну, и что теперь делать? Ждать, когда в науке победит та или иная точка зрения или когда учёные придут к консолидированному мнению? И сколько именно – год, два, десять?
Мы, взрослые, могли бы подождать. Да только дети наши ждать не могут – они растут каждый день. А потому… А потому имеет, наверное, смысл следовать всем рекомендациям.
-
Будем больше внимания уделять мелкой моторике детей, особенно дошколят и учеников начальной школы. Работа руками очень хорошо помогает голове – это уже точно доказано.
И с радостью украсим свою квартиру, дачу некоторыми (не всеми, а только, на ваш взгляд, лучшими) ребячьими работами из пластилина, материи и дерева, рисунками, макраме… Ребёнок чувствует, что вы его любите не только тогда, когда вы ему это говорите, когда его целуете, дарите подарки, но и когда признаёте в нём личность. -
Постараемся понять, что на самом деле чистописание – не скучный урок, а своего рода творчество – урок рисования. И относиться к этому уроку надо творчески. Причём независимо от того, сколько вам годков – шесть, восемь, тридцать или за пятьдесят.
Ирина Хакамада, некогда профессионально занимавшаяся бизнесом и политикой, вот уже десять лет не менее профессионально занимается китайской каллиграфией. Вот что она пишет о своём увлечении:
«Каллиграфия – медитация в движении кисти, связанной с вашим телом, душой, разумом. Нажатием кисти вы заполняетесь энергией, отпуская кисть – опустошаетесь. Нажали – вдох, плавно отпустили – выдох. Суетливый бег вашего потока сознания замедляется, и вы открываете неизведанный мир внутри себя. Мир будоражащий, безграничный и странно комфортный. Это и есть внутренняя свобода». -
И давайте постараемся в общении с детьми как можно реже заменять себя телевизором, компьютером, планшетом.
Будем расспрашивать детей, где они были, что видели, кто и что им сказал, а ещё – как они ко всему этому относятся. Давайте не поучать, не давить своим взрослым авторитетом, не навязывать сразу своё мнение. Давайте лучше на равных обсуждать с детьми увиденное, услышанное и прочитанное, дискутировать, спорить, давая понять, как важно уважать чужое мнение.
…Само собой, всё это огромная и очень трудная работа. Зато и очень важная. Самая важная на свете. Ну, скажите – что может быть в жизни важнее воспитания ребёнка?
Источник фото:
Это интересно
«Одно на свете есть добро – // неочинённое перо», – писал Александр Полежаев, один из лучших поэтов пушкинской поры. Сегодня далеко не каждому из нас легко себе представить, что вся мировая литературная классика, начиная с «Повести временных лет» и до второй половины XIX века, была создана с помощью гусиного пера.
Гусиные перья верой и правдой служили всем – школярам и королям – на протяжении 1200 лет. Но после того как в 1803 году было запатентовано металлическое перо, дни недолговечных гусиных перьев были сочтены. Ещё наши бабушки и дедушки до войны писали такими ручками: палочка, а на конце – стальное перо №86. В Ленинграде эти ручки любовно называли «вставочками».
Конечно, в то время уже были в ходу и авторучки, их нередко ещё называли «вечным пером». Но авторучки мог позволить себе далеко не каждый, а потому их счастливые обладатели нередко имели обыкновение носить ручку в нагрудном кармане пиджака, причём рядом с тут же торчащей расчёской. Говорят, Анна Ахматова при виде таких граждан не могла удержаться от вопроса: «А где же ваша зубная щётка?».
Уже в 1960-х в СССР было налажено массовое производство авторучек, и они стали доступны даже многим школьникам. Автоматическое перо оставалось «вечным», но зачастую текло немилосердно, пачкая чернилами портфели, пеналы и школьную форму.
По-настоящему демократичным инструментом для письма стали шариковые ручки, хотя тоже не сразу. До начала 1970-х их ещё привозили в подарок из-за границы. Но потом стали штамповать миллионами и разрешили ими пользоваться даже школьникам. Ученики их сразу полюбили: никаких тебе мучительных «с нажимом» и «волосяных» – все линии в буквах одной толщины, да к тому же нет ни клякс, ни чернильных пятен на пальцах.
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!
Очень странно, что об этом пишет литератор. Вы лучше позаботьтесь о своем письме.
Так было всегда. Формулировать свои мысли адекватно могут не все. И всеобщая компьютеризация здесь не при чем.
У нас в школе из 12 человек в классе, нормально писали только 3. Просто люди были и остались тупыми.
ты тоже тупая?
Нет в мире идеальных людей
Плохое поведение у детей это в принципе вариант нормы... они таким образом развиваются и познают мир. Другое дело что можно немножко поддержать организм ребенка, например давать бэби эвалар мультивитамины от А до цинка в шипучих таблетках. Принимать удобно именно детям и разрешены с 3 лет.