По роду своей деятельности (я помогаю в организации благотворительности) мне часто приходится обращаться в различные государственные и муниципальные структуры с заявлениями и обращениями. Причем нередко организации, которые могут мне помочь, находятся не только в том городе, в котором я живу. Письменные обращения по ряду причин использовать неудобно. Во-первых, почта идет долго. Во-вторых, зачастую приходится посылать заявления заказным письмом с уведомлением о вручении, а это дополнительные траты.
Мне советуют обзавестись электронной подписью, чтобы можно было отправлять обращения по электронной почте. Но говорят, что это затратно. К тому же для разных структур требуется разная электронная подпись. Не подскажете, может быть, есть какой-либо универсальный способ облегчить жизнь работникам, которые сталкиваются с такой же проблемой?
Да, есть. Это простая электронная подпись (ПЭП), которую с недавних пор можно оформить во всех МФЦ страны бесплатно. 27 августа 2018 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ № 996, которым внесены поправки в Правила определения видов электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг. Эти правила действуют с 25 июня 2012 г., они утверждены Постановлением Правительства РФ № 634 «О видах электронной подписи...».
Ранее для получения права на использование простой электронной подписи действительно нужно было обращаться в специальные сертификационные центры или (в зависимости от целей ПЭП) в различные органы власти. Например, в налоговую инспекцию, если простая электронная подпись была нужна для подачи налоговой отчетности.
Теперь порядок изменен. Все прежние способы получения ПЭП остались в силе. Но к ним добавился еще один – получение ПЭП в МФЦ.
Ключ ПЭП выдается в МФЦ совершенно бесплатно.
Что это такое?
Простая электронная подпись – аналог подписи человека на каком-либо бумажном документе. Она так же индивидуальна и так же позволяет удостоверить или подтвердить вашу личность при вашем обращении куда-либо. Ранее развитие цифровых услуг в России сдерживалось тем фактом, что решение вопросов через Интернет не позволяет с уверенностью подтвердить личность заявителя. Его ответственность за излагаемые в электронных обращениях факты и просьбы установить было невозможно.
Изменить эту ситуацию и призвано внедрение в общее и широкое использование простой электронной подписи.
Источник фото:
ПЭП – это всего-навсего комбинация букв и цифр. Ее преимущество в том, что такая комбинация всегда индивидуальна и привязана к личности своего владельца. Соответственно, вводя эту комбинацию, человек ставит свою электронную подпись – подтверждает свое авторство обращения или заявления.
С помощью ПЭП можно авторизовываться на любых порталах государственных и муниципальных услуг. В том числе таких, как:
- Пенсионный фонд России;
- Wi-Fi в метро городов страны, где действует эта система;
- ФНС России;
- сайты мэрий и правительств регионов страны;
- ОНФ (Общероссийский народный фронт), общественная палата;
- ГИС ЖКХ;
- «Работа в России» – общероссийская база вакансий, а также многих других.
ПЭП важна также, если вы работаете удаленно.
Фактически каждый орган власти, обязанный предоставлять государственные и муниципальные услуги, должен работать с обращениями граждан в электронном виде при наличии на них ПЭП.
Наиболее удобно использовать ПЭП в тех случаях, когда требуется удаленная идентификация и аутентификация заявителя. Ранее это было возможно только при личном обращении гражданина в органы власти. Теперь личного присутствия уже не нужно. Достаточно один раз получить ПЭП через МФЦ в удобном для вас месте и в удобное вам время.
Добавим, что, помимо ПЭП, существуют и другие виды электронных подписей. Например, квалифицированная (КЭП). Ее получают в специальных учреждениях, которые аккредитованы Минкомсвязью РФ. КЭП имеет более полную юридическую силу – ее можно использовать, например, в судах.
Условия получения
Порядок получения ПЭП в МФЦ прописан в тех же правилах определения видов электронной подписи, которые мы упоминали выше. Для этого необходимо обратиться в ближайший многофункциональный центр госуслуг с соответствующим заявлением. При себе необходимо иметь паспорт и СНИЛС.
В МФЦ обязаны выдать вам ключ ПЭП. Но сделают это только при условии, что ваша личность установлена при физическом приеме. Получить ПЭП – ваше право, а не обязанность. В дальнейшем вы можете использовать ПЭП в электронной форме при любом обращении за любой государственной или муниципальной услугой.
Единственное условие: обращаться за госуслугами с использованием ПЭП, полученной в МФЦ, вам придется через портал госуслуг ЕСИА. Только так можно будет выполнить вашу идентификацию и аутентификацию. Благодаря этому расходы заявителей на получение сертификатов физического носителя ключа простой электронной подписи могут быть сведены к нулю.
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!